Курсовая теория на тему Принцип наглядности и возможности его реализации в современной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ.
2. КЛАССИФИКАЦИИ И ВИДЫ
НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ
2.1.………………………. Применение
наглядных пособий в современной школе.
2.2.
Принцип наглядности в свете современных компьютерных технологий
2.3.………………………………………………….. Классификация
наглядных пособий
2.4.…………………………………….. Правила
применения принципа наглядности
3. ЗНАЧЕНИЕ
ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Сегодня в социуме установилось
новое восприятие первостепенной цели образования. Основной задачей
преподавателя является оказание помощи в формировании у ученика способностей к
саморазвитию, обеспечивающие интегрирование личности ученика в национальную и
мировую культуру, в связи с этим, уделяется огромное значение улучшению методов
обучения. Методы обучения являются одним из элементов неразделимой методической
системы обучения. Главную роль среди этих элементов методики играют цели
обучения. Преобразование целей обучения оказало влияние не только на само содержание
обучения, но также вызвало за собой значительные изменения иных элементов
методики, и в первую очередь, методов обучения. Это явно проявляется в том, что
для образовательного учреждения были сформированы новые учебники, выработаны
новые методики, сформированы новые системы средств обучения.
До недавнего времени в
дидактике не действовало конкретных разграничений понятий закона,
закономерности, принципов и правил. Впрочем, в ходе рассуждений было не раз доказано,
что совершается перестройка содержания принципов, которые сохранили свой смысл в
новых условиях, и рождаются новые принципы, в которых отображаются новые
требования социума к обучению. Константин Дмитриевич Ушинский выявил первостепенные
условия для осуществления благополучного обучения так: современность,
постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность,
самодеятельность учащихся, правильность. К дидактическим принципам он относил
также:
1) сознательность и
активность обучения;
2) наглядность;
3) последовательность;
4) прочность знаний и
навыков.
Развитие
учебно-воспитательного процесса достижимо путём рациональной организации труда
детей и преподавателя абсолютно на каждом уроке, вовлечение результативных способов
обучения, благоразумного применения технических и наглядных средств обучения, огромной
исполнительной дисциплины, прекрасно налаженной обратной связи.
Всё вышесказанное
оказывает помощь в решении различного рода проблем, которые возникают в ходе
учебно-воспитательного процесса. Самыми актуальными проблемами в наше время является
вопрос касаемо увеличения качества усвоения знаний, уровня сформированности
умений и навыков. Проблема повышения качества знаний, умений и навыков стоит
перед преподавателями с давних времён. Для достижения данной цели преподаватели
применяют разные методы и средства работы с учащимися.
Одним из важнейших в
работе в современной школе методов является использование принципа наглядности.
Изучением и применением методов наглядности занимались Ян Амос Коменский, Иоганн
Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский и многие
другие учёные. Наглядность представляет собой один из компонентов целостной
системы обучения, которая помогает учащемуся изучить материал на более высоком
уровне.
Целью исследования является
изучение принципа наглядности в системе школьного образования. В соответствии с
поставленной целью сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть
исторический аспект принципа наглядности;
— изучить теоретический
материал по теме исследования, раскрыть сущность понятия «наглядность»;
— раскрыть классификацию
наглядных пособий.
Объектом исследования
является учебный процесс в современной школе, а предметом исследования
наглядность как дидактический принцип обучения.
Заключение:
Наглядность в обучении
способствует тому, что у учеников, благодаря восприятию предметов и процессов
окружающего мира, устанавливаются представления, которые верно отображают
объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые феномены
анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Методы обучения являются
способами совместной деятельности преподавателя и ученика, которые направлены
на разрешение задач обучения, то есть дидактических задач и включают в себя
деятельность преподавания и учения. Хотя функции преподавателя и ученика в
процессе обучения обозначаются отдельно, но протекают они во взаимосвязи и в
тесном единстве, так как преподавательская деятельность невозможно реализовать
без учения, а учение невозможно без вмешательства преподавания. Ни один
отдельно взятый метод обучения не может гарантировать нужных результатов в
полном объёме. Действующего эффекта возможно достигнуть при использовании
дополняющих друг друга методов, которые могут быть ориентированы на общую цель.
Под наглядными методами
обучения подразумеваются такие, при которых освоение учебного материала
находится в значительной зависимости от применяемых в ходе обучения наглядного
пособия и технических средств. Наглядные методы могут обеспечить объёмное и
комплексное, многоаспектное восприятие информации, которое помогают развитию у обучающихся
всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, увеличивающего качество
освоения учебного материала; обретение теоретических и практических навыков и
умений; совершенствование познавательной активности и мотивации к учебной и
исследовательской деятельности.
Наглядные методы применяются
во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и
предназначаются для наглядно-чувственного знакомства учеников с феноменами,
процессами, объектами в их реальном виде или в символьном изображении при помощи
разнообразных рисунков, репродукций, схем и др.
Требование гарантирования
наглядности в случае применения электронного учебного материала могут и должны
быть осуществлены на принципиально более высоком уровне. В будущем, когда
виртуальная реальность получит большее широкое распространение, целесообразнее
будет вести речь не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения: чем
больше органов принимает участие в процессе восприятия информации, тем успешнее
будет происходить сам процесс познания. Применение интерактивного оборудования
и новых обучающих систем даёт возможность ввести новый формат учебного занятия.
Компьютерная поддержка в современной школе предоставляет шанс вывести урок на
качественно новый уровень, увеличить статус преподавателя, применять разного
рода виды деятельности на уроке, результативнее учреждать контроль и учёт
знаний учеников.
В общем и целом, можно сделать
вывод, что практически любой преподаватель при желании может применять современные
наглядные методы, пособия или создавать собственные электронные презентации, а
также создавать тесты для своих уроков.
Использование наглядного
принципа меняет в лучшую сторону преподавание традиционных учебных предметов, совершенствует
процессы понимания и запоминания учебного материала и самое главное поднимет на
неизмеримо более высокий уровень интерес учеников к образовательной
деятельности. Подобного рода дополнение является более эффективным и даёт
возможность совмещать разные средства, которые способствуют более глубокому и
осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время, наполняет его информацией,
расширяет кругозор, развивает познавательный интерес. Именно применение
современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и
интересным для учеников, а также проверить их знания.
Применение наглядного
принципа является одним из важнейших положений дидактики не только для формирования
у школьников образных представлений, но и для образования понятий, для
понимания отвлеченных связей и зависимостей. Ощущение и понятие представляют
собой разные этапы единого процесса познания.
В современной дидактике
понятие принципа наглядности относится к разного рода видам восприятия. Ни один
из видов наглядных пособий не располагает абсолютными преимуществами перед
другим.
Крайне важным является
использование наглядных средств целенаправленно, так как чрезмерное
использование наглядности в современной школе не приносит пользы, а скорее
наоборот вредит усвоению знаний и развитию школьников. Когда у ученика присутствуют
необходимые образные представления, необходимо использовать их для организации
понятий, для развития отвлечённого мышления.
Знание преподавателем
форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной результативно
даёт шанс творчески использовать наглядные средства сообразно поставленной
дидактической задаче, особенностям учебного материала и иным конкретным
условиям.
Основными
требованиями для реализации принципа наглядности является присутствие
высокоидейного и научного содержания, соответствие цели и содержанию занятий,
средства наглядности необходимо применять творчески, а также методически
правильно, при подготовке к занятию необходимо продумать вид,
содержание наглядности и методику применения.
Целесообразно:
определить следующие функции наглядности:
·
воссоздание формы, сущности явления, его структуру,
связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;
·
приведение в состояние активности все анализаторы и
психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего образовывается
богатая эмпирическая база для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности
детей и педагога;
·
формирование визуальной и слуховой культуры;
·
предоставление преподавателю обратную информацию: по
заданным вопросам ученикам делается возможным судить об усвоении материала.
Фрагмент текста работы:
1.
ИСТОРИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ.
Сама мысль наглядности
занимает заметное место в истории становления педагогики. На практике она проявлялась
в осуществлении дидактического принципа наглядности, который научно
формировался одним из первых в истории педагогики. Принцип наглядности представляет
собой один из самых древних и важных принципов дидактики.
Данный метод
использовался даже в те времена, когда не существовало письменности и такого
понятия как «школа». В давние времена философы и учёные-педагоги дискутировали
о том, как упростить познавательный труд учащихся. В будничном плане в школах
древних стран, таких как Китай, Египет, Греция и Рим, наглядность являлась
крайне широко использована. Применяли наглядные пособия в качестве средства,
облегчающего учение школьников и на территории Древней Руси, но необходимо
отметить, что не существовало педагогической теории и принципа применения
наглядных средств [4].
В изучение принципа
наглядности в разный период времени внесли свой существенный вклад Томас Мор
(1478-1535), Франсуа Рабле (1494–1553), и Томмазо Кампанелла (1568–1639) и
многие другие.
Английский
мыслитель-гуманист Томас Мор в своей работе «Золотая книжечка, столь же полезная,
сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», или
же просто «Утопия», акцентировал своё внимание на наглядных пособиях, в
особенности при изучении астрономии [3].
Первым исследователем, разработавшим
крайне хорошую теорию наглядности в качестве принципа успешного обучения, был известный
чешский преподаватель Ян Амос Коменский (1592–1670). Этот учёный суммировал
эмпирический опыт предыдущих учёных и первым теоретически обосновал, а также в подробностях
описал и раскрыл принцип наглядности.
Ян Амос Коменский рассматривал
принцип наглядности в качестве привлечения всех органов чувств человека к
лучшему восприятию вещей и феноменов. Основываясь из сенсуалистических взглядах
(«нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении»), учёный в основу познания
и обучения ставил чувственный опыт и объявил «золотое правило дидактики»:
«…пусть будет для… учащих золотым правилом: всё, что только можно, представлять
для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением,
слышимость – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное
осязанию – путем осязания… А поэтому следовало начинать обучение не со
словесного толкования о вещах, с
реального наблюдения над ними» [8].
В своём самом известном
теоретическом труде «Великой дидактике» Ян Амос Коменский следующим образом выявил
принцип наглядности, её первостепенные задачи и значение: «Если мы хотим
привить учащимся подлинное и прочное знание вещей, необходимо обучать всему путём
личного наблюдения и чувственного доказательства… Кто сам однажды с вниманием созерцал
анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит всё правильнее, нежели если
он прочитает глубочайшие объяснения, не узрев всего этого своими собственными
глазами. Отсюда известное выражение: наблюдение собственными глазами заменяет
собой доказательство».
Принцип наглядности он
противопоставлял словесному, пассивному обучению. Для реализации принципа он
считал нужным применять настоящие предметы и естественное наблюдение за ними, а
если это нереально – модели или копии предметов, или явлений.
Из чего можно заключить,
что Ян Амос Коменский совершенствует и развивает крайне важную мысль касаемо
широкого использования в школе разного рода наглядных пособий. В его учебниках
также предлагается применять данный принцип, о чём свидетельствуют составленные
им учебные книги, большинство из которых он иллюстрировал персонально [17].
Будущие разработки
теоретических положений принципа наглядности и их проверки в практике обучения
тесно переплетаются с такими именами, как Жан-Жак Руссо (1712- 1778),
Иоганн Генрих Песталоцци (1746- 1827), Иоганн Фридрих
Гербар (1776- 1841), Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-
1866),
Роберт Оуэн (1771- 1858), Михаил Васильевич Ломоносов (1711-
1765),
Пирогов Николай Иванович (1810- 1881), Константин
Дмитриевич Ушинский (1823- 1871), а в наше время Леонид
Владимирович Занков (1901- 1977)
и многие другие [31].
Чрезвычайное значение
наглядности в обучении давал швейцарский педагог и демократ Иоганн Генрих
Песталоцц, некоторые из его работ посвящены методике применения принципа
наглядности. Ярким примером служит, например, «Азбука наглядности, или
наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых описывались
новейшие методы обучения.
Педагог-демократ излагал
мысль, схожую с «золотым правилом» Яна Амоса Коменского, а точнее: «Чем большим
количеством чувств ты познаешь суть явлений или како-то предмета, тем
правильнее будут твои знания о нём» [42].
Немецкий психолог и
педагог Иоганн Фридрих Гербарт в своих дидактических рекомендациях давал совет
в преподавании широко использовать наглядность: когда нет возможности показать
сам предмет, необходимо продемонстрировать его изображение; но не стоит долгое
время демонстрировать одно и то же, так как однообразность действует изнурительно
[45].
Английский
социалист-утопист Роберт Оуэн сформировал начальную школу для детей рабочих
своей фабрики, где весь процесс обучения строился на основании широкого использования
принципа наглядности: стены школы были покрыты рисунками, которые изображали
животных и растений, а в ходе обучения на занятиях применялись разного рода
наглядные пособия [10].
Немецкий педагог,
теоретик экспериментальной педагогики, доктор философии Вильгельм Август Лай
был сельским преподавателем, обучал в учительской семинарии в Карлсруэ и в
университете Фрайбурга. Огромное значение в педагогической деятельности он
придавал организации действия, в определение которого включал любого рода
практическую и творческую деятельность учащихся [23].
При помощи дидактического
эксперимента немецкий педагог изучал условия успешного преподавания, привёл
доводы и осуществил на практике оптимизированную систему наглядных средств и способов
обучения [45].
Крупный теоретик
социальной педагогики, немецкий преподаватель, философ Пауль Наторп в целом
ряде статей о И.Ф. Гербарте и И.Г. Песталоцци сформировал новое определение
«наглядности» в качестве интуиции, ставшее «лозунгом новых дидактических
устремлений» [36]. Положительны взгляды на использование принципа наглядности в
процессе обучения были также поддержаны и развиты отечественными педагогами
[38].
Первый русский ученый,
поэт, филолог, физик, химик Михаил Васильевич Ломоносов с успешностью
использовал на своих лекциях наглядные пособия, что являлась новшеством для того
периода. Будущие поколения новаторских российских учёных также благополучно использовали
на своих лекциях наглядные пособия, а также опыты [6].
Российский хирург, преподаватель
и общественный активист Николай Иванович Пирогов среди первостепенных
дидактических принципов выделял рациональность обучения, активность и
наглядность, при этом всемерно одобрял методические поиски преподавателей касаемо
данных вопросов [2].
Константин Дмитриевич
Ушинский советовал учить родной язык: призывал использовать упражнения, которые
возбуждают мысль и вызывают у детей желание выражать мысль в слове [24]. В
связи с этим, первой формой работы преподавателя он выдвигал принцип наглядного
обучения, которое включало в себя прямое наблюдения над предметами и феноменами,
беседу касаемо конкретных образов, которые были восприняты ребёнком, путём
картины или ранее полученным им путём самостоятельных наблюдений [9].
Совмещение слова с принципом
наглядности у К. Д. Ушинского направлено на то, чтобы развить у детей способности
«наблюдать верно», обогащать духовный мир учащегося «полными, верными, яркими
образами». Учёный считал, что в человеческом изучении крайне важно видеть
предмет со всех сторон и в среде тех отношений, в которые он поставлен [18].
Принцип наглядности не утратил
актуальности и в ХХ столетии. Многие учёные и педагоги рассматривали его одним
из первостепенных. Леонид Владимирович Занков писал: «…суть принципа
наглядности состоит в том, что в обучении надо основываться на прямом
восприятии учащимися предметов и процессов объективной действительности и их
изображений» [28].
Согласно вышесказанному, сущность
принципа наглядности состоит в целесообразном и результативном привлечении
органов чувств к восприятию, осознанию и переработке учебного материала [26].
Существуют такие правила применения
принципа наглядности:
— присутствие
достаточного количества наглядности;
— рациональное
определение времени использования средств наглядности;
— ликвидация перегрузки
урока наглядными средствами;
— вовлечение к восприятию
всех органов чувств;
— рациональное совмещение
слова и средств наглядности [41].