Курсовая теория на тему Применение права: понятие, стадии. Акты применения права.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Применение права как
важнейшая форма реализации правовых норм
1.1.Понятие и особенности применения
права
1.2.Основные стадии процесса
применения норм права
Глава 2. Акты применения права
2.1. Понятие и виды актов применения
права
2.2. Проблемы эффективности
применения норм права
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы
исследования. По мнению Алексеева С.С., Архипова С.С., любые правоотношения
представляют собой средство перевода общих моделей поведения, заложенных в
нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения
членов общества (субъектов права). Через правоотношения осуществляется
реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты
поведения людей[1].
Все правовые нормы должны
быть каким-либо образом претворены в жизнь, иначе сам по себе институт права не
имел бы смысла. Если бы отсутствовал механизм реализации правовых норм, то есть
претворения правовых норм в жизнь, то существование права самого по себе
лишалось бы своего целевого назначения, смысла своего существования. Сам по
себе процесс воплощения правовых норм, властных юридических предписаний — это
сложный процесс, в котором взаимодействуют человек, общество и государство. Он
состоит в активных действиях отдельного гражданина, государственного органа,
организации, должностных лиц органов государственной власти и органов местного
самоуправления и всех иных участников правовых отношений. Иным образом этот
механизм определен, как реализация права. Сама реализация права, как процесс
имеет не меньшее значение, чем принятие правовых норм. Реализацию права можно
воспринимать, как способ осуществления той цели для которой собственно и
создано право, как регулятор общественных отношений. Соответственно если
отсутствуют механизмы реализации права, то, как следствие ставится вопрос о
существовании самого права, как регулятора правовых отношений, для чего оно
создано. В наши дни нередко, декларируемые нормы права не реализуемы, все это
ставит под вопрос, а зачем же существуют вышеуказанные нормы. Зачастую это
просто ширма для решения своих политических интересов отдельных социальных
групп. В этой связи можно привести множество примеров, закрепленных в
конституции РФ положений в том числе прав на бесплатное образование и
медицинское обслуживание (к примеру: статьи 29, 39, 43 Конституции Российской
Федерации) иных прав закрепленных в главе 2 Конституции РФ, а также положений
закрепленных в иных законодательных актах, все это свидетельствует о подмене
желаемых понятий декларируемыми.
Можно выделить ряд
способов реализации правовых норм: исполнение, соблюдение, использование и
применение. Каждый из данных форм реализации права имеет огромное значение для
процесса претворения правовых норм в жизнь.
Одной из основных форм
реализации права является его применение.
Применение права — это
особая форма реализации правовых норм. Само по себе право — это особый
регулятор общественных отношений. Для того что бы право претворялось в жизнь
существуют правовые нормы, при помощи которых и осуществляется правовое
регулирование. Вступая в общественные отношения, регулируемые нормами права
субъекты, таким образом, вступают в правовые отношения.
Роль и значение
применения права, как особой формы реализации права неоценима, так, по мнению
ряда ученых-юристов правоприменение наряду с правотворчеством является одним из
направлений функционирования правовой системы. Особое значение в применении
права имеют конкретные стадии его применения, именно данные стадии позволяют
претворить правовые нормы в жизнь.
Степень разработанности
проблемы. Вопросы реализации права рассматривались в исследованиях таких
авторов как Г.А. Борисов, А.С. Пиголкин, Н.И. Матузов, А.В. Малько, М.И.
Абдулаев, А.С. Алимбекова, Ю.Н. Андреев, Ю.В. Барзилова, С.И. Саенко, В.Д.
Перевалов и др.
Объектом исследования
явились общественные отношения, складывающиеся по поводу применения права.
Предметом исследования
является изучение применения права, его признаков, стадий, анализ состояния
правоприменения в России, научные исследования в установленной сфере.
Целью данной работы
является исследование правоприменения, его признаков, стадий, анализ состояния
применения права в России.
Для достижения
поставленной цели представляется необходимым последовательное решение следующих
основных задач:
раскрыть понятие и
особенности применения права;
рассмотреть основные
стадии процесса применения норм права;
изучить понятие и виды
актов применения права;
выявить проблемы
эффективности применения норм права.
В работе использованы
труды ведущих российских ученых-конституционалистов, рассматривающих реализацию
права и его основные формы таких как Авакьян С.А., Баглай М.В., Алексеев С.С,
Малько А.В.
Нормативную базу
исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, а также иные
нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.
Эмпирическую основу
работы составили материалы судебной практики.
Методологической основой
данной работы выступает комплекс общенаучных и частнонаучных методов:
диалектического метода, анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения,
обобщения, нормативно-правового, формально-юридического, и иных специальных
методов научного познания.
В
структурном плане работа состоит из введения, двух глав, разделенных на
параграфы, заключения, а также библиографического списка.
[1] Теория государства и права: Учебник для
вузов / Алексеев С.С., Архипов С.С.Перевалов В.Д. и др. 3-еизд.,перераб. и доп. М.: Норма, 2015. С.231.
Заключение:
Реализация права – это
следование его нормам как со стороны органов государства и должностных лиц, так
и в поступках граждан, в деятельности их объединений.
В теории права выделяются четыре формы реализации права:
Во-первых, соблюдение;
Во-вторых, исполнение;
В-третьих, использование;
В-четвертых, применение.
Особая форма реализации
права – применение.
Проанализировав понятия и
признаки применения права, мы можем предложить следующее авторское определение:
«применение права – это особая форма государственной деятельности
уполномоченных на то государственных органов, правоохранительных органов,
судов, органов местного самоуправления, направленной на реализацию правовых
предписаний, защиту и охрану законных прав и интересов граждан и юридических
лиц, происходящей в сфере правоприменительных отношений, в строго регламентированном
законом порядке».
Задачи и функции,
возложенные на государство, выполняются им посредством различных методов и
инструментов, в том числе методов убеждения и принуждения.
Убеждение является
методом реализации права и выражается в моральном, психологическом воздействии
на человека.
Основным методом
реализации права выступает принуждение. Принуждение применяется в различных
отраслях права.
Правоприменительная
деятельность является одной из форм государственной деятельности. Она
осуществляется в рамках правового поля. Признаки правоприменительной
деятельности схожи с признаками правотворческой и контрольно-надзорной правовых
форм.
Однако специфическими
являются предпосылки появления правоприменителя как специального субъекта
правоприменительной деятельности.
К таким условиям и
предпосылкам относят:
Во-первых, возникновение
спора правового характера (к примеру, трудовые споры);
Во-вторых, совершение
правонарушения, которое ведет к необходимости применения в отношении
правонарушителя мер государственного принуждения;
В-третьих, необходимость
властного распоряжения по определению нового правового статуса лица (к примеру,
приказ ректора института о зачислении абитуриентов на первый курс и др.).
Правоприменение
осуществляется компетентными органами государственной власти в следующих
формах:
–
оперативно-исполнительная деятельность;
–
правоохранительная деятельность.
Установление фактической
основы дела представляет собой сбор информации о данных фактах, доказывание их
наличия или отсутствия.
Сбор доказательств
является сложной юридической деятельностью (в основном она осуществляется во
время предварительного расследования в рамках расследования по уголовному делу;
сторонами гражданского правового спора и др.).
Отметим, что факты,
которые возложены в основу решения, должны отвечать требованиям – относимости,
полноты и доказанности.
Правовая квалификация
(т.е. установление юридической основы дела) является второй стадией применения
права.
Третья стадия правоприменения
– вынесение решения по делу, которая является наиболее важной стадией
правоприменительного процесса. Фактически на этой стадии и осуществляется
правоприменительная деятельность. Вынесением решения завершается
правоприменительная деятельность.
Правоприменительный
процесс в обязательном порядке оформляется документально. Более того,
правоприменительное решение также должно быть оформлено документально.
Изучение
понятия "ошибки в применении правовых норм" определяет необходимость
выявления некоторых проблем, связанных с этим юридическим явлением:
—
проблема с закреплением понятия «ошибки в применении правовых норм» в теории права;
—
проблема с определением основных особенностей понятия ошибок как юридического
явления, которое будет способствовать его правильной идентификации на практике
и особенно при рассмотрении дел в судах.
Мы
предлагаем следующее определение ошибки в применении норм права – это
негативный результат действий правоприменителя, отраженный в нормативном акте,
затрагивающий и (или) нарушающий права и законные интересы лиц, а так- же
интересы общества и государства, заинтересованных в правильности применения
правовых норм, основанный на его заблуждении и (или) неведении, который выявлен
правоприменителем (правоприменителями), обладающий полномочиями на выявление и
устранение ошибок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Применение права как важнейшая форма реализации правовых норм
1.1.
Понятие и
особенности применения права
В.
В. Лазарев и С. В. Липень формы реализации права – соблюдение, исполнение и
использование – называют формами непосредственной реализации права, так как
субъекты осуществляют нормы самостоятельно[1].
Когда же они вынуждены прибегать к официальному содействию органов государства,
тогда следует говорить о такой форме реализации права, как применение. Под ним
они понимают деятельность компетентных органов по реализации правовых норм
путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.
Авторы
коллективной монографии по проблемам правоприменения рассматривают его как
властную индивидуально-определенную деятельность, осуществляемую государством.
При этом они подчеркивают, что «ее соотношение с понятием реализации права
спорно, однако ясно, что она выделяется и получила общее признание по иному
критерию, а именно по участию государства как субъекта государственного
принуждения, используемого для обеспечения действия правовых норм»[2].
Действительно, весьма спорно отграничение правоприменения от реализации права.
Если использовать для этого критерий участия государства в обеспечении правовых
норм, как отмечают названные авторы, то с этим в полной мере нельзя
согласиться, так как и при иных формах (соблюдении, исполнении, использовании)
государство предполагается в качестве одного из участников отношений[3].
Ранее
в одном из советских учебников подчеркивалось, что «хотя в процессе применения
права компетентные органы и должностные лица непосредственно сами реализуют
(соблюдают, исполняют и используют) определенные нормы права, регулирующие их
деятельность, все же главное его назначение состоит в обеспечении реализации
правовых норм другими субъектами – теми, в отношении которых применяется право.
Другими словами, правоприменение есть государственно-властный способ
организации осуществления норм права»[4].
На наш взгляд, весьма емкое определение. Поэтому, когда используем термин
«правоприменение», то речь также идет о реализации права (соблюдении,
исполнении, использовании), но с позиции государственно-властной организации –
о процессе претворения норм права в практику властными субъектами. Например,
несоблюдение норм приводит к применению мер ответственности. Следовательно,
можно говорить о правореализационной или (что идентично и более привычно)
правоприменительной деятельности (практике) со стороны суда или иного
уполномоченного органа по реализации норм (санкций). Посредством применения
права «государство продолжает начатый правотворчеством процесс правового
регулирования общественных отношений, властно вмешиваясь в разрешение социально
значимых для общества и личности индивидуально-конкретных жизненных ситуаций»[5].
В
процессе реализации права, в том числе в процессе правоприменения, возникает
множество проблем, споров, коллизий, требующих своего разрешения. В этом плане
практика реализации правовых норм, действительно, является критерием истины –
конституционности (законности) деяний различных субъектов правоотношений,
качества нормотворческой деятельности государственных органов и должностных
лиц, уровня правового сознания и правовой идеологии и др.
Правоприменительная
деятельность является одной из форм государственной деятельности. Она
осуществляется в рамках правового поля. Признаки правоприменительной
деятельности схожи с признаками правотворческой и контрольно-надзорной правовых
форм.
Однако специфическими
являются предпосылки появления правоприменителя как специального субъекта
правоприменительной деятельности. Ими выступают органы государственной власти;
местного самоуправления, а также их должностные лица.
К таким условиям и
предпосылкам относят:
Во-первых, возникновение
спора правового характера (к примеру, трудовые споры);
Во-вторых, совершение
правонарушения, которое ведет к необходимости применения в отношении
правонарушителя мер государственного принуждения;
В-третьих, необходимость
властного распоряжения по определению нового правового статуса лица (к примеру,
приказ ректора института о зачислении абитуриентов на первый курс и др.)[6].
Правоприменительная
деятельность является основной формой деятельности правоприменителя как
должностного лица. Обеспечение реализации норм права достигается путем
применения правоприменителем специальных средств (в том числе принудительных).
Правоприменение по своей сути выступает в качестве организационно-правовой
формы деятельности управомоченных на то органов и должностных лиц, чья
деятельность направлена на разрешение правовых споров в строгом соответствии с
нормами права. Конечная деятельность правоприменителя выражается в принятии
актов применения права.
Правоприменение как
правовая форма государственной деятельности имеет следующие признаки:
Во-первых, наличием
полномочий для производства правоприменительных действий. Государство путем
издания нормативно-правовых актов наделяет государственные органы специальными
правоприменительными полномочиями. К примеру, норма подп. 1 п. 1 ст. 13
федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»[7] уполномочивает органы
внутренних дел требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных
действий.
Во-вторых, официальностью
работы правоприменителя;
В-третьих, разрешением
юридических дел. Ярким примером разрешения юридических дел является
деятельность судов, которые выносят обоснованные и законные решения.
В-четвертых,
процессуальной урегулированностью порядка осуществления действий. Любая
правоприменительная деятельность не может осуществляться вне рамок
процессуальной формы, которая обычно выражается в следующих стадиях:
возбуждение, рассмотрение и вынесения решения по юридическому делу.
В-пятых, юридически
значимыми результатами. Любое юридическое дело заканчивается вынесением
решения, которое является юридически обязательным для сторон дела.
В-шестых, использованием
технико-юридических средств для оптимизации этой работы.
Необходимо отметить
логическую сторону действий правоприменителя. Она выражается в подведении
жизненного случая (малой посылки) под действие общей нормы (большой посылки),
что впоследствии ведет к формулированию умозаключения.
Достоверность выводов по
делу напрямую связана с выполнением необходимых требований к качеству работы. К
таким требованиям относятся законность и обоснованность.
[1] Лазарев В. В., С.В. Липень. Теория государства и права : учебник для
академического бакалавриата. 5-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство
Юрайт, 2019. С. 21.
[2] Правоприменение: теория и практика / отв.
ред. Ю. А. Тихомиров. М, 2015. С. 26.
[3] Лившиц Р. З. Теория права: учеб. М.,1994. С. 363.
[4] Проблемы теории государства и права:
учеб. /
под ред. С. С. Алексеева. М., 1987. С. 448.
[5] Теория государства и права: учеб. / под
ред. А. С. Мордовца, В. Н. Синюкова. М.,
2015. С. 321.
[6] Борисов Г.А. Теория государства и права:
учебник. Белгород: Изд-во БелГУ, 2017. С. 208.
[7] Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«О полиции» (с изм.
от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №7. Ст. 900.