Курсовая теория на тему Прикладное искусство русского фольклора в хореографии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Русский народный танец
как вид искусства
1.1. Трактовка понятия «народный
танец»
1.2. Отличительные признаки
русского народного танца
Глава 2. Взаимодействие
хореографии с народным декоративно-прикладным творчеством
Введение:
Актуальность
темы.
Понятие
«хореография» охватывает различные виды танцевального искусства: классический
танец, историко-бытовой танец, народный танец, бальный танец, современный
эстрадный танец (джаз, хип-хоп и др.). Среди всего этого многообразия народный
танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.
Народное
декоративно-прикладное искусство, разнообразное в своих формах и проявлениях,
является неиссякаемым источником творчества для хореографии. Их объединяет не
только эстетическое начало, но и определенные композиционные принципы и
закономерности. Народное декоративно-прикладное творчество основывается на
символике образов, ритме, цветовой гармонии, чувстве материала. В хореографии
характерно-выразительные мотивы также ритмично выстраиваются, организуя рисунок
танца по законам симметрии, орнаментики, декоративной целостности. Здесь, как и
в декоративно-прикладном искусстве, важны обобщенность образов, четкость линий
и силуэтов, фактура и колорит материалов для костюмов и декораций. Совокупность
этих компонентов определяет декоративную основу хореографической постановки.
Цель исследования: выявить взаимодействие
хореографии с народным декоративно-прикладным творчеством.
Объект исследования: народный танец.
Предмет исследования: использование элементов декоративно-прикладного
искусства в хореографии.
Для решения поставленной цели в
работе будут решаться следующие задачи:
— рассмотреть трактовку понятия
«народный танец»;
— изучить отличительные признаки
русского народного танца;
— проанализировать взаимодействие
хореографии с народным декоративно-прикладным творчеством.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по
проблеме исследования (анализ, синтез)
Заключение:
Теоретическое
исследования показало, что имеет место проблема, выражающаяся в многообразии
форм народного танца и неопределенности терминологии, эти формы обозначающей.
Следует сказать, что
исследования жанров, стилевых особенностей и танцевальной лексики русских
народных танцев служат основой для создания народно-сценического танца,
впитавшего в себя народные традиции и представляющий собой систему знаний,
исторически сложившуюся совокупность специфических методов и средств
выразительности хореографического искусства в процессе профессионализации
танцевального искусства.
Рисунок танца,
своеобразие его воплощения в костюмах и декорация тесно переплетены с
декоративно-прикладным искусством русского народа. К народным мотивам
обращались не только самодеятельные коллективы, но и всемирно известные
ансамбли песни и танца, а также такие корифеи русской культуры, как И.
Стравинский, П.И. Чайковский и другие.
Таким
образом, хореография может самым тесным образом взаимодействовать с народным
декоративно-прикладным творчеством, приобретая при этом особую зрелищность.
Многокрасочность и декоративность, орнаментальная пластика движения танца перекликаются
с традициями народного декоративно-прикладного искусства в своем художественном
обобщении, условно-декоративных приемах, символике образов. Графика линий,
колористические сочетания, архитектоника форм органически объединяют
сценическое пространство определенным внутренним ритмом и динамикой. Синтез
искусств формирует целостность хореографического произведения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Русский народный танец как вид искусства
1.1. Трактовка понятия «народный танец»
Народный
танец – искусство, основанное на творчестве самого народа. Казалось бы,
определение ясное и понятное. Однако не все так однозначно. Сегодня это понятие
трактуется по-разному. Часто термин «народный танец» является синонимом
этнического, фольклорного танца, иногда обозначает более поздние слои
танцевальной культуры или характеризует танец самодеятельных хореографических
коллективов.
При
этом фольклорный танец – понятие более четкое и определенное. Чаще всего
понятие «народный танец» объединяет многообразие видов и терминов танцевальной
культуры, в той или иной степени относящейся к культуре традиционной. Сегодня
народный танец, как вид сценического искусства, существует в двух вариантах: в
репертуарах ансамблей народного танца и в классических балетах.
Жанр
«Ансамбль народно-сценического танца» создал знаменитый балетмейстер Игорь
Моисеев в 1937 году. Балетмейстеры первых профессиональных ансамблей, созданных
в 30-50-х годах И. Сухишвили, П. Вирский, В. Курбет – знатоки и собиратели
фольклора, ставили задачу восстановить, сохранить бытовавшие в народе
традиционные танцы и создать новые[1].
Но создавая новый жанр – сценический народный танец, они понимали, что
переносить этнические танцы на сцену в нетронутом виде нельзя. Сценическое
искусство имеет свои законы. Нужно было найти компромисс, точнее создать
гармонию между фольклорным и сценическим материалом, определить степень
обработки, театрализации первоисточника.
Танцы,
составляющие репертуар академических ансамблей, подверглись значительной
обработке со стороны балетмейстеров и стали сценическими, но называются
народными: русский народный танец «Лето», белорусский народный танец «Юрочка» и
т.д.
Термин
«сценический» не присутствует и в названиях ансамблей: Государственный ансамбль
народного танца Узбекистана «Бахор», Государственный Академический Ансамбль
народного танца им. И. Моисеева,
Термин
«народно-сценический» танец появился относительно недавно. В 70-х годах ХХ века
педагоги Московского хореографического училища добились, того, что термин
«характерный танец» стал относиться, как в XVIII – XIX веках, только к партиям
в образе: шутов, колдунов, гротескных персонажей. А танцы, основанные на
народных движениях, стали называться народно-сценическими. При этом термин
«народный» подчеркивал использование национальной лексики, народной первоосновы
в танце, а слово «сценический» указывало на стилизацию, интерпретацию этой
первоосновы.
Этот же
термин стал использоваться и для обозначения учебного предмета. В учебных
программах 70-80-х годов употреблялись также термины «классический» и
«академический»: венгерский академический танец, испанский классический танец[2].
В сфере
профессионального хореографического образования термин «народно-сценический
танец» применяется лишь к танцам, которые в стилизованном виде находят свое
воплощение в балетах. Например, русский танец в балете «Лебединое озеро». До
настоящего времени в практике балетного театра для обозначения этих танцев
наряду с термином «народно-сценический» употребляются термины «характерный»,
«народно-характерный» танец.
Народно-сценический
танец в классическом балете и народно-сценический танец в ансамбле народного танца
совершенно обособленно существуют в разных сценических пространствах. Они
отличаются друг от друга степенью обработки, театрализации народного танца.
Причем отличия между этими видами танца настолько значительны, что ставят под
сомнение правомерность отнесения их к одному виду хореографического искусства –
народно-сценическому танцу. Следовательно, и употребление одного и то же
термина в наименовании жанров, на наш взгляд, некорректно.
Нет
однозначного определения для народного танца, исполняемого на эстрадных
сценических площадках. Есть термин «эстрадный танец», подразумевающий любой
танец, исполняющийся в рамках эстрадного жанра: модерн, бальный танец, хип-хоп,
народный танец и т.д. В эстрадном жанре народный танец подвергается
значительной стилизации от костюма и музыкального сопровождения до
заимствования элементов современных стилей танца, акробатики, гимнастики и пр.
Это уже не совсем народный танец, порой даже совсем не народный. Тем не менее,
«национальная принадлежность» этого танца легко идентифицируется.