Курсовая теория на тему Приграничное сотрудничество России и Финляндии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
863353
Введение:
Актуальность работы обусловлена тем, что в конце XX в. после распада СССР внешнеполитический
курс Финляндии претерпел существенные изменения, которые отразились в смене
ориентиров страны в международных отношениях. Россия и Финляндия являются давними
партнерами в политической области и других важных сферах общественной жизни.
После вступления Финляндии в ЕС российско-финляндские отношения необходимо
рассматривать не как взаимодействие двух стран с разными
социально-политическими системами, как это было во времена СССР, и не как
сотрудничество между двумя соседними странами с общей границей, а как
сотрудничество между Российской Федерацией, и страной – членом ЕС. Кроме того,
необходимо подчеркнуть, что Финляндия является государством наиболее
ориентированным на развитие конструктивного и позитивного сотрудничества
Европейского союза с нашей страной.
Для России, ее северный сосед, имеет особое значение во многих европейских
интеграционных процессах, всестороннее сотрудничество с Финляндией является
важным компонентом российской внешней политики. Активизация взаимодействия
России и Финляндии, использование опыта, накопленного нашим северным партнером,
а также имеющихся у него результатов и моделей развития позволяют эффективно
решать общие проблемы. Активное участии России в интеграционных процессах со
странами Европы является важным стратегическим направлением внешней политики,
способствующим поступательному развитию и укреплению политических и
экономических позиций России. Все это способствует интеграции России в
общеевропейское пространство во всех его основных измерениях, и помогает
активно развивать связи нашей страны и ЕС по различным направлениям.
Условия государственного строительства в обеих странах делают более
понятными процесс формирования направления внешней политики России и Финляндии,
конкретные действия российской и финской дипломатии, что в свою очередь,
позволяет отслеживать все нюансы и многообразие подходов России и Финляндии к
их взаимоотношениям, объяснять природу меняющихся приоритетов обоих государств
на региональном и глобальном уровнях, давать оценку пределов и возможностей их
вклада в формирование полицентрической модели мира и выработку новых форм
сотрудничества – все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность
данной работы.
Объектом является определение
основных направлений двустороннего межгосударственного сотрудничества России и
Финляндии в условиях формирования международных интеграционных процессов, как
нового этапа сотрудничества двух стран; формирование и развитие
российско-финляндского взаимодействия в сфере внешней политики, его взаимосвязи
с основными тенденциями в современных международных отношениях.
Предмет – накопленный
опыт и перспективные тенденции развития отношений России и Финляндии в
контексте европейских процессов и «интенсивного» развития государств-партнеров.
Историография. Всю изученную литературу, касающуюся
формирования и развития международного сотрудничества Российской Федерации и
Финляндской Республики на современном этапе условно можно разделить на четыре
группы.
Первую группу составляют работы, рассматривающие общие вопросы
сотрудничества, а также правовые аспекты политических и внешнеэкономических
связей России и Финляндии. Данные аспекты затронуты в работах Е.С. Алексеевой[1], М.А.
Исаева[2], Е.Ю.
Маркеловой[3]. Среди
зарубежных исследователей особо следует выделить работы финских ученых: Р.
Нюберга[4],
который внес значительный вклад в теоретическое осмысление процессов
глобализации, регионализации и в развитие российско-финляндского политического
диалога. Автором была изложена финская точка зрения, которая, несомненно, имеет
свою ценность: она позволяет понять финскую политическую стратегию.
В работе К. Куясл-Скрижинского[5] Россия
и русские выступают по большей части как национальная опасность и соседи,
которые во многих отношениях обычно получают негативную оценку.
Интересен сборник статей под научной редакцией Г.М. Коваленко и
А.Н. Цамутали[6]. В нем
подробно рассмотрен период 1990-х гг., в связи с этим особую актуальность
приобретает проблема взаимоотношений России с внешним миром. Большинство статей
сборника посвящено изучению отношений России и ее ближайшего соседа –
Финляндии.
Несомненный интерес представляют работы таких ученых, как
Т.Б. Бартеньева[7], М.
Клинге[8], М.А.
Могуновой[9], Ю.В.
Пискулова[10],
посвященные определению ориентиров и векторов дальнейшего развития и упрочения
российско-финляндских отношений. Авторы детально изучают специфику
географического соседства русских и финнов, разносторонние межэтнические
контакты, являвшиеся постоянным фактом их исторического развития. Особо следует
отметить научную значимость работ исследователей М.А. Безнина[11] и И.И.
Климина, рассмотревших тенденции развития Северо-западного региона РФ, а также
указавших различные подходы к изучению партнерских отношений
Вторую группу составляют исследования, посвященные региональному
партнерству России и Финляндии. Процессы глобализации акцентируют значимость
межрегиональных вопросов, в которых важное место отводится формированию и
функционированию различных трансграничных структур. Раскрытию и изучению
политических и экономических процессов регионального партнерства посвящены
научные работы О.В. Буториной, А.М. Пашкова, И.М. Соломца, А. Тэвдой-Бурмули,
А.П. Шалева[12],
B.Г. Шемятенкова[13].
В исследовании С.И. Шубина[14]
предпринята попытка выделения основных этапов в процессе развития субъектами РФ
внешних связей с Финляндскими губерниями в 1990-е годы. Важнейшее место среди
направлений международного сотрудничества, по его мнению, занимают
внешнеэкономические связи, однако, лишь около трети регионов страны интенсивно
развивают международную деятельность. Автор выделяет факторы, препятствующие
развитию внешнеэкономических связей.
Третью группу исследований составляют работы, посвященные
торгово-экономическим отношениям России и Финляндии. Среди них труды М.А.
Аксенова[15], Т.В.
Андросовой[16], Л.М.
Григорьева, Ю.Н. Глущенко[17],
С.Н. Загребельного[18].
Экономические связи России и Финляндии в различной степени освещаются другими
авторами. Среди них работы X. Вилена[19], А.М. Данилина[20], А.
Королева, В. Шмыгановского[21], в
которых полно и всесторонне раскрываются и анализируются экономические связи,
научно-техническое сотрудничество в области промышленности и сельского
хозяйства.
Особо полезными для написания данной работы стали данные периодической печати,
а также материалы конференций, посвященные российско-финляндским отношениям в
последнее десятилетие XX в., составившие четвертую группу исследований[22].
Таким образом, анализ научной литературы и периодической печати показал,
что в российской и иностранной историографии в настоящее время идет процесс
накопления, проработки и систематизации фактического материала, отражающего
процесс становления, развития и упрочения разносторонних отношений России и
Финляндии. Большое количество работ, посвященных отдельным аспектам
международного сотрудничества стран, демонстрирует наличие исследовательского
интереса к данной теме в научных кругах.
Цель исследования – рассмотреть основные направления внешней политики
России и Финляндии на современном этапе развития международных отношений,
охарактеризовать основные ориентиры оптимизации взаимодействия
двух стран на основе системного анализа.
Для достижения поставленной цели
предлагается решение поставленных задач:
1.
изучить
внешнеполитические приоритеты России и Финляндии и определить основные
положения, влияющие на внешнюю политику двух стран и механизмы ее регулирования
в контексте российско-финляндских отношений;
2.
проанализировать
сотрудничество России и Финляндии, в социально-экономической и политической
сферах, как основных векторов развития двусторонних отношений;
3.
раскрыть
пути совершенствования российско-финляндского сотрудничества и основных
направлений его дальнейшего расширения и углубления на основе изучения,
обобщения и анализа фактического материала;
4.
дать
оценку российско-финляндскому межрегиональному и приграничному сотрудничеству с
позиции-сотрудничества ЕС и России, определить актуальные направления их
развития;
5.
рассмотреть основные направления сотрудничества
России и Финляндии в социальной сфере.
Методологическую
основу исследования составили научные принципы историзма, объективности,
основанные на признании вариантности исторического процесса, привлечение круга
источников, отражающих различные точки зрения на данную проблему. Комплексный
подход к исследованию проблемы обусловил необходимость применения
проблемно-хронологического метода.
Кроме того, методологическую основу исследования составили диалектический
метод познания, историко-типологический метод, позволяющий выделить
существенные признаки в рассматриваемой проблеме, принципы системности,
сравнительного анализа, а также эмпирический метод. Комплексный подход к
исследованию обусловил необходимость применения, прежде всего, исторического,
логического методов.
Источниковая база. В
процессе исследования тематики работы был использован следующий круг источников[23],
в том числе документы государственных[24]
и общественных организаций, материалы саммитов[25],
международных организаций, данные научно-аналитических отчетов и статистических
сборников[26]. Анализ вышеприведенных групп источников позволил выделить
основные направления внешней политики Финляндии, выявить способы участия страны
в конкретных мероприятиях в рамках определенной внешнеполитической линии.
Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что оно является теоретическим
обобщением исследования развития векторов международного сотрудничества между
Россией и Финляндией на современном этапе исторического развития. Работа
формирует соответствующий потенциал для перспективного развития научных и
образовательных дисциплин в ВУЗах.
Практическая
значимость заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в
практической деятельности государственных органов развития внешней политики
государства, органами управления федерального уровня для улучшения форм
взаимодействия России и Финляндии на различных уровнях, а также служить
методической основой для проведения последующих теоретических и прикладных
исследований в этой области. Результаты исследования могут быть использованы в процессе
преподавания в ВУЗах и колледжах учебных курсов.
Кроме того, работа
будет полезна при дальнейшей научной разработке данной темы и связанных с ней
проблем.
Структура
работы. Работа стоит из введения, основной части, заключения и
списка использованных источников и литературы. [1] Aлексеевa Е.С. Знaкомьтесь: Финляндскaя Республикa //
Новaя библиотекa. – 2005. – № 9. – С. 25 – 27. [2] Исaев М.A. Политическaя системa
стрaн Скaндинaвии и Финляндской Республики. – М.: РОССПЭН,
2000. – 277 с. [3] Мaркеловa
Е.Ю. Стрaны Северной Европы: фaкторы успехa. – СПб.: С.-Петерб. торгово-экон.
ин-т, 2007. – 79 с. [4] Нюберг Р. Финляндскaя Республикa,
Россия и рaсширяющийся Европейский Союз // Междунaроднaя жизнь. – 2003. – № 12.
– С. 45 – 51. [5] Куяс-Скрижинский К. Финляндскaя
Республикa е русским aкцентом // Новое время. – 2005. – № 13. –
С. 2325. [6] Многоликaя Финляндия: Обрaз
Финляндии и финнов в России: [сб. ст.] / Нaуч. ред. A.H. Цaмутaли,
отв. ред. Г.М. Ковaленко. – Великий Новгород: НовГУ, 2004. – 144 с. [7] Бaртеньев Т.
Б. СССР – Финляндия: ориентиры сотрудничествa. – М.: Политиздaт, 1978. – 118 с. [8] Клинге M. Многоликaя Финляндия.
Обрaз Фин. Респ. и финнов в России. — Великий Новгород: НовГУ, 2004. – 403 с. [9] Могуновa
M.A. Эволюция формы Финляндского госудaрствa // Севернaя Европa. – 2003. – № 4.
– С. 3761. [10] Пискулов Ю.В. Россия –
Финляндия – ЕС: нужнa ли обновленнaя модель сотрудничествa? //
Внешнеэкономические связи РФ. – 2006. – № 12. – С. 36 – 39. [11] Европейский Север России: трaдиция и модернизaционные
процессы: мaтериaлы нaучной конференции. 23 мaртa 2006 г. / Гл. ред. M.A. Безнин. – Вологдa: ИЦ ВГМХA, 2006. – С.
25. [12] Шaлев A. Сотрудничество в
Бaренц-регионе: итоги десятилетия // Нaш Север. – 2001. – № 6 (мaрт /aпр.).
– С. 40 – 43. [13] Шемятенков В.Г. Европейский союз
нa пороге XXI векa. Выбор стрaтегии рaзвития / В Г. Шемятенков,
A. Тэвдой-Бурмули, О. Буторинa. – М.: Эдиториaл УРСС, 2001. – 471 с. [14] Шубин С. И.
Бaренцев регион: уроки междунaродного сотрудничествa. Холодный дом России:
документы, исследовaния, рaзмышления о регионaльных приоритетaх Европейского
Северa. – Aрхaнгельск: Изд-во Помор, пед. ун-тa, 1996. – С. 74 – 83. [15] Aксенов М.A.
Рaзвитие общехозяйственнной конъюнктуры и внешнеэкономических связей Финляндии.
– М.: Влaдос, 1995. – 285 с. [16] Aндросовa Т.В.
Финляндия и плaны экономического объединения Европы // Процессы взaимодействия
и интегрaции в Европе. – М., 1991. – С.220 – 245. [17] Глущенко Ю.Н.
Европейский вектор нефтяной отрaсли России.
– М.: Российский ин-т стрaтегических исслед., 2007. – 176 с. [18] Зaгребельный С.Н.
Вырaщивaние мaлых инновaционных предприятий: Опыт технологического центрa
«Хермиa», г. Тaмпере (Финляндия) // ЭКО.
– 2002. – № 1. – С.166 – 171. [19] Вилен X.
Финляндия попрaвляет свои делa медленно, но уверенно // Междунaроднaя жизнь. –
1994. – № 12. – С. 36 – 42. [20] Дaнилин A.M.
Геогрaфическaя структурa внешней торговли России в 1994-1996 гг. // БИКИ – 1997. – № 56.
– С. 40 – 45. [21] Шмыгaновский
В. В экономике Финляндии «конец светa» отменяется // Деловой мир. – 1994. – 12
мaя. [22] Нaрышкин A.A. Рaзвитие внешнеэкономических связей между Россией и
Финляндией в современных условиях // Проблемы современной экономики. – 2012. –
№ 1. – С. 12 – 16; Плушкинa И.Н. Содержaние и объективные основы экономической
интегрaции // Журнaл Российское предпринимaтельство. – 2006. –
№ 9. – С. 561 – 564; Россия – Финляндия: перспективы экономического
сотрудничествa. Интервью Министрa экономического рaзвития и торговли РФ Гермaнa
Оскaровичa ГРЕФA для журнaлa «Внешнеэкономические связи, приуроченное к
проведению Форумa «Дни российской экономики» и Инновaционной конференции // Внешнеэкономические связи. – 2006.
– № 1. – С. 10 – 12. [23] Рaспоряжение прaвительствa РФ от
23.11.2005 г. № 2018-р «О пролонгaции сроков постaвок товaров для погaшения
чaсти долгa бывшего СССР перед Финляндской Республикой» // Прaвдa. 2005. – 15
декaбря. [24] Федерaльный институт рaзвития обрaзовaния.
Aнaлитические обзоры по основным нaпрaвлениям рaзвития высшего
обрaзовaния междунaродное
сотрудничество в сфере профессионaльного обрaзовaния: Россия – Гермaния. Россия – Финляндия. – М.,
2014. – 89 с. [25] Прогрaммa
Пригрaничного Сотрудничествa «Европейский инструмент соседствa (ППС ЕИС)
«Юго-Восточнaя Финляндия – Россия» 2014 – 2021 Совместнaя прогрaммa действий
Проект от 5 феврaля 2015 г. [26] Устaв еврорегионa «Кaрелия»
// Сборник документов и мaтериaлов по вопросaм междунaродных и
внешнеэкономических связей субъектов РФ. – М.: Нaучнaя книгa, 2002. – 450 с.
Заключение:
Современные международные
экономические отношения являются сложной
системой, обеспечивающей международное сотрудничество и регулирование
различного рода взаимодействий между субъектами мировой экономики. Они включают
в себя производственные отношения, а также сотрудничество, связанное с
движением продуктов интеллектуального труда, капитала, перемещением трудовых
ресурсов, деятельностью ТНК и интеграционных групп.
Так как сами по себе национальные
экономики не могут автоматически сформировать единое хозяйственное поле,
непосредственная задача МЭО состоит в том, чтобы выстроить соответствующие
институциональные связи для эффективного взаимодействия всех субьектов. Таким
образом, в системе МЭО возникли институты, регулирующие международные отношения
через собственные органы сотрудничества.
Глобальные проблемы, как продукт
современной цивилизации и процесса глобализации, стали предметом широкого
обсуждения и дискуссий мировой общественности в 1960-х гг. По своей сути
глобальные проблемы — это противоречия
планетарного масштаба, как связанные с человеческой деятельностью, так и
порождаемые изменениями, происходящими в природе независимо от человека.
Одной из глобальных
экологических проблем является проблема изменения климата, которая выражается в
увеличении средней годовой температуры, вызывающей таяние ледников и повышение
уровня Мирового океана. Помимо глобального потепеления, измененяется режим
выпадения осадков, увеличивается частота экстремальных явлений, таких как
ураганы, наводнения и засухи и т.д.
Многочисленные
исследования подтверждают: мировая экономика понесет ущерб в связи с
негативными последствиями изменения климата уже в ближайшем будущем. Особенно
этот процесс отразиться на благополучии развивающихся стран, в число которых
входит и Россия.
Рамочная конвенция
Организации Объединенных Наций об изменении климата, принятая в 1992 году на
встрече высшего уровня “Планета Земля”, является первой на пути решения проблем
климатических изменений, а также включает универсальный набор участников – 197
стран, ее ратифицировавших.
В 2015 году на
Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об
изменении климата было заключено Парижское соглашение, которое стало
продолжением международных действий, обозначенных Киотским протоколом. Это
историческое соглашение призвано остановить рост средних температур Земли до
2˚С по отношению к показателям доиндустриальной эпохи, а также стремиться к их
снижению до 1,5˚С.
Россия подписала
Парижское соглашение, но еще не ратифицировало его. Несмотря на то, что
ратификация договора не предполагает серьезных издержек для России, а
официальное решение по этому вопросу еще не вынесено, подписание Парижского
соглашения 197 странами однозначно повлечет за собой экономические последствия
для всей страны.
Соглашением была
заявлена цель по переходу к низуоуглеродному развитию, что, скорее всего,
приведет к масштабным изменениям в мировой экономике и особенно в
энергетическом секторе: сжигание ископаемого топлива обусловливает более 70%
выбросов парниковых газов[1].
Эти
изменения включают: падение спроса на уголь; постепенное прекращение роста
спроса на нефть; сокращение спроса на газ в долгосрочной перспективе; активное
внедренее возобновляемых источников энергии (ВИЭ); смещение рыночной власти от
поставщиков энергии к ее потребителям и т. д. Общее направление изменений
признано большинством экспертов. Все вышеперечисленные процессы создают угрозу
для российской экономики, зависимой от
производства и экспорта ископаемого топлива.
Чтобы не отстать от глобального
низкоуглеродного тренда и закрепить свое место, роль и значение в мировой
экономике, России жизненно важно, как можно скорее диверсифицировать экономику.
Необходимо уйти от нефтегазовой зависимости, однобокой ориентации на экспорт
ископаемого топлива, и сделать ставку на «зеленую» энергетику и
энергоэффективные технологии.
Мир опутан множеством многостронних
форм сотрудничества по климатическим вопросам и России от этого никуда не уйти.
Парижское соглашение является необходимой предпосылкой обновления и перехода к
новой экономической модели. Присоединившись к соглашению, Россия займет более
выгодную позицию, которая позволит ей лучше управлять рисками и более
эффективно использовать возможности, связанные с глобальным переходом к
низкоуглеродному развитию.
Отказ от участия в соглашении только усугубит положение. Он не оградит
Россию от последствий глобального перехода к низкоуглеродному развитию, а
обернется с высокой вероятностью изоляцией, выпадением страны из общемирового
тренда, ее технологическим отставанием и стагнацией в экономической сфере. [1] Вопросы экономики. 2018. №
4. С.
76—94. Voprosy Ekonomiki, 2018, No. 4,
pp. 76—94. И. А. Макаров, Х. Чен, С. В. Пальцев Последствия Парижского
климатического соглашения для экономики России
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
СТРАН ЕВРОПЫ 1.1.История приграничного сотрудничества европейских
стран Современные международные
экономические отношения являются сложной
системой, обеспечивающей международное сотрудничество и регулирование
различного рода взаимодействий между субъектами мировой экономики. Они включают
в себя производственные отношения, а также сотрудничество, связанное с
движением продуктов интеллектуального труда, капитала, перемещением трудовых
ресурсов, деятельностью ТНК и интеграционных групп.
МЭО базируется на разветвленной сети
связей, которые в своей совокупности и составляют мировой рынок. Эти связи и
отношения формируются в процессе сотрудничества субъектов рынка, которые своими
действиями влияют на развитие мировой экономики.
Так как сами по себе национальные
экономики не могут автоматически сформировать единое хозяйственное поле,
непосредственная задача МЭО выстроить соответствующие институциональные связи
для эффективного взаимодействия всех субьектов. Таким образом, в системе МЭО
возникли институты, регулирующие международные отношения через собственные
органы сотрудничества[1].
По мере усложнения форм
взаимодействия между субъектами мировой экономики сложились институциональные
механизмы МЭО. Они в своей основе призваны укреплять взаимное и международное
сотрудничество, а также регулировать все сферы деятельности на наднациональном
уровне. [1] Хасбулатов,
Р. И. Международные экономические отношения в 3 ч. Часть 1 : учебник для
бакалавриата, специалитета и магистратуры / Р. И. Хасбулатов. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 337 с.