Курсовая теория на тему Приемы подготовки учащихся 8 класса к сочинениям — рассуждениям на основе УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О.В Загоровской.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Часть 1. Методика развития речи: обучение написанию сочинения- рассуждения в научных источниках 6
1.1. Общие вопросы развития речи при обучении созданию текста типа речи рассуждения 6
1.2. Сочинение-рассуждение как речевое упражнение 12
1.3. Типология сочинений-рассуждений 21
Часть 2. Анализ особенностей УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О.В Загоровской для 8 класса с позиции подготовки учащихся к сочинениям — рассуждениям 26
Выводы 34
Список используемой литературы 37
Введение:
Актуальность исследования основана на том, что развитие речевых умений и навыков является одним из основных требований в обучении русскому языку. Для освоения теоретических сведений речеведения и развития речевых умений и навыков, как вид речевой работы используются сочинения. В методике обучения речи имеется богатый опыт применения сочинений-рассуждений на уроках русского языка.
Проблема рассуждения получила свое развитие в трудах А.В. Текучева, В.Н. Мещерякова, Т.А. Ладыженской, П.Ф. Ивченкова, Ю.И. Равенского, СВ. Пучковой, Н.А. Менделевич, В.В. Вирясовой, С.А. Никольской, Г.А. Богдановой, Т.И. Тамбовкиной, Ю.Ф. Тамбовкина и других. В исследованиях данных методистов и учителей-практиков принят взгляд на рассуждение как на жанр ученических сочинений. Согласно этой точке зрения работа над рассуждением в школе в пособии для учителей под редакцией Т.А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка» (М., 1978) рассматривается как обучение созданию текста в определенной «композиционной форме». [17]
Заслуга авторов пособия заключается в том, что они описывают виды рассуждений; разрабатывают методику работы над композиционной формой рассуждения; акцентируют внимание на том, что от способа логического рассуждения зависит композиция сочинения.
В новых учебно-методических комплектах, разрабатываемых современными авторами предлагается работа по развитию речи, которая осмыслена в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. По учебному предмету «Русский язык» имеется значительное количество УМК с завершенными предметными линиями.
Учебники под редакцией Е.А. Быстровой, Г.Г. Граник, Л.М. Рыбченковой, А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой, Т.М. Воителевой. Особенности содержания новых учебников определяются целями и задачами, логикой освоения языкового и речевого материала, последовательностью формирования коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций, содержащихся в соответствующих им программам.
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями современного общества в социально активной, творческой личности, формируемой в процессе обучения в школе; необходимостью решения проблемы развития коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения; изыскания дидактических возможностей и методических средств формирования коммуникативной компетенции на основе работы с типом речи рассуждения.
Объект исследования – раздел развития речи учащихся.
Предмет исследования – методика обучения сочинению-рассуждению на основе УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О.В Загоровской.
Цель исследования – изучение особенностей обучения сочинению-рассуждению на основе учебно-методического комплекта «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О.В Загоровской в 8 классе.
В рамках поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. изучить общие вопросы методики создания текстов типа речи рассуждения;
2. определить типологию сочинений-рассуждений;
3. раскрыть сущность сочинения-рассуждения как речевого упражнения.
Методы исследования:
1. метод анализа на этапе изучения научно-методических источников и учебной литературы;
2. педагогический эксперимент;
3. метод моделирования материалов для эксперимента и развития культурно-речевых особенностей на уроках русского языка в 8 классе при изучении видов связи в словосочетании в учебной среде.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации знаний в части приемов подготовки учащихся к сочинениям – рассуждениям.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования студентами педагогических профессий и практикующими педагогами результатов исследования при дальнейшем изучении приемов подготовки к написанию сочинения-рассуждения в рамках современных условий развития образовательной системы
Методологической базой исследования является УМК «Русский язык» Л.М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О.В Загоровской
Структура работы. Работа представляет собой исследование, включающее введение, две части и заключение.
Заключение:
Рассмотрев сочинения как речевое упражнение и общие вопросы методики, можем сделать следующие выводы:
Сочинение — это речевое упражнение, требующее создание собственного высказывания на данную тему.
Сочинение имеет важное значение в методике обучения русскому языку. Ему подчинены все остальные упражнения по развитию речи.
Для успешного проведения сочинения учитель должен определить тему и план сочинения. Тема — это предмет сочинения, то о чем говорится в тексте. План — это «каркас» сочинения.
Учитель должен обратить внимание на мотивацию детей при написание ими сочинения. Для этого необходимо создание ситуации общения, постановка целей перед учащимися, определение адресата, т. е. кому направлено высказывание.
Темы сочинений должны быть интересными, актуальными для детей.
Сочинению должна предшествовать тщательная подготовка. Выделяют две ее разновидности — это косвенная подготовка(работа в течении месяца, недели не только на уроках русского языка, но и на других занятиях и во внеклассной деятельности) и непосредственная подготовка на уроке написания сочинения.
Во время косвенной подготовки необходимо проводить экскурсии, знакомство с художественными произведениями, кинофильмами, картинами и т.д. для обогащения словарного запаса и создания положительной мотивации учащихся.
Выделяются основные черты уроков написания сочинений:
1. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися.
2. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений, или для его накопления.
3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений, фрагментов связного текста.
5. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.
6. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.
7. Самопроверка.
Существует две точки зрения на анализ и оценивание сочинений: игнорирование ошибок и исправление всех ошибок. И тот и другой подход имеют положительные и отрицательные стороны.
Существует два способа правки: подробный анализ ошибок и обозначение их условными знаками. Первый занимает большое количество времени у учителя, но более эффективен.
Фрагмент текста работы:
Часть 1. Методика развития речи: обучение написанию сочинения- рассуждения в научных источниках
1.1. Общие вопросы развития речи при обучении созданию текста типа речи рассуждения
Учителю-словеснику на протяжении всех лет обучения школьников необходимо решать задачу по их обучению не только чтению, умению понимать прочитанное, излагать свое понимание содержания устно и письменно. Насколько хорошо ребенок овладел этими знаниями и умениями, показывают экзамены. Стандарты второго поколения представляют собой систему требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным, направлены на развитие личности выпускника.
Сочинение как вид учебной письменной работы сегодня приобретает новое значение и начинает осмысляться как метапредметный результат образования. На данный момент сочинение рассматривается как форма итоговых экзаменов, позволяющих комплексно подойти к оцениванию знаний и умений учеников. Сочинение позволяет отследить, проанализировать и оценить уровень развития личностных, метапредметных и предметных компетенций, функциональную грамотность обучающихся.
Современные требования образовательных стандартов подразумевают акцент на развитии речевого потенциала ученика. Как важный элемент развития выступает сочинение. В процессе подготовки и непосредственно написания сочинения у учеников развиваются память, внимание, воображение, растет работоспособность, развивается мышление.
Л. С. Выготский подчеркивал, что литературное творчество становится доступным для ребенка только на очень высокой ступени развития личного внутреннего мира. Эта психологическая предпосылка успешной творческой