Курсовая теория на тему Претензии и иски, вытекающие из ненадлежащего исполнения договора перевозки грузов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Механизм вещно-правовой
защиты.. 6
1.1. Пределы ответственности
перевозчика в договорных отношениях по перевозке грузов. 6
1.2 Вопросы теории и практики имущественной
ответственности перевозчика по договору перевозки грузов. 13
Глава 2 Ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки
грузов. 20
2.1 Ответственность перевозчика в
договорных отношениях за несвоевременную доставку груза или его порчу. 20
2.2 Ответственность грузоотправителя
перед перевозчиком за срыв погрузки 23
Заключение. 29
Библиографический список. 32
Введение:
Развитие транспорта имеет важное значение как для мировой
экономики в целом, так и для российской внутри государства. Степень развития
транспорта существенным образом отражает уровень развитости экономической
системы государства. Производственная деятельность непосредственно связана с
развитием транспортного сообщения. Российская Федерация в 2008 году приняла
Транспортную стратегию до 2030 года, которая должна позволить улучшить
экономические показатели. В связи с этим в настоящее время требуется
современное правовое регулирование отношений, связанных с договором перевозки
грузов. Конечно, главную роль в транспортировке грузов занимает такой субъект,
как перевозчик. Именно он осуществляет профессиональную предпринимательскую
деятельность и несет риски.
В наше время существует достаточное количество правовых
актов, регулирующих взаимоотношения по данному виду договоров. Зачастую общие
нормы гражданского законодательства и специальные нормы транспортного
законодательства имеет противоречия в регулировании одних и тех же вопросах. К
этому всему добавляются международные конвенции и соглашения, что делает
правовое регулирование более сложным. Исходя из вышесказанного, считаем, что
правовое регулирование гражданско-правовой ответственности перевозчика
необходимо усовершенствовать, поскольку дальнейшая интеграция Российской
Федерации в мировую экономическую систему придает этому вопросу глобальное
значение.
Степень научной разработанности темы исследования. Как в
советское время, так и в настоящее время значительное внимание уделяется отношениям
по договору перевозки грузов. Вопросы, связанные с перевозкой грузов,
рассматривались в трудах таких ученых, как: С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, В.В.
Витрянский, В.А. Вайпан, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, Т.Н. Иванова, А.Г. Калпин,
Л.А. Лунц, В.Т. Смирнов, Г.П. Савичев, М.А. Тарасов, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф.
Яковлев, К.К. Яичков, С.Ю. Морозов, О.Н. Садиков и многими другими учеными.
Объектом исследования являются общественные отношения,
которые регулируются гражданским и транспортным правом, возникающие в связи с
неисполнением либо ненадлежащим исполнением перевозчиком условий договора
перевозки грузов.
Предметом исследования является система и содержание
нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере перевозки грузов.
Целью настоящего исследования является выявление пробелов в
законодательстве, а также создание теоретических и практических предложений по
улучшению существующего законодательстве в части регулирования ответственности
перевозчика по договору перевозки груза.
Для достижения указанной выше цели были поставлены следующие
задачи:
1. Раскрыть
понятие, правовую природу и основания заключения договора перевозки груза;
2. Изучить
основания и условия ответственности перевозчика по договору перевозки грузов;
3. Установить
момент исполнения договора перевозки груза;
4. Сравнить национальное
законодательство с международным регулированием ответственности перевозчика по
договору перевозки груза;
Методы и методологическая основа работы. Для достижения
поставленных целей и выполнения отдельных задач исследования использовались как
общенаучные методы, так и частно-научные методы. К общенаучным методам
относятся анализ и синтез, наблюдение, сравнение и обобщение, аналогия,
абстракция, методы индукции и дедукции, исторический и логический методы. Из
числа частно-научных методов были использованы догматический метод, метод
сравнительного правоведения, правового моделирования и др. Совокупность этих
методов позволила обеспечить правильное исследование поставленных в работе вопросов.
Эмпирическую базу исследования составили нормы гражданского и
транспортного законодательства, международного частного права, а также научная
юридическая литература. В том числе использовались актуальные материалы
российской судебной практики.
Теоретическая значимость исследования выражается в системном
подходе к разработке поставленных задач, который позволил сформулировать выводы
в отношении ответственности перевозчика по договору перевозки груза.
Практическое значение исследования состоит в том, что выводы
и внесенные предложения могут быть применены как в правотворческой
деятельности, направленной на совершенствование действующего законодательства
по теме исследования, так и при разрешении конкретных гражданско-правовых
споров в судах.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения,
библиографического списка.
Заключение:
В ходе рассмотрения настоящей работы были проанализированы теоретические и
практические материалы, регулирующие отношения по
договору перевозки груза. Цель, поставленная вначале работы, достигнута. Задачи
по изучению, раскрытию, сравнению, указанных в работе вопросов, проделаны в
полном объеме. Обобщая изученный материал и
результаты, полученные в ходе исследования,
сформулируем основные выводы. Договор перевозки груза занимает особое место в
системе российское права. В зависимости от вида транспорта существуют такие
договоры перевози груза, как автомобильные, воздушные, морские, а также
железнодорожные. Для возникновения у сторон договора перевозки взаимных прав и
обязанностей необходимо его заключение. Заключенным считается договор с момента
оформления транспортной накладной. Именно с данного момента возникает
обязанностей исполнения договора перевозки груза.
Существенными условиями
данного договора являются предмет, объем груза, сроки доставки груза. За
нарушение любого из условий перевозчик несет гражданско-правовую
ответственность. Законодатель устанавливает ограниченную ответственность
перевозчика в связи с его профессиональной деятельностью и несоразмерно
высокими суммами по сравнению с причиненным ущербом. Наравне с гражданским
законодательством транспортные уставы и кодексы также устанавливают пределы
ответственности перевозчика. В настоящее время проблемой остается то, что
размеры возмещения в каждом транспортном акте свои, не похожие на другие. Ко
всему этому добавляются международные соглашения, в которых установленные иные
размеры возмещения. Что существенно усложняет для практики правильное определение
ответственности перевозчика.
Считаем разумным унифицировать
все основания возникновения ответственности перевозчика, все пределы, размеры
имущественной ответственности перевозчика в один правовой акт, при этом не
забывая про специфику каждого вида транспорта.
Поскольку ответственность
перевозчика в некоторых уставах разнятся существенно, что ставит перевозчиком в
неравное положение. Следует указать, что при смешанной перевозке в ст. 109 КВВТ
РФ «Ответственность за несохранность грузов до передачи их с транспорта одного
вида на транспорт другого вида лежит на стороне, передающей грузы, после
передачи — на стороне, принявшей грузы».
Ввиду того, что ст. 79 УЖТ РФ
и ст. 114 КВВТ РФ создают коллизию в законе, необходимо в ст. 79 УЖТ РФ к
тексту «Охрана груженных и порожних вагонов в портах обеспечивается портами»
добавить «если договором перевозки груза не установлено, что данная обязанность
лежит на организации, осуществляющей перевалку грузов в портах». Следовательно,
ст. 114 КВВТ РФ необходимо изменить в редакции «Охрана груженных и порожних
вагонов в портах обеспечивается портами, если договором перевозки груза не
установлено, что данная обязанность лежит на организации, осуществляющей
перевалку грузов в портах».
В таком случае, в данных
статьях необходимо также указать про право порта, в случае возмещения
самостоятельно ущерба грузоотправителю, потребовать от организации,
осуществляющей перевалку груза, возместить данный ущерб в порядке регрессного
требования.
Стоит отметить, что транспортное законодательство наравне с гражданским
законодательством принимает во внимание случаи, когда перевозчик все-таки не
обязан возмещать убытки, так как свои обязательства он не мог выполнить не по
своей воле. К таким основаниям относятся непреодолимая сила, а также иные
случаи на каждом виде транспорта.
В российском законодательстве так же, как и в научной литературе, понятие
«непреодолимая сила» изучено не до конца. Хотя в каждом нормативно-правовом
акте, регулирующем транспортный процесс, упоминается про факторы непреодолимой
силы, этого недостаточно для действительного выявления таких обстоятельств.
Форс-мажорные ситуации, явления природного характера и т.д. перечисляются во
всех транспортных уставах и кодексах, при этом они либо дублируют друг друга,
либо совсем противоположные по своей природе. Поэтому следует, такие основания
пересмотреть и дифференцировать в единое Положение.
Стоит учесть, что одно и то же основание для освобождения от
ответственности перевозчика может возникнуть как на одном виде транспорта, так
и на другом, но при этом в одном случае перевозчик будет освобожден от
возмещения убытков, в другом нет.
По нашему мнению, обстоятельства непреодолимой силы, а также иные основания
освобождения перевозчика от ответственности необходимо расширить, более
подробно изучить каждый фактор, с учетом международных соглашений и конвенций,
а также объединить в единый правовой акт, что однозначно упростит практическое осуществление
судов своих функций по наложению ответственности, а также для учета рисков
самими участниками договора перевозки груза.
В настоящее время договор как юридический инструмент налаживания
экономических отношений играет значительную роль. Предложенные в данной работе
дополнения предполагают положительное влияние для становления правовой базы в
области транспортного законодательства. Нововведения способны эффективнее
защитить интересы участников договорных отношений, а также справедливое решение
вопросов, вытекающих из договора перевозки груза.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Механизм вещно-правовой защиты 1.1. Пределы ответственности перевозчика в
договорных отношениях по перевозке грузов В современном мире все
государства соревнуются за лидирующие позиции по всем направлениям
жизнедеятельности. Статистические данные многих мировых рейтингов выделяют
государства по критерию экономической развитости. Экономика любой сраны
базируется на производстве товаров. Поэтому государства для развития своей
экономики стараются делать уклон на экспорт своей произведенной продукции, а
также сырья для производства. Следовательно, необходимо регулирование процесс
транспортировки от производителя к потребителю, а также от одного производителя
к другому для дальнейшего изготовления продукции.
В Российской Федерации экспорт
и импорт занимает одну из главенствующих позиций экономика, за счет чего бюджет
страны пополняется. Для этого необходимо перемещение продукции, то есть грузов,
на всех видах транспорта (водным, морским, железнодорожным). И поэтому
регулированию вопросов, связанных с перевозкой, уделяется особое внимание.
Для реализации этой цели
необходимо четкое правовое регулирование в области транспорта. Поэтому следует
отметить тот факт, что в Российской Федерации договор перевозки груза так же,
как и иные договоры перевозки (например, договор перевозки пассажиров и багажа)
являются единственным правовым основанием перемещения грузов, пассажиров и
багажа в пространстве.
Первым и основным правовым
гарантом по вопросу перемещения в Российской Федерации является Конституция
Российской Федерации. Так, статья 8 Конституции Российской Федерации
провозглашает единство экономического пространства, свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу
экономической деятельности.[1] Из вышесказанного следует, что Российская Федерация гарантирует свободное
перемещение грузов на всей территории страны без обременения каким-либо налогом
на данную деятельность.
Следующим нормативно правовым
актом, регулирующим вопрос перевозки грузов, является Гражданский кодекс
Российской Федерации (далее – ГК РФ). Законодатель выделяет целую главу в ГК
РФ, связанную только с регулированием вопросов перевозки. Так, глава 40 ГК РФ
выделяет договор перевозки грузов, пассажиров и багажа как отдельный самостоятельный
договор.[2]
Наравне с ГК РФ существуют и
иные специальные нормативно-правовые акты, которые составляют нормативную базу
транспортировки грузов. [1] Конституция Российской Федерации. Принята
всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. —
03.03.2014. — № 9. [2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть
третья) от 26.11.2001 № 51-ФЗ (в ред. от 01.10.2019) // Собрание
законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 233.