Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Преодоление нарушений понимания читаемых текстов у младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений понимания
читаемых текстов  5

1.1.Исследования, посвященные нарушению понимания текстов. 5

1.2.Характеристика детей с нарушением понимания читаемых
текстов. 15

1.3.Принципы работы с детьми с дислексией. 25

Заключение. 36

Список литературы. 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Сложность в определении и коррекции
нарушения чтения, так называемой дислексии у детей, волнует и учителей, и
родителей. Однако, самым волнующим моментом оказывается пострадавшим сам
ребенок. Данные проблемы – это причина школьной дезадаптации и уменьшения
учебной мотивации.

Дислексия является не полным особым нарушением процесса чтения,
которое определяется несформированностью высших психических функций и
показывается в повторяющихся ошибках устойчивого характера.

Таким образом, можем говорить о том, что нарушение письма и чтения
появляются у детей, имеющих нормальный уровень интеллекта, сохраненную  речь, полноценное зрение и слух. Однако,
некоторые факторы у данных показателей несформированы в некоторых частных
психических процессах, которые не дают овладевать чтением и письмом.

Актуальность изучения проблематики изучения и работы с нарушением
чтения у младших школьников растет каждый год. Это можно объяснить тем, что
повышается число школьников с дислексией, широтой и распространенностью
нарушений чтения. Компьютеризация обучения, долгое нахождение младших
школьников в социальных сетях, готовность к прохождению уроков при помощи
сайтов и образовательных порталов негативно влияет на умение читать.

Педагог и психолог Корнев А.Н исследует в своих работах такие
аспекты как клинико-психологический аспект негативного нарушения чтения,
говорит о стандартизированной методики изучения возможности чтения (СМИНЧ[1]),  а также упоминает в своем исследовании о
скрининговой методике раннего выявления предрасположенности к дислекции. Ученые
Кобзарева Л.Г и Кузьмина Т.И. в своих работах «Ранняя диагностика нарушения
чтения и его коррекция» говорят о диагностической возможности проблематики
нарушения чтения. По мнению Белопольской Н.Л., которая говорила о возможности
проведения экспресс-методики определения опыта в чтении, счете и письме в
момент поступления детей в школу. Другой автор, Лалаева Р.И[2]. и ее помощник Венедиктова
Л.В. создали методику диагностики нарушения чтения и письма у младших
школьников.

Множество авторов разбирают нейропсихологические методики
обследования чтения. Эти авторы: Марковская И.Ф., Цветкова Л.С., Ахутина Т.В.,
Лалаева Р.И., Садовникова И.Н.

Многосторонние подходы этих людей по теме этиологии нарушений
функции чтения и создают авторские книги, которые описывают изучение и
коррекцию нарушения чтения, а также организуют повышенный интерес к данной
проблеме, и помимо прочего определяют ее важность.

Цель работы – изучить методы преодоления нарушений понимания
читаемых текстов у младших школьников.

Задачи работы

1. Изучить
исследования, посвященные нарушению понимания читаемых текстов;

2. Дать
характеристику детям с нарушением понимания читаемых текстов;

3. Описать
принципы работы с детьми с дислексией.

4. Предмет исследования – дислексия.

Объект исследования – младшие школьники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы. [1] Корнев, А.Н.. Дислексия и
дисграфия у детей\ А.Н.Корнев. СПб. 2019 [2] Лалаева, Р.И. Устранение
нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы\Р.И.Лалаева. — М., 1978
г.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема понимания читаемого текста широко обсуждается в зарубежных
публикациях как очень актуальная. Результаты глобального исследования указывают
на тенденцию к ухудшению качества чтения среди учащихся, выражающуюся в
искажении содержания текста, что негативно сказывается на общих результатах
обучения. Понятно, что ученых этот факт беспокоит, поэтому они пытаются найти
возможные причины трудностей с чтением. Эмпирически выявлены следующие причины:
сложность структуры и содержания учебных текстов; увеличение количества
информации, необходимой для их понимания и интерпретации; отсутствие
информативных текстов в кругу детских читателей; неумение учителей эффективно
работать с такими текстами; отсутствие современных методов обучения чтению.

Анализ психологической, педагогической и методической литературы по
теме исследования и изучение состояния проблемы показал, что проблема
устранения нарушений чтения не потеряла сегодня своей актуальности и
значимости. Расстройство чтения — наиболее частая форма патологии речи у
младших школьников.

Причины дислексии могут быть органическими и функциональными,
биологическими и социальными. Дислексия может быть связана с длительными
соматическими заболеваниями детей в раннем периоде их развития, а также с
неблагоприятными внешними факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие и
др.). Симптомы дислексии у младших школьников с нарушениями речи сложны и
разнообразны, как правило, нарушения чтения сопровождаются нарушением
лексической и грамматической структуры речи.

Клинические характеристики детей с дислексией чрезвычайно
разнообразны. Чаще всего дислексия проявляется в структуре сложных
нервно-психических и речевых нарушений. Нарушения чтения у детей с относительно
сохранным интеллектом (без умственной отсталости) часто связаны с психическим и
психофизическим инфантилизмом, с выраженной неравномерностью психического
развития, с некоторыми особенностями структуры интеллекта, с недоразвитием
одновременных и последовательных процессов, а также с неадекватностью таких психических
функций, как Внимание, память (Ю. Г. Демьянов, В. Ковщиков, А. Н. Корнев[1], В. В. Ковалев).

Анализ результатов следственного эксперимента позволяет
предположить, что у большинства детей имеется значительное расхождение в
состоянии зрительно-пространственных операций, которое выражается в нарушении
восприятия правильного изображения буквы. Изучение фонематического восприятия,
анализа, синтеза и репрезентации позволило выявить особенности их воспитания у
школьников с общеязыковым недоразвитием. Группа школьников допустила большое
количество ошибок при выполнении заданий на фонематические операции.

К особенностям формирования процесса чтения у детей на этапе
следственного эксперимента можно отнести замедленное формирование скорости
чтения и нарушение понимания прочитанного, чего не наблюдалось у детей после
выполнения работы.

Нарушения восприятия печатной информации влияют на успехи учащихся
начальной школы в овладении навыками правильного, выразительного и
содержательного чтения.

Новая логопедическая работа, подобранная с учетом механизмов
дислексии, помогает устранить дислексию у детей школьного возраста. Как показал
анализ результатов формирующего эксперимента, целенаправленная разносторонняя
логопедическая работа помогает уменьшить количество ошибок чтения, улучшает
понимание прочитанного и формирует навыки слогового анализа и синтеза. [1] Корнев, А.Н.Узловые вопросы
дислексии\ А.Н.Корнев\\Дефектология.- 2020, №1

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений
понимания читаемых текстов

1.1.Исследования, посвященные нарушению понимания
текстов Отвращение к чтению и
связанные с этим трудности в обучении, вплоть до потери интереса к обучению,
часто возникают из-за неспособности ученика понять прочитанное. Методика
обучения работе с текстом, закладывающая основу умения учиться, формирующая
навык самостоятельной воспитательной работы, является одной из самых актуальных
проблем как в массовых, так и в специальных (коррекционных) школах.

Чтение — один из видов речевой
деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звук и понимание
воспринимаемой информации. По мнению К.Д. Ушинского, чтение — один из основных
способов получения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения —
важнейшее условие успешной учебы учащихся в школе по всем предметам. Как особый
вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для
умственного, эстетического и речевого развития: оно способствует обогащению,
уточнению и активизации словаря, развитию способности воспринимать чужую речь в
устной и письменной форме и выражать свои мысли[1].

Учебная практика и специально
проведенные исследования показывают, что обучение чтению и пониманию
прочитанного у студентов специальных образовательных (коррекционных)
организаций для детей с умственной отсталостью (умственной отсталостью)
осуществляется с значитефльные трудности. Эти трудности связаны, с одной
стороны, с характером нарушения высшей нервной деятельности, с
психопатологическими особенностями детей с задержкой умственного развития,
преимущественно со снижением уровня аналитической и синтетической активности, с
другой стороны. , особенности речевого развития и строение речевого дефекта.

При наличии полиморфных
нарушений звукового произношения, грубой недостаточности фонематического
восприятия, операций визуально-пространственного анализа и синтеза трудности в
овладении навыками чтения у умственно отсталых школьников сохраняются на протяжении
всего периода обучения в школе, проявляются специфическими техническими
ошибками. и семантика. Наличие этих нарушений требует включения патологии речи
и языка в процесс исправления с целью преодоления конкретных ошибок чтения и
работы над пониманием прочитанных текстов.

Несмотря на то, что наукой
накоплен большой объем психологического и учебного материала, что доказывает
необходимость систематической и постоянной работы над развитием навыка чтения и
понимания прочитанного текста у учащихся с умственная отсталость, практика
показывает необходимость выяснения роли и содержания логопеда в этом процессе.

Чтение без понимания
бессмысленно и недоступно, даже если оно отвечает требованиям правильности и
скорости. Работа по повышению осведомленности о чтении начинается, когда
учащиеся могут прочесть первое слово, и продолжается до тех пор, пока учащиеся
не получат доступ к трем уровням усвоения содержания: 1) восприятие
фактического содержания, c т.е. сюжетная база; 2) понимание
причинно-следственных связей; 3) осознание основной идеи произведения.

Письменная речь — это сложная
форма вокальной деятельности. По моему мнению. Хвацева, Д.И. Орлова, В.В.
Воронкова, нарушение письма у школьников с задержкой умственного развития
отмечается значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. [1] Ахутина, Т.В.
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения
письму/ Т.В.Ахутина.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы