Курсовая теория на тему Представление о себе у младших школьников с умеренной умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ… 5
1.1.Становление представлений о себе в онтогенезе. 5
1.2.Педагогические подходы к формированию представлений о
себе в системе коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками,
имеющими умеренную умственную отсталость. 12
1.3. Особенности представлений о себе у младших школьников с
умеренной умственной отсталостью.. 15
Выводы по 1 главе. 20
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ… 21
2.1 Организация и проведение исследования. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 35
Введение:
Актуальность
курсовой работы. Среди актуальных задач, стоящих перед
специальным образованием на сегодняшний день, выделяется обеспечение условий
для социализации ребенка, который имеет отклонения в развитии, эффективное
развитие у таких детей навыков социальной и жизненной компетентности. Другими
словами, важное внимание уделяется проблеме формирования умения у детей с
отклонением в развитии умения жить среди людей.
На сегодняшний день в нашей стране
вырос интерес к проблеме помощи детям, которые имеют нарушения интеллекта, т.е.
умеренную или тяжелую умственную отсталость. В процессе обучения в
коррекционных школах с такими детьми решается круг задач, среди которых поиск
пути социализации ребенка посредством привития норм социально-адекватного
поведения, развития навыков самообслуживания, приучение к разным формам труда и
повышение их коммуникативной компетентности.
Проблемой исследования
самоопределения личности занимались многие отечественные психологи, среди
которых Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др. Анализ
структуры самоопределения и идентификации личности, динамика его развития
представляет большой интерес. Однако изучение именно представления
о себе индивида в младшем школьном возрасте остается не до конца
исследованным, особенно у детей с нарушением интеллекта.
В связи с этим, целью курсовой работы является изучение особенностей
развития представления о себе у младших школьников с нарушением
интеллекта.
Поставленная цель предполагает
необходимость решения следующих задач
исследования:
1. Определить понятие и составляющие
личностного самоопределения.
2. Охарактеризовать особенности
развития представления о себе обучающихся в младшем школьном
возрасте.
3. Изучить психологические
особенности развития детей с нарушением интеллекта.
4. Исследовать особенности
развития представления о себе обучающихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллекта.
Объектом исследования выступает процесс развития личностного самоопределения.
Предметом исследования является развитие
представления о себе обучающихся
с нарушением интеллекта.
Структура работы определяется ее
целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Заключение:
Нами было проведено эмпирическое
исследование по выявлению личностного самоопределения учащихся с умственной
отсталостью.
Нами были сделаны следующие выводы по
методике «Шкала оценки потребности в достижении»: более половины учащихся имеют
низкий уровень мотивации достижения. Дети удовлетворены тем, что на данный
момент достигнуто, у них нет стремления к улучшению результатов и узнать что-то
новое, если по какой-либо причине у них что-то не получается – они могут
отказаться от идеи, бросить дело не завершив его.
Выводы по методике «Самооценка
эмоциональных состояний»: у большинства учащихся выявлен низкий уровень
спокойствия, преобладание тревожности, дети чувствуют свою нерешительность,
боязливость, напряженность; преобладает
низкий уровень энергичности; преобладает подавленность в самооценке; низкий
уровень уверенности в себе.
Выводы по
методике оценки уровня сформированности учебной деятельности: у
детей наблюдает любопытство, интерес к новому, преобладает ситуативные интерес
к учебе; преобладает 3 уровень
«целеполагания» — переопределение познавательной задачи в практическую; большинство
школьников выполняю учебные действия в
сотрудничестве с учителем, у части детей неадекватный перенос учебных действий,
также у некоторых наблюдается адекватный перенос учебных действий; у детей
почти в равной степени преобладают с первого по четвертый уровни
сформированности контроля учебной деятельности; 4 уровень сформированности
оценки учебных действий: неадекватная
прогностическая оценка.
Исследования показали, что при низком уровне мотивации и
потребности в достижении наблюдаются снижение учебного интереса, что может
привести к его полному отсутствию, также у детей отсутствует контроль в учебной
деятельности или он находиться на уровне непроизвольного внимания, также
выявлено отсутствие оценки своей деятельности или неадекватная ретроспективная оценка. И, наоборот, при повышении
уровня мотивации достижения учебный интерес повышается, у детей наблюдается
реакция на новизну, формируется любопытство и любознательность, формируется
контроль учебной деятельности на уровне произвольного внимания, адекватная
ретроспективная оценка и появляется н начальной форме потенциально-адекватная
прогностическая оценка.
Низкий уровень спокойствия и высокий уровень тревожности
способствуют снижению учебного интереса и действий, так учащиеся не проявляют
неадекватный перенос учебных действий, не могут оценить и проконтролировать
свои действия в учебе, что в свою очередь ведет к отсутствию учебного интереса.
Высокий уровень спокойствия способствует формированию устойчивого учебно-познавательного интереса, адекватному переносу
учебных действий без сотрудничества с учителем, контролю на уровне
произвольного внимания и потенциальному рефлексивному контролю, актуально-
адекватной прогностической оценки своей учебной деятельности.
Учащиеся с высоким уровнем энергичности, то есть инициативные, деятельные, предприимчивые,
устремленные, активные, отличаются сформирвоанностью таких компонентов учебной
деятельности, как адекватный перенос и самостоятельным построением учебных
действий и имеют актуально- адекватная
прогностическую оценку. У детей с низким уровнем энергичности, то есть застенчивые,
нерешительные, запуганные, подавленные, наблюдается отсутствие учебных действий
как целостных или неадекватный перенос учебных
действий, а также выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем и
неадекватная ретроспективная оценка. своих действий.
Дети с высоким уровнем приподнятости
и уверенностью в себе сформированы все компоненты учебных действий согласно
возрастным особенностям учащихся с умственной отсталостью. Низкий же уровень
этих структурных составляющих самооценки характеризуется отсутствием интереса к
учебе, целей, учебных действий, контроля и оценки учебной деятельности.
3. На основе полученных данных нами разработаны практические
рекомендации для педагога — психолога в работе с родителями и учителями
начальных классов по проблемам учебной деятельности учащихся с умственной
отсталостью.
Данные рекомендации включают в себя общие рекомендации для
педагога-психолога и учителя третьего класса, а также отдельно выделены
упражнения на формирование адекватной самооценки для проведения тренингов
педагогом-психологом. Определены рекомендации для учителя начального класса,
направленные на формирования всех компонентов адекватной самооценки и учебной
деятельности. Разработаны рекомендации для родителей учащихся для формирования
самооценки и устранению.
Таким образом, опираясь на
Фрагмент текста работы:
ЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 1.1.
Становление представлений о себе в онтогенезе Усиление личностного подхода в психологии привело к
обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности,
которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям
следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное
самоопределение», распространенное сегодня в психологической и педагогической
литературе [2].
Термин самоопределение употребляется в литературе в самых
различных значениях. Так говорят о самоопределении личности, социальном,
жизненном, профессиональном, нравственном, семейном, религиозном. При том даже
под идентичными терминами зачастую имеется в виду различное содержание. Для
того чтобы прийти к достаточно четкому определению понятия необходимо с самого
начала разграничить два подхода к самоопределению: социологический и
психологический. Это тем более важно, что достаточно часто происходит смешение
этих подходов и привнесение специфически социологического подхода в
психологическое исследование (и психологическое теоретизирование), что приводит
к утрате собственно психологического содержания [16].
С точки зрения социологического подхода к самоопределению оно
относится к поколению в целом; характеризует его вхождение в социальные
структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесь взаимосвязей и взаимоотношений
социологии и психологии, методов исследования, укажем лишь, что по отношению к
самоопределению, которое в социологии понимается как результат вхождения в
некоторую социальную структуру и фиксация этого результата, психолога
интересует в первую очередь процесс, т.е. психологические механизмы, которые
обуславливают вообще какое бы то ни было вхождение индивида в социальные
структуры. На основе этого критерия большинство имеющейся литературы по
самоопределению относится к социологическому подходу; количество работ, в
которых рассматриваются собственно психологические механизмы самоопределения,
чрезвычайно ограничено [11].
Методологические основы психологического подхода к проблеме
самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения
рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им
принципа — внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия:
«Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия
так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по
существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним,
и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» [17,
с. 75].
В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация,
в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения, таким образом,
выражается активная природа «внутренних условий». По отношению к уровню
человека в понятии самоопределения для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть,
смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли
внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения
внешнему» [17, с.77]. Более того, сама специфика человеческого существования
заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими
(условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у
человека сознания и действия.
Таким образом, на уровне конкретной психологической теории
проблема самоопределения выглядит следующим образом. Для человека «внешние
причины», «внешняя детерминация» — это социальные условия и социальная
детерминация.
Самоопределение, понимаемое как самодетерминация,
представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации,
которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим
субъектом. Проблема самоопределения, таким образом, есть узловая проблема
взаимодействия индивида и общества, в которой как в фокусе высвечиваются
основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального
сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой
детерминации. На разных уровнях это взаимодействие обладает своими
специфическими характеристиками, которые нашли свое отражение в различных
психологических теориях по проблеме самоопределения [1].
Самоактуализация является абсолютным
раскрытием человеком своего личностного потенциала, определенных склонностей и
задатков. Ее выражение находится в стремлении личности к максимальному
выявлению своих возможностей, а также определением их дальнейшего образования.
Стоит заметить, что истинная самоактуализация во многом опирается на наличие
благоприятных социальных и исторических условий, но не задается со стороны
социума или культуры. Помимо этого, самоактуализация не имеет в своем значении
внешней цели, поскольку исходит изнутри человека, показывая позитивную природу
индивида [15].
В.С. Мухина и ряд авторов, работающих в русле ее концепции, предлагают
следующую структуру самоопределения:
1) осознание своего имени, осознание образа собственного тела;
2) притязание на признание;
3) половая идентификация;
4) психологическое время личности;
5) социальное пространство личности.
Рассмотрим данную структуру более подробно [14].