Курсовая теория Гуманитарные науки История России

Курсовая теория на тему Предпосылки крещения Руси

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Становление Русского государства 6

1.1 Роль язычества в Русском государстве 6

1.2 Причины появления потребности в объединении государства на духовной основе 13

2. Выбор новой веры. Причины принятия христианства 18

2.1 Удалось ли крестить Русь 18

2.2 Последствия принятия христианства 25

Заключение 29

Список источников и литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время возрос интерес к народным обрядам и традициям, к славянскому язычеству. В связи с этим существует потребность изучить народную религию и народное православие, в верованиях, традициях и обрядах которых сохранены элементы восточнославянского язычества. Возникает необходимость выделить характерные особенности слияния славянского язычества и православия и показать те уникальные и неповторимые достижения культуры, родившиеся в результате этого слияния.

Крещение Руси является ключевым событием эпохи формирования древнерусского государства. Вне всякого сомнения, оно существенно повлияло на всю дальнейшую историю страны. Объективное изучение христианизации Древней Руси имеет не только научное, но и общенациональное значение. Раскрытие темы исследования влияет на развитие национального самосознания и гражданское воспитание.

Принятие христианства на Руси Великим киевским князем Владимиром стало как его религиозное воодушевление, так и государственные соображения, поскольку для русского народа христианизация означала приобщение к культуре христианских народoв, что способствовало успешному развитию культурной и государственной жизни.

Сам князь после крещения внутренне изменился. Источники повествуют, что он смягчился под влиянием новой веры, стал милостив и ласков. Он боялся причинить зло, поэтому оружие брал только для защиты государства. Князь, искренне приняв православную веру, старается вести достойную жизнь христианина. Сострадая больным и убогим, велел развозить хлеб, мясо, мед, продукты по домам. Владимир стал мудрым управителем страны, духовным наставником для своих подданных. Среди дружины появилось много благочестивых христиан, почитавших церковь, любивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житье.

Степень разработанности темы. При описании Киевской Руси внимание авторов, как правило, было сосредоточено на знаковых событиях, например, принятие княгиней Ольгой Христианства или крещение Руси. Интерес авторов привлекали личности князей, митрополитов и высота церковного служения по распространению новой веры. С различной степенью эти позиции прослеживаются в работах архим. Иннокентия Гизеля, М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, митр. Димитрия Ростовского и кн. М.М. Щербатова.

Свидетельством интереса к русской церковной истории, возникшего в научном сообществе в конце XIX – начале XX столетия, могут служить работы А.А. Шахматова, М.Д. Присёлкова и В.А. Пархоменко. Начиная с 40-х годов XX в. в большинстве работ, посвящённых истории Киевской Руси, непременно учитывалось, в том числе, и церковное влияние на развитие древнерусской государственности. Если в трудах Б.Д. Грекова, В.В. Мавродина, М.Н. Тихомирова, Б.А. Рыбакова и М.Н. Никольского русское христианство представало в контексте социально-политических отношений.

Современный этап изучения истории древнерусской церковной организации характеризуется активным использованием методов герменевтического анализа. Это позволило открыть новые перспективы в изучении не только иерархических и социально-политических отношений, но и реконструкции истории повседневности, истории святости и истории культуры. Наиболее яркими работами рассматриваемого периода стали исследования И.Н. Данилевского, В.В. Милькова, В.В. Долгова, А.В. Назаренко и других авторов.

Предметом исследования является не сам процесс принятия христианства на Руси, а предпосылки и причина-следственные связи которые привели к тому, что Русь обратилась в православие и стала христианским государством.

Объектом исследования – является принятие православия Киевской Русью. Как проходил процесс христианизации и как изменилась внутренняя и внешняя политика страны после принятия религии.

Цель работы: рассмотреть предпосылки принятия христианства на Руси.

Задачи работы:

– определить роль язычества в Русском государстве;

– рассмотреть причины появления потребности в объединении государства на духовной основе;

– ответить на вопрос: удалось ли крестить Русь?;

– охарактеризовать последствия принятия христианства.

Хронологические рамки исследования охватывают IX–XI века, когда зарождалось в Киевской Руси Православное христианство.

Методологическую основу исследования составили принципы исторического познания – научность, историзм, комплексность научного анализа. Исследование велось с позиций критического сравнительного анализа имеющихся точек зрения на историю церковно-государственных отношений в Киевской Руси.

Источниковая база работы. Основная категория источников представлена летописями «Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись», «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов» и сообщениями Отцов Церкви и житийной церковной литературы, посвященной непосредственно событиям обращения язычников в христианство и связанной с каким-либо святым мучеником, проповедовавшим на данной территории.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования, наблюдения и выводы могут быть использованы в научной и преподавательской деятельности при разработке учебных курсов по истории Древней Руси, истории русской церкви, культурологии, политологии, религиоведению, теологии, церковному праву.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Географическое положение древнерусского государства, находящегося между Западом и Востоком, на перекрестке торговых путей, и испытывающего сильное экономическое, социальное и культурное влияние соседних государств, значительно повлияло на формирование быта и досуга древних славян. На протяжении многовекового пути своего развития русское государство одновременно являлось и европейской, и азиатской державой. Европеизация Руси проявлялась в языковом, религиозном и культурном единстве с Европой, с азиатскими странами Русь всегда связывали крепкие экономические отношения. Постоянное противоборство России между Западом и Востоком предопределило исторический путь развития русского государства, его особую роль в мировом сообществе.

Крещение Руси князем Владимиром в 988 г., христианизация славянского мира и появление церкви формирует христианскую концепцию этических традиций Основой древнерусских морально-нравственных размышлений являлись ключевые категории этической мысли: «любовь», «благо», «благодать», происхождении добра и зла. В древнерусской мысли осознается и формулируется идеал единства Истины, Добра и Красоты. Сакральной мыслью русских книжников являлась идея научения человека нравственно-добродетельной мысли.

Введение Христианства на Руси проходило в несколько этапов: на первом в Херсонесе князь с частью дружины крестился сам, на втором – крестил проживающих в Киеве и приказал сокрушить в городе пантеон славянских богов, на третьем по приказу Владимира его воевода Добрыня «огнём и мечом» крестил Новгород.

Значение Крещения Руси князем Владимиром I Святославичем было огромным. 28 июля в России отмечается День Крещения Руси. Изначально церковный праздник стал государственным не просто так – историки подчеркивают важность события тысячелетней давности, которое оказало огромное влияние на духовное, культурное и политическое формирование нашей страны. Также 28 июля (по старому стилю 15 июля) православная церковь отмечает День памяти князя Владимира, который и крестил Русь в 988 году.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Становление Русского государства

1.1 Роль язычества в Русском государстве

Первоначальной доминантной формой социальной интеграции восточного славянства и других этносов в ареале зарождения древнерусской цивилизации стало язычество. Оно было связано с преимущественно аграрным, сельскохозяйственным характером производства и родоплеменным характером общества, разделённого по принципу родства и соседства. В ходе своего развития язычество проделало большой путь – от почитания неодушевлённых предметов, культа животных и предков к созданию пантеона, обожествлению явлений природы и социальной жизни. Все восточнославянские племена имели своих многочисленных боговпокровителей.

На основе языческой религии формировались и духовно-ценностные ориентиры древнерусской цивилизации. Язычество принадлежит к архаическому типу культуры, в котором понятия Добра и Зла резко противопоставлены. Между ними невозможен компромисс, так как они находятся в состоянии вечной борьбы, в которую включен весь мир. В связи с этим язычники представляли себе мир, населённым добрыми и злыми силами, помогавшими человеку или мешавшими ему в достижении целей. Языческой миропонимание было нравственной, этической основой, связывающей окружающий мир с понятиями Добра и Зла. От мировых религий это миропонимание отличалось тем, что несовершенство человека не связывалось с грехопадением (отходом от божественного идеала). Несовершенство считалось качеством, внутренне присущим всему миру и человеку как части этого мира .

Это мировоззрение создавало особый образ мира, в котором существовали неразрешимые противоречия, не было того разрыва между повседневностью и идеалом, человеком и Богом, который появился в мировых религиях. Язычество способствовало становлению основополагающих ментальных идеалов восточных славян: Земли-матушки, Природы, родного очага, Отечества. Культы Земли, Природы, сложившиеся на Руси, были устойчивыми и почитались во всех славянских племенах. Столетия существовал на Руси (первоначально у язычников, а затем у христиан) обряд вымаливания прощения у Земли, который после принятия христианства предшествовал обряду церковной проповеди .

Православие связало древних русичей единством веры и создало новые духовные основы для древнерусской, а затем и российской цивилизации. Произошло становление нового типа государственности, которая в значительной мере приобрела византийскую форму. Установилась тесная связь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. Русь пошла по византийскому, кратократическому, политарному пути власти, подчинившее личностное начало. Это был восточный путь, от западного (европейского), который предусматривал сочетание равнодостойных начал – административного и духовного, безусловно, способствовало выживанию Древней Руси в условиях крайне агрессивной геополитической среды принуждавшей силой отстаивать право на свою независимость. Единственный шанс сохранения государственности заключался в ценрализации и консолидации власти, обеспечиваемых этатизацией церкви .

На Руси существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные возможности социально-политической регенерации. В экономике господствовало сельское натуральное хозяйство. В своей производственной деятельности индивидуум стремился максимально приблизиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы.

У восточных славян основными социальными ячейками были община и семья. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече. В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей.

Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя. Ценность человеческой личности не являлась универсальным измерением в древнерусском обществе. В период своего становления древнерусская цивилизация синтезировала черты традиционных обществ как западноевропейского, так и восточного типа. После её угасания в XV веке в Северо-Восточной Руси начинает зарождаться российская цивилизация, доминантной формой интеграции которой стала государственность.

Праздники древних славян-земледельцев были связаны с циклом сельскохозяйственного года, с жизнью крестьян. Цель этих праздников – через жертвоприношения, молитвы и обряды, часто магического свойства, умилостивить сверхъестественные силы, обеспечить хороший урожай и удачную охоту. Славяне-язычники боготворили землю, поклонялись ей. Являясь земледельцами, они во многом зависели от земли, ее плодородности. Почитались также солнце, дождь и другие явления природы, потому что и от них зависел будущий урожай. Земледельческие обряды проводились во все времена года, однако большинство приходится на зиму и весну.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы