Курсовая теория на тему Предмет,задачи, принципы и методы специальной психологии: современное состояние проблемы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты современного состояния специальной психологии как науки 5
1.1. История становления специальной психологии как науки 5
1.2. Предмет и задачи специальной психологии 13
Глава 2. Анализ проблем специальной психологии 20
2.1. Принципы и методы специальной психологии 20
2.2. Современные проблемы научно-методологического аппарата специальной психологии 24
Заключение 29
Список использованной литературы 32
Введение:
Актуальность работы. Специальная психология — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов, проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребёнка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.
В настоящее время специальная психология сталкивается с множеством проблем, некоторые из них могут быть решаемы, некоторые — нет. Так в настоящее время рост числа аномальных детей с различными отклонениями продолжает стремительно расти. Несмотря на то, что количество детей со слуховыми и зрительными отклонениями уменьшается, растет количество детей с интеллектуальными нарушениями. Безусловно, медицина сделала большой шаг вперед в лечении нарушений и отклонений, что позволяет вылечить разные заболевания, однако население продолжает злоупотреблять алкоголем и токсичными веществами, что непременно сказывается на состоянии здоровья их будущего поколения. Поэтому увеличение числа специальных коррекционных учреждений необходимо для предотвращения патологий у детей.
Специальная психология развивается как пограничная область знаний между медициной, психологией, педагогикой и дефектологией. Отделение специальной психологии как самостоятельной науки необходимо для решения общих проблем аномальных детей и детей с ОВЗ.
Далеко не все сотрудники специальных коррекционных учреждений имеют специальное образование. По статистике, около 9% всех сотрудников могут считаться полноценными «помощниками». Данная проблема требует увеличения объема подготовки по специальной психологии и коррекционной педагогике в институтах и университетах.
За последнее время наблюдется значительное увеличение смешанных и сложных отклонений в развитии. Это значительно утяжеляет заболевание и уменьшает возможности диагностики, правильного постановления диагноза и дальнейшего лечения. Это требует раздельного изучения каждого отклонения, для чего необходимо большее количество специалистов. В связи с учащением случаев сложных и смешанных отклонений у детей в обществе увеличилось количество детей-сирот и детей-инвалидов, для которых организуются специальные типы учебных заведений.
Объект исследования – проблем специальной психологии.
Предмет исследования – принципы и методы специальной психологии.
Цель исследования – изучить современное состояние проблем специальной психологии
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть историю становления специальной психологии как науки;
2. определить предмет и задачи специальной психологии;
3. изучить принципы и методы специальной психологии;
4. проанализировать современные проблемы научно-методологического аппарата специальной психологии
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, в настоящее время современная психология успешно развивается во взаимодействии с другими науками и под их влиянием. В переплетении различных наук и их отраслей друг с другом наблюдаются с одной стороны, тенденции к возникновению новых самостоятельных областей знаний, с другой стороны, интегративные тенденции, которые проявляются в активном использовании новыми отраслями пограничных дисциплин. К интегративным дисциплинам можно отнести клиническую и специальную психологию. Базовыми науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия, а для специальной психологии общая психология и педагогика.
В методологии любой научной дисциплины важное место занимает определение объекта и предмета исследования. В специальной психологии, объектом исследования является личность с трудностями адаптации и самореализации в связи с ограниченными возможностями в физическом и психическим развитии.
В специальной психологии некоторые авторы в объект исследования включают только детей с врожденными или приобретенными нарушениями физического и психического развития. Сужение возрастных границ объекта исследования в специальной психологии является несправедливым, так как значительное число исследований в данной области проводится с подростками и взрослыми.
Предмет научного исследования — это специфический для науки угол зрения на объект. Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования. Например, предметом научных исследований клинической психологии являются психические расстройства.
Психология ребенка с отклонением в развитии — одна из достаточно изученных отраслей специальной психологии. Над разрешением его проблем трудятся исследователи ведущих научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов России. Основными проблемами современной специальной психологии являются:
1) проблема ранней диагностики отклонений в раз¬витии ребенка.
Специалисты считают, что основные закономерности развития у ребенка с нарушением в развитии те же, что и у нормального ребенка. При раннем выявлении отклонений у ребенка надо быть крайне осторожными и внимательными при постановке диагноза, так как наличия какого-либо единичного симптома для этого недостаточно. Поэтому диагностика отклонений в развитии должна носить комплексный, системный характер, должен вестись учет данных психолого-педагогического, неврологического и нейропсихологического обследования;
2) вопросы дифференцированной диагностики умственной отсталости и ряда других нарушений в психическом развитии.
Наряду с умственной отсталостью выделяют несколько внешне сходных состояний. Это задержка психического развития, педагогическая запущенность, общее недоразвитие речи, задержка развития в результате нарушения зрения или слуха у детей, ранний детский аутизм. Все эти отклонения имеют сходные с умственной отсталостью проявления, поэтому важно разработать методики, способные разграничить эти состояния. Данная проблема получила свое развитие в работах отечественного дефектолога В. И. Лубовского («Психологические проблемы диагностики аномального развития детей» и др.). В. И. Лубовский анализирует историю и современное состояние, а также перспективы дифференцированной диагностики различных форм нарушений психологического развития ребенка. Большое значение он придавал разработке невербальных методов сравнительного изучения различных групп аномальных детей. В. И. Лубовский предложил модель дифференцированной диагностики умственной отсталости, общего недоразвития речи и задержки психического развития. Основным критерием при этом являлось со¬стояние речи и мышления ребенка, а также способности к обучению.
Ключевой проблемой специальной психологии является проблема компенсации функций.
Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недоразвитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных функций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлечение в работу новых структур, которые раньше выполняли другую функцию или участвовали в осуществлении других функций. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты современного состояния специальной психологии как науки
1.1. История становления специальной психологии как науки
В 1915 г. вышла из печати двухтомная книга Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» . Этот фундаментальный труд, представляющий собой систематическое описание психологических процессов умственно отсталых детей в сравнении с нормально развивающимися, был заслуженно отмечен научным сообществом. Г.Я.Трошину была присуждена премия Российской академии наук. В труде Г.Я.Трошина не только впервые применен термин «специальная психология», но и впервые в российской науке рассматривались закономерности развития «ненормальных» детей (так в то время назывались дети с нарушениями психического развития), а также рассматривалась проблема их диагностики, т.е. важнейшие методологические проблемы этой, рождавшейся тогда, отрасли психологии.
Правда, надо отметить, что после выхода этого труда, попавшего в опалу при советской власти и высланного из страны автора, и поэтому долгие годы фактически недоступного, термин «специальная психология» не употреблялся, и речь шла об отдельных ее ветвях: олигофренопсихологии, тифлопсихологии и сурдопсихологии.
В работах Л.С. Выготского , который является следующей и еще более важной для развития специальной психологии фигурой, отсутствует термин «специальная психология». В своих работах Л.С. Выготский неоднократно ссылается на Г.Я.Трошина, но, говоря о психологических проблемах детей с недостатками развития, относит эти проблемы к дефектологии, педологии или общей психологии. Что касается вклада, внесенного Л.С. Выготским в создание специальной психологии, то это, прежде всего, определение всех объектов, подлежащих изучению (т.е. всех типов нарушенного развития), разработка проблемы комплексной диагностики нарушений развития и критика психологических тестов, концепция первичных, вторичных и последующих уровней недостатков психического развития, а также актуальных и потенциальных возможностей детей (ЗБР).
Развивая идею общности с нормой основных закономерностей психического развития, Л.С. Выготский выделил и специфическую закономерность, наблюдаемую при всех типах нарушенного развития: трудности взаимодействия с окружающим миром, прежде всего – с окружающими людьми, а также рассматривал проблемы коррекции и компенсации недостатков развития и взаимосвязи биологического и социального в развитии аномальных детей. В целом была создана концепция специальной педагогики и психологии.
Наиболее значимыми публикациями в тридцатые годы были: «Психология умственно отсталого ребенка» Л.В. Занкова (1939) – первое учебное пособие для студентов; «Очерки психологии глухонемого ребенка» Л.В. Занкова и И.М. Соловьева (1940); «К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь)» Р.Е.Левиной (1936) – фактически первое исследование по логопсихологии, что дает основание считать Р.Е.Левину зачинательницей этой ветви специальной психологии.
Важной является также вышедшая в 1929г. работа П.П. Блонского «Трудные школьники», где рассматривались вопросы дифференциации умственно отсталых и педагогически запущенных детей и непригодность для этой цели классических тестов.
Прерванные Великой Отечественной войной исследования, возобновляются в конце 40-х годов и испытывают влияние Павловской сессии. Это проявилось в широком использовании в исследованиях условно-рефлекторных методик и попытках физиологизации понимания изучаемых психологических явлений. Это имело как положительное, так и отрицательное значение.
Важную роль для развития специальной психологии в Институте дефектологии имел приход А.Р. Лурия, который был назначен заместителем директора по науке и руководителем вновь созданной лаборатории клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей. В ней начали работу психологи первых выпусков психологического отделения философского факультета МГУ Н.Н. Зислина, Н.П. Парамонова, О.С. Виноградова, Е.Д. Хомская, А.И. Мещеряков, В.И. Лубовский . Несколько лет в ней работал и Е.Н. Соколов – позднее ставший всемирно известным психофизиологом в области зрения. В работе использовались различные условно-рефлекторные методики, что давало возможность реализовать новый подход к взаимодействию речи и мышления у детей с нарушениями психического развития.
В 50-х годах началось проведение научных сессий по дефектологии. Эти сессии, организуемые Институтом дефектологии, сыграли важную роль в консолидации специалистов этой области, в том числе и занимавшихся проблемами всех ветвей специальной психологии в разных республиках Союза.
Вторая половина 50-х и 60-е г. – период интенсивного развития исследований по специальной психологии. Восстанавливаются психологические лаборатории в прибалтийских республиках, где (особенно в Латвии и Литве) ведутся разработки по диагностике нарушений развития и другим проблемам.
Изучение детей с задержкой развития подводило к пониманию абсолютной необходимости участия психолога в работе комиссий по отбору детей в специальные школы. При этом до конца 60-х г. эти комиссии назывались медико-педагогическими, а наличие в них психолога не было легализовано. Институт дефектологии подготовил соответствующую документацию, и в 1971 г. Министерство просвещения СССР утвердило «Положение о медико-психолого-педагогической комиссии». Это было важным шагом в развитии практического применения специальной психологии.