Курсовая теория на тему Предметный мир и его функции в романе Дж. Селинджера «Над пропастью во ржи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Роман «Над пропастью во ржи» в контексте творчества Дж. Сэлинджера 5
1.1. Основные особенности романа «Над пропастью во ржи»……………………….5
1.2. Биографические основания романа……………………………………………………….8
Глава 2. Предметный мир в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» 11
2.1. Символика предметов в романе…………………………………………………………..11
2.2. Назначение детских предметов в романе……………………………………………..16
Заключение 18
Список литературы 20
Введение:
Настоящая работа посвящена анализу предметного мира и его функций в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Данный роман относится в классике американской литературы. Он рассказывает о нескольких днях из жизни семнадцатилетнего подростка, исключенного из престижной частной школы.
Актуальность данного исследования в том, что такие романы всегда интересны. До конца исследовать любое классическое произведение невозможно. Но любое произведение обычно исследуют через диалоги и авторские отступления, что плохо подходит в случае романа «Над пропастью во ржи». Герой романа, подросток, не доверяет взрослым, он не высказывает все свои чувства и мысли прямо, что приводит к необходимости анализировать не только его речь, но и те символы и образы, которые есть в романе, а также предметный мир.
Проблеме предметного мира и его функций посвящено ряд работ. Это статья «Некоторые наблюдения над проблематикой и поэтикой романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»» (Брякотнина Е.Б., Полева Е.А.), «Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера» (Галинская И.Л.), Символика предметных образов в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (Таранкова К.А.) и др.
Объектом исследования является предметный мир в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Предмет исследования − функции предметного мира в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Цель работы – выявить функции предметного мира в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1) рассмотреть роман «Над пропастью во ржи»;
2) определить сущность понятия «предметный мир»;
3) описать функции предметного мира в романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Методы и приемы исследования:
− анализ литературы по теме исследования;
− синтез и обобщение;
− описательный метод.
Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать в практике преподавания, при разработке спецкурсов и т.д.
Материалом исследования является текст романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
Заключение:
Роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» полон предметов, но многие из них интересны тем, что являются символами. В художественных произведениях «символ» относится к объектам, фигурам, используемым для представления абстрактных идей или понятий.
Название романа «Над пропастью во ржи» символично. Рожь – это своего рода поле на вершине скалы, которая символизирует детский мир. Холден, главный герой романа, хочет быть защитником детей, прежде чем они перейдут во взрослый мир.
Предметный мир в романе состоит из большого количества детских вещей. Это перчатка младшего брата главного героя романа, карусель, на которой катается его сестра, отчасти смешная красная шапка, в которой он ходит. Все эти предметы говорят о том, как сильно главному герою романа «Над пропастью во ржи» не хочется взрослеть. И это не просто нежелание становиться взрослым, а протест против потери самого себя.
«Взрослый» мир для героя романа ассоциируется с непониманием, ложью и превращением в кого-то вроде адвоката. Нужно работать ради денег и никогда не делать то, во что ты веришь. Это представление героя о взрослом мире, соответственно, мир детей идеализируется им. «Детские» вещи становятся для него символом связи не просто с детством, а с самим собой.
Другая часть предметного мира связана с музеем в Нью-Йорке. Музейная экспозиция никогда не меняется, что нравится главному герою, который боится перемен, не хочет взрослеть. Фигуры в музее не меняются, не представляют угрозы, поэтому в музее мальчик чувствует себя хорошо. Он боится перемен, и статичные фигуры становятся важными предметами, помогающими читателю проникнуть во внутренний мир героя.
Еще одна группа предметов связана с природой. Это пруд в Центральном парке Ню-Йорка и плавающие на нем утки. Эти утки символизируют перемены и способность их переживать, ведь каждый год они возвращаются на пруд.
Сам Сэлинджер не стремится к объективному отражению реального мира и персонажей, он намеренно создает субъективные символы, что помогает реализации авторского замысла – изображения процесса взросления подростка в непростых условиях жизни. Писатель понимает, насколько сложно взрослеть, и что выразить все чувства и мысли подростка нельзя просто потому, что он и сам их не осознает. Если взрослый человек может анализировать свои сложности, то подросток мыслит еще по-детски. Поэтому при описании внутреннего мира своего героя писатель использует образность и множество предметов, каждый из которых имеет связь с жизнью главного героя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Роман «Над пропастью во ржи» в контексте творчества Дж. Сэлинджера
1.1 Основные особенности романа «Над пропастью во ржи»
Роман «Над пропастью во ржи» (1951) Дж. Д. Сэлинджера (1919 – 2010) изучается в американских школах. Это один из романов, которые в ХХ веке стали известны за пределами США. Роман стал популярен в Европе, и в нашей стране его тоже активно читали. Одновременно по поводу романа было немало споров.
Роман представляет собой повествование молодого человека, семнадцатилетнего Холдена Колфилда. Это необычный текст, в качестве особенности романов Сэлинджера выступает фигура наивного рассказчика, не способного «художественно» оформить свой текст .
Роман написан от первого лица. Но рассказчик не пытается сделать роман похожим на «классическую литературу», об этом он заявляет с первой строчки. Самое начало повествования содержит отсылку к традициям автобиографического и воспитательного романа, от следования которым рассказчик как бы отказывается: ему «неохота … копаться» в «мути» .
По мнению М. Тугушевой, стиль романа «Над пропастью во ржи» отчасти напоминает рассказы М. Твена. Оба писателя использовали разговорную речь и сленг, и этот прием помогал им создать образ обычного человека, рассказывающего о своей жизни .
Роман «Над пропастью во ржи» – это не сюжетное произведение, это скорее поток мыслей молодого человека, практически еще мальчика. Особенностью романа можно назвать одиночество главного героя, которому не с кем поговорить, исследователь романа Н.Л. Иткина в своей работе «Поэтика Сэлинджера» отмечает, что весь роман наполнен словами, которые остались без ответа, и несостоявшимися разговорами .
В целом время событий в романе составляет три дня (суббота, воскресение и понедельник). В субботу героя исключают из школы, в понедельник он возвращается домой.
Можно увидеть определенную символику в днях недели: суббота, наполненная воспоминаниями, аккумулирует прошлую жизнь, в воскресенье он исповедуется перед младшей сестрой и ему дается шанс на воскрешение, а понедельник воспринят им как новый этап жизни: именно в понедельник он хочет уехать далеко-далеко и начать новую жизнь .
Особо значим в романе хронотоп дороги. Герой романа Сэлинджера – это герой дороги, который находится в движении и пространственно, и ментально. Его поведение в дороге (месте случайностей и случайных встреч) служит значимой характеристикой персонажа: по пути на соревнования по фехтованию он забывает в вагоне поезда шпаги (что свидетельствует о малой ценности этого рода занятий и самого состязания); следуя из школы домой, в вагоне он встречается с мамой одного из воспитанников школы, и рассказывает ей о ее сыне как хорошем человеке, при этом презирая его (это указывает на способность ко лжи для поддержки другого человека).
Колфилд не желает вписываться в общество, ценности которого презирает, но при этом он не асоциален: оценивая поведение людей как фальшивое, он идет на контакт, который оказывается дискомфортным и даже травмирующим. В романе он общается с таксистом, со многими другими случайными людьми. Он без сожаления покидает этих людей, но при этом он не имеет никаких четких планов на будущее.
Об этом свидетельствует диалог с сестрой; она допытывается у него, кем бы он хотел быть. Герой не может определиться с профессией: «Адвокатом, наверно, неплохо, но мне все равно не нравится…» .
В этом разговоре с сестрой возникает пространственный образ ржаного поля, скрывающего опасность – пропасть. Он признается сестренке: «Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. <…> А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть» .
Ориентация на спасение детей – важная характеристика персонажа. С детьми Колфилд почти не пересекается (чаще наблюдает их со стороны), однако именно детские игры представляются ему символом чего-то настоящего, противоположного фальши социального мира взрослых, но потенциально опасного.
Не принимая социальную жизнь мегаполисов, герой книги видит только один способ разорвать связи с окружающим миром – побег. Он фантазирует, что мог бы притвориться глухонемым, чтобы не общаться с людьми; уединится вдали от всех и жить естественной жизнью, где не будет лжи.
Но сбежать из Нью-Йорка не удается. С одной стороны, его держит любовь к младшей сестренке Фиби, решившей отправиться в путь вместе с ним; с другой – в нем не хватает решимости, опыта, взрослости. Ему страшно уезжать одному из дома.
Воспитание подростка в романе сводится к навязыванию образовательных и жизненных целей, для достижения которых нужно успешно учиться, поэтому забота родителей выражается в переводе Холдена из одной престижной школы в другую. Но социальная самореализация не мотивирует Холдена, так как представляется ему чем-то внешним, не отражающим подлинное существование, истинные цели: «Если стать адвокатом, так будешь просто гнать деньги … и ходить этаким франтом …, словом, как в кино» .
Тема отчуждения, внутреннего конфликта с самим собой, а вследствие этого, и с окружающим миром прослеживается во многих произведениях Сэлинджера, но именно благодаря использованию автором предметной символики в романе «Над пропастью во ржи» читателю удается прочувствовать и понять состояние героя намного сильнее и ярче, чем в каком-либо другом произведении.
В романе «Над пропастью во ржи» есть тесная связь между главным героем Холденом Колфилдом и самим Джеромом Сэлинджером. Роман наглядно демонстрирует его жизнь и философию по отношению к своей работе, поэтому можно остановиться на биографии писателя.