Курсовая теория на тему Предметная деятельность детей второго года жизни.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы развития предметной деятельности у детей второго года
жизни в дошкольной образовательной организации. 6
1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста 6
1.2.
Предметная деятельность: определение, структура, условия развития у детей
раннего возраста в дошкольной образовательной организации. 17
Заключение. 34
Список использованной литературы 36
Введение:
Актуальность. Данная
работа посвящена проблеме развития предметной деятельности детей раннего
возраста как основы умственного воспитания. Актуальность темы обусловлена
тем, что действия с различными предметами быта и игры имеют решающее значение
в формировании не только мелких ручных движений, но и восприятия, памяти,
внимания и мышления ребенка. По мере манипулирования ребенком предметами в них
накапливается чувственный опыт, формируются все более четкие представления о
форме, цвете, величине и других свойствах предметов.
По мнению А. Н. Леонтьева
и Д.Б. Эльконина – это все раннее детство, от 1 до 3 лет, период интенсивного
освоения детьми различных общественно выработанных видов деятельности, в том
числе простейших орудий. Значение предметной деятельности для развития у детей
чуткости, мышления, самостоятельности и концентрации внимания доказано
исследованиями Н. М. Щелована и Н. М. Аксарина.
Признание роли
образования в развитии ребенка с момента его рождения привело к возникновению
особой области знаний — педагогики раннего детства. Раннее детство включает
период от рождения до двухлетнего возраста.
Детство, ранний возраст —
важнейший период жизни человека, в это время закладываются основы будущей
личности, еще формируются основы физического и психического здоровья…
Никогда в жизни ребенка
не бывает такой тесной связи физического и умственного развития ребенка, как на
первом или втором году жизни. Всесторонний уход, защита от травм, инфекций и
простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация
специальных занятий — вот основа обеспечения физического, психического и
психического здоровья детей. При выполнении этих задач необходимо проводить
единую линию воспитания в детском учреждении и в семье, учитывая взаимосвязь
всех его сторон.
Своеобразие
педагогической работы в области физического, психического, нравственного и
эстетического воспитания детей раннего возраста обусловлено спецификой раннего
детства, когда устанавливаются основные принципы социального, целенаправленного
поведения и эмоциональных реакций удовольствия, радости или печали.
В процессе общения со
взрослыми дети усваивают форму своего поведения, характер своих взаимоотношений
с окружающей действительностью, которая постепенно становится их
собственностью. Взрослые родители, педагоги — воспитывают ребенка эстетически,
нравственно и умственно, организуют среду, оценивают его отношение и выражают
свои чувства, глядя на все вокруг.
Первые два года жизни
ребенка по насыщенности умениями и навыками овладения, быстрому темпу развития
не имеют себе равных в последующие периоды детства. Воспитатель, работающий с
детьми раннего возраста, должен уметь перестраивать свою работу, ориентируясь
на эти изменения на каждом этапе зоны ближайшего развития. Сложность
воспитательной работы заключается в том, что дети раннего возраста не умеют
выражать словами свои желания, чувства, физиологические состояния. Взрослый
должен чутко реагировать на малейшие изменения в поведении ребенка. Личностные
качества взрослого имеют большое значение для развития личности ребенка, но при
этом необходимо подчеркнуть особую роль знаний воспитателя и родителей в организации
педагогического процесса.
Объект: процесс развития
предметной деятельности у детей второго года жизни.
Предмет: содержание
программы развития предметной деятельности у детей второго года жизни.
Цель: на основе анализа
теоретических данных выявить особенность предметной деятельности у детей
второго года жизни.
Задачи исследования:
1)Изучить
психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
2) Определить понятие
предметная деятельность, ее структуру.
3) Ознакомиться с
условиями развития у детей раннего возраста в дошкольной образовательной
организации
В работе
использовались следующие методы и приемы исследования: изучение и
сравнительный анализ психолого– педагогической и методической литературы.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка
использованной литературы приложений.
Заключение:
Предметная деятельность,
как одна из важнейших форм деятельности ребенка, имеет первостепенное значение
в отношении развития многих психических процессов. В рамках предметной
деятельности с раннего возраста у ребенка происходит интенсивное психическое развитие
по нескольким направлениям, основными из которых являются
наглядно-деятельностное мышление, речь, начало символической игры и
самосознание.
Переход к предметному
действию связан с выработкой в дошкольном возрасте нового отношения к
предметному миру. Предметы начинают представляться ему не только предметами,
пригодными для манипуляций, но и вещами, имеющими определенное назначение и
определенный способ их использования. Выявление назначения предметов отличает
предметную деятельность ребенка раннего возраста от манипулятивной деятельности
младенца. Функция вещей и предметов открывается ребенку во взрослом возрасте.
Именно он, взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать, как
ими пользоваться, при этом участвуя в деятельности ребенка в качестве
организатора, помощника и старшего партнера.
Таким образом, предметная
деятельность представляет собой форму активного взаимодействия, в ходе которого
человек эффективно воздействует на объекты окружающего мира и тем самым
удовлетворяет свои потребности. Важной особенностью предметной деятельности
является то, что она образует другие виды деятельности, и среди них особое
значение для психического развития имеют так называемые продуктивные виды
деятельности. К ним относятся: детский труд, изобразительное искусство —
рисование, лепка, аппликация, дизайн, конструирование и др.
Ребенок начинает
подчеркивать свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между
ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для
дальнейшего развития ребенка раннего возраста, которое происходит в связи с
управлением предметной деятельностью и речью.
На основании анализа
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы выделили
следующие условия развития предметной деятельности в раннем возрасте:
организация совместной деятельности ребенка и взрослого, использование игр,
создание обогащенной среды развития.
Под влиянием предметной
деятельности у руководителя в этом возрасте развиваются не только игровые, но и
другие виды деятельности, такие как рисование, живопись, элементарное
самообслуживание.
Поэтому предметная
деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладевал общественно
выработанными способами пользования предметами. Усваивая функции и способы
использования предметов и орудий, ребенок становится «собственником» вещей, их
деятельность приобретает предметно-опосредованный характер.
Педагогические условия
развития, воспитания и воспитания детей раннего возраста учитывают постепенное
формирование предметной деятельности, потребность в сотрудничестве с ребенком,
постепенное формирование основных личностных качеств трехлетнего ребенка
(компетентность, эмоциональность, самостоятельность, активность, инициатива).
Успех обучения и развития
других видов деятельности зависит от уровня активности субъекта.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы развития предметной деятельности у детей второго года
жизни в дошкольной образовательной организации 1.1.
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста
Ранний возраст более
чувствителен к формированию фундаментальных психологических образований. В
первые три года жизни формируются основы детского самосознания, личности и
деятельности. С раннего возраста определяются отношение ребенка к миру, другим
людям и самому себе, основные формы общения со взрослыми и сверстниками.
Особенности развития детей раннего возраста изучают такие психологи, как Н.М.
Аксарина, Л.С. Выготский и др.
Кризис первого года жизни сменяется стабильным ранним
детством. Он охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается 3-летним
кризисом.
Психофизиологическими особенностями этого периода
можно считать:
· наличие тесной связи между физическим и
психическим развитием (любое отклонение в физическом развитии может привести к
психическим расстройствам);
· темп индивидуального развития (из-за
неравенства и гетерохронии органы и системы организма развиваются медленнее);
· высокая ранимость ребенка, что предъявляет
особые требования к его воспитанию;
· детская восприимчивость к обучению (в этом
возрасте легко образуются условные связи).
В конце первого года
жизни социальная ситуация полного спаривания ребенка со взрослым буквально
взрывается изнутри: в ней появляются два человека — ребенок и взрослый.