Курсовая теория на тему Предмет и методы теории государства и права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Исторические основы теории государства и права
1.1 Необходимая связь между теорией права и теорией
государства
1.2 Основы формирования государства и права
Глава 2. Анализ особенностей предмета и методов теории
государства и права
2.1 Предмет теории государства и права
2.2 Методология теории государства и права
Глава 3. Теория государства и права в системе правовых
наук
3.1 Особенности формирования юриспруденции на основе
теории государства и права
3.2 Правоведение в системе наук об обществе, личности и
государстве
Список использованной литературы
Введение:
Теория государства и права в зачаточном состоянии (конец XVI в.) называлась
«энциклопедия права», «энциклопедия юриспруденции». На нее оказали влияние идеи
Аристотеля, Платона, Сократа, Х. Гроция, Гоббса, Джона Локка, Жана Жака Руссо,
Ш.Л. Монтескье, Г.В.Ф. Гегель, Иммануил Кант, А.Н. Радищева, К.А. Неволина,
М.А. Бакунин, Маркс, Энгельс, Г. Плеханов, В.И. Ленин и другие мыслители
определили направление его развития.
В России эту науку преподавали в Московском университете в XVIII веке.
Современное название она получила в конце XIX века в результате ученые понимают
преемственность государства и права.
Необходимость теоретического понимания явлений политической жизни, как
государства, так и права возникла давно. Замена примитивных общественных
образований политически организованной властью потребовала введения правового
регулирования общественных отношений и функций управления властью.
Разъяснение значения права как инструмента влияния на общественное мнение и
функционирование государства является главной темой последующего развития
политической и правовой мысли.
Появление различных теоретических концепций, выражающих понимание состояния
права и их основных институтов, а также представлений о взаимоотношениях права
и государства, связанных с античных времен. Развитие взглядов на государство и
право в эпоху ранних классовых обществ основывалось прежде всего на общих
философских принципах, религиозных верованиях, нравственных концепциях.
Формулировка и представление этих идей в разные периоды общественного развития
были уделом представителей рабовладельческой аристократии, священников, старших
иерархов церкви.
Предметом теории права и государства (юриспруденции) являются объективные
закономерности формирования и развития государственных правоотношений. В
русской юридической традиции имеет место двойственность предмета данной науки,
т. е. теории права и государства. Там, где юридические школы придерживаются
различных типов понимания права, их подходы к предмету теории права и
государства могут существенно различаться. В работе рассматриваются философия
права, общая теория права, теория права, юриспруденция, социология права,
энциклопедия права. Теория государства как науки использует следующие методы,
направленные на познание ее предмета: анализ, синтез, диалектика, сравнение.
Сравнительное право играет значительную роль: оно изучает правовой опыт разных
стран и правовую карту мира. Теория права и государства выступает в качестве
основы всех юридических знаний и отраслей юриспруденции. Теория государства и
права взаимодействует с другими науками об обществе и людях.
Целью работы является изучение предмета и методологии теории государства и
права.
Задачи работы:
1. Рассмотреть исторические основы теории государства и права
2. Провести анализ особенностей предмета и методов теории государства и
права
3. Исследовать теорию государства и права в системе правовых наук
Объект работы — теория государства и права.
Предмет работы — особенности определения предмета и методологии теории
государства и права.
Методологическую основу работы составляет метод анализа и синтеза, индукции
и дедукции, обобщения, сравнения, в
работе также используется систематический подход.
Заключение:
Значение методологии в познании права и государства трудно переоценить.
Поистине условием, без которого невозможно познание сложной и противоречивой
сущности государственно-правовых процессов и явлений, выступает методология.
В общем плане любая наука — это и есть способ или метод добывания и
истолкования фактов. Лейбниц, по-видимому, имел в виду общее положение, а не
только область точного знания, когда говорил, что сущность математики не в ее
предмете, а в ее методе. Действительно, даже имея один и тот же предмет науки,
но, используя различные методы его исследования, ученый получит неодинаковые результаты.
Поиск новых исследовательских средств, новых методов обеспечивает прирост
теоретических знаний, углубление представлений о свойственных предмету
закономерностях. По своему происхождению метод берет свое начало из
чувственной, конкретной предметной деятельности человека. Практические приемы
труда («логика дела») со временем теоретизировались в голове человека,
кристаллизуясь в крупицы теории познания, методологию.
Сейчас, в свою очередь, реальность и действенность теории права и
государства в конечном счете должна определяться не столько непротиворечивостью
собственных логических посылок или внешним соответствием конъюнктурным
течениям, сколько степенью эффективности конкретной праворегулирующей,
правоохранительной работы.
Теорию права и государства нельзя рассматривать как собрание готовых истин,
канонов или догм. Это живая, развивающаяся теория. Применяя методы познания,
теория права и государства приближается к осуществлению своей конечной цели —
служить государственно-правовой практике, способствовать активному и
творческому использованию государственных и правовых институтов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Исторические
основы теории государства и права
1.1 Необходимая
связь между теорией права и теорией государства
связь между теорией права и теорией государства
Теория права — это, по сути, исследование природы права, его
фундаментальных особенностей и институтов. Такие теории также неразрывно
связаны с человеческими сообществами и особенно сообществами, которые приобрели
институционализированные особенности и практики, которые мы обычно называем
«законными»[1].
Таким образом, право и правовая система часто являются аспектом политической
системы.
Теории государства, с другой стороны, в основном касаются вопросов о
возможностях законной структуры доминирования в наших политических обществах,
часто в территориальных государствах, централизованных для коллективного и
исключительного осуществления власти над нашими жизнями и состояниями. По
крайней мере, в современных демократических обществах политическая власть
осуществляет свою власть часто через законы, являясь, как правило, единственным
институтом, претендующим на неограниченную власть над своей территорией и
гражданами. Поэтому вопросы, связанные с политическим обоснованием такого
использования власти, часто связаны с вопросами об обязательстве подчиняться
закону, о возможностях легитимности таких законов и о том, почему политические
действия осуществляются через политические институты одного характера, а не
других.
Поэтому вопрос о том, должна ли теория права также обязательно быть теорией
государства, возникает примерно на двух уровнях. Во-первых, требует ли теория
права объяснения типа структуры власти, объясняемой теориями государства, часто
территориального государства при одном правительстве. Во-вторых, должна ли
теория права обязательно объяснять законность использования и структуры власти,
выраженной через закон. Чтобы теория права была обязательно и теорией
государства, требуется, чтобы мы ответили на оба вопроса утвердительно в
отношении всех возможных обществ, имеющих социальные институты с правовыми
характеристиками.
Однако между теориями права и государства существуют явно необходимые
связи, но влечет ли теория права теорию государства, зависит от того, является
ли это необходимой чертой права, что она не только предполагает, но и
встраивает или составляет теорию государства через выше двух особенностей. Я
предложу, чтобы правовые теории также являлись теориями государства только в
особых условиях, и поэтому теория права не обязательно должна быть теорией государства.
Любая всеобъемлющая правовая теория состоит из необходимых правовых истин,
которые делают закон таким, какой он есть. Если вопросы структуры и законности
политической власти не являются частью такой сущности права, они не являются
частью любой возможной теории права. Если они являются частью сущности права,
правовые теории должны не только обладать такими свойствами, но и претендовать
на способность отвечать на такие вопросы. Поэтому нам необходимо понять, как
такие особенности могут возникать в наших правовых теориях[2].
Наши понятия права являются теоретическими структурами объяснения в нашем
поиске природы права и его необходимых истин. По крайней мере, интуитивно можно
предположить, что существуют такие необходимые истины о праве, поскольку определенные
типы социальных институтов являются примерами права, а другие явно нет. Правила
шахматного клуба имеют другую природу по сравнению с правилами,
провозглашенными суверенным государством. Однако полагаться на нашу интуицию
здесь будет недостаточно. Важно то, насколько обширным предметом мы видим
юриспруденцию, нужно ли ей объяснять структуру и легитимность политической
власти.