Социально-культурная деятельность Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Праздник как форма социально-культурной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНИКА 4

1.1. Праздник: понятие, сущность 4

1.2. Классификация праздников 7

2. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАЗДНИКА 11

2.1. Этапы работы над сценарием праздника 11

2.2. Режиссура праздника 16

2.3. Особенности организации праздника 18

Заключение 21

Список литературы 23

  

Введение:

 

Актуальность темы. Праздники – составляющая любой культуры, но в настоящее время представление о том, что это такое, меняется. В этой работе рассматривается понятие праздника, предпринимается попытка определить его сущность. Это интересная тема, так как в различное историческое время смысл понятия «праздник» менялся сильно, и сейчас для организации праздников необходимо понимать, что ожидают от него современные люди.

Объект работы составляет праздник как понятие.

Предметом работы выступает праздник как форма социально-культурной деятельности.

Цель работы: проанализировать праздник как форму социально-культурной деятельности.

Задачи исследования:

— описать понятие и сущность праздника;

— изучить классификацию праздников;

— выявить этапы работы над сценарием праздника;

— изучить режиссуру праздника;

— описать особенности организации праздника.

Практическая значимость работы в том, что в ней описываются этапы работы над сценарием праздника и особенности организации праздника.

Структура исследования: введение, две главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие «праздник» имеет много значений, единого определения нет. Праздники существуют в культуре давно, при этом содержание и смысл их все время изменялся. Это нерабочий день, наполненный развлечениями и общением с другими людьми, день объединения людей. В основе праздника лежит событие, которое необходимо как-то отметить, без события сложно объединить людей. Праздник всегда связан с песнями, танцами и представлениями, смысл которых не просто в развлечении собравшихся людей, а в их вовлечении в общее действие.

Дать единую классификацию праздников невозможно, их можно разделить на государственные, трудовые, военно-патриотические, религиозные и календарные (связанные со сменой времен года). Праздники могут быть всеобщими и локальными, когда событие имеет значение лишь для определенной группы людей. Кроме того, праздники можно подразделить на официальные, обрядовые, развлекательные и связанные с игровой культурой. Особое место занимают массовые праздники, и группа сложных массовых действ, таких как фестивали. Для праздника необходима основа (событие, традиция) и организационное начало. Основа образует праздничную ситуацию, а организующее начало реализует праздник.

Сценарий праздника – это не перечисление действий, а программа воздействия на участников. Основные этапы работы над сценарием включают замысел, изучение связанных с темой праздника источников, составление плана, разработка эпизодов праздника и окончательная запись сценария. В сценарии должна быть идея (например, призыв к объединению людей), сюжетная линия, выстроенная последовательность номеров, нужно продумать приемы активизации зрителей. Упорядочить сценарий поможет композиционная структура: экспозиция для создания эмоционального настроя, завязка действия, постепенное нарастание действия, переход к кульминации и финал. Финал обязательно должен объединить всех участников, и еще раз выразить идею праздника.

Разные праздники могут требовать совершенно разного подхода к режиссуре, но можно выделить основные подходы к организации и реализации любого праздника. Прежде всего, режиссер должен четко понимать, что праздник – это не театр или обычное массовое зрелище, а особая форма мероприятия, где важна общедоступность, образность и умение использовать все особенности места действия. Режиссеру праздника нужно знать обо всех видах искусств. Важно создать атмосферу праздника, в этом помогает сценография, декорации и освещение. Все присутствующие люди – это участники праздника, следовательно, происходящее должно быть им понятно.

Среди особенностей организации праздника необходимо выделить креативный подход, учет особенностей аудитории, эмоциональность и зрелищность действия. У праздника должна быть одна общая идея, которая разворачивается от начала до концовки действия и прослеживается во всех деталях. Цель праздника состоит в объединении и общении людей. На празднике должен поддерживаться эмоциональный настрой, хорошее настроение, для получения такого эффекта к организации надо подойти серьезно и продумать заранее все детали.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНИКА

1.1. Праздник: понятие, сущность

Праздники всегда тесно переплетены с важными событиями в жизни социума. Событие, лежащее в основе праздника, пробуждает у людей желание стать частью произошедшего, выразить свое отношение, эмоционально объединиться с другими людьми [8, с. 77]. Именно праздник в прошлом способствовал передаче традиций из поколения в поколение, заодно отвлекал от проблем, помогал преобразовывать настоящее, объединял людей.

Многозначное понятие «праздник» в научной литературе единого определения не имеет. Это сложное понятие, которое можно рассматривать с различных сторон, и редко какие исследователи дают исчерпывающую формулировку того, что такое «праздник».

Праздники существуют в культуре уже давно, в том числе они являются традиционной частью европейской культуры. Рассматривая этимологию слова «праздник», можно заметить, что в большинстве языков европейской группы слово «праздник» и однокоренные словообразующие имеют латинскую основу в виде корня «fest», что означает «день, свободный от работы» [2, с. 27].

Изучение значений понятия «праздник», сформулированных исследователями разных направлений, позволило установить, что В.И. Даль определяет праздник, как нерабочий день, празднуемый по уставу церкви, по случаю и в память гражданского, местного или государственного обычая [4, с. 309].

В словаре С.И. Ожегова праздник – это день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений [16, с. 446].

Д.Н.Ушаков в «толковом словаре русского языка» дает семь значений: это и день или несколько дней, посвященных памяти какого-либо религиозного события, и день торжества в память какого-либо выдающегося исторического или гражданского события, и веселье, и день массовых развлечений, и счастливый день, и праздник в переносном значении. Однако интереснее всего это определение из словаря Д.Н. Ушакова: «Официально установленный день отдыха по случаю празднования выдающихся событий» [15, с. 699].

Событие – это важнейший компонент любого праздника. Праздник без события, которое лежит в его основе, не имеет особого смысла, во всяком случае, не объединит людей. Если событие имеет семейный масштаб, то можно говорить про семейный праздник. Если событие имеет национальный масштаб, то и праздник становится общенациональным. Но, конечно, нужно четко понимать степень важности события, иначе и праздник не станет по-настоящему нужным обществу.

В определениях Даля, Ожегова и Ушакова «праздник» связывается со свободным днем. Но это не просто пустой день, не имеющий содержания, наоборот, это наполненный развлечениями день. Здесь можно отметить, что в прошлом праздники были обязательными для всех представителей какой-либо группы, и не являться на праздник было нельзя, это поведение наказывалось. Праздник мыслился как важнейшее занятие, как способ объединения людей, как время для общения, то есть главными элементами культуры в древности считали труд и общение [12, с. 75].

Праздник также связан с таким понятием, как культура: отмечание события издавна сопровождалось песнями, танцами, представлениями и играми. Так произошло зарождение многих способов проведения свободного времени [7, с. 8].

М. Бахтин останавливает свое внимание на празднике как вместилище смеховой культуры. Стоит заметить, что категории комического и непосредственно сам смех, серьезно влияют на праздник, это его важная часть. Все, что не смешно, не вызывает радости, праздником в древности считаться не могло. Но древний праздник был нацелен на защиту от всевозможных негативных явлений, представляя собой некое художественно оформленное сопротивление страшному, темному и тяжелому; противовесом являлись веселье и смех, не стоит рассматривать смеховую культуру как основу праздника, забыв об остальных сторонах этого многополярного явления. Смех – это не главенствующий фактор [1, с. 44].

Множество праздников возникло в античности. В Древней Греции праздники рассматривались с позиции воцарения божественного на земле, как смена деятельности. Боги, из сострадания к человеческому роду, рожденному для трудов, установили в форме передышки от этих трудов празднества, даровали Муз, Аполлона, их предводителя, и Диониса, как участников этих празднеств.

В основе каждого древнего праздника лежала связь с божественным, духовным, иррациональным. Эта связь праздника с божественной реальностью была двигателем обрядово-ритуальных таинств, ставших потом традиционными. И хотя сейчас праздник далеко не всегда является именно религиозным, все-таки в каждом можно проследить стремление связать человека с чем-то важным, особенным, даже таинственным. Вот почему на Новый год люди ожидают чуда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы