Курсовая теория на тему Правовые семьи: общая характеристика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Общая характеристика правовой семьи. 5
1.1 Правовая семья: понятие, сущность. 5
1.2 Классификация правовых семей. 9
Глава
2. Особенности отдельных видов правовых семей. 12
2.1 Романо-германская правовая семья. 12
2.2 Англосаксонская правовая семья. 16
2.3 Мусульманская правовая семья. 20
Заключение. 24
Список
использованных источников. 26
Введение:
Одним из существенных признаков всякого суверенного
государства с юридической точки зрения является наличие собственной системы
нормативно-правового регулирования общественных отношений, которую в обобщенном
виде принято называть национальной правовой системой.
В современных условиях глобализации возрастает актуальность
межгосударственного и наднационального взаимодействия, в рамках которого, в том
числе происходит изучение и заимствование положительного опыта упорядочения тех
или иных общественных отношений в зарубежных странах.
Соответствующий процесс составляет предмет науки
сравнительного правоведения. При этом одной из ключевых категорий
соответствующей отрасли юридического знания выступает понятие «правовая семья».
Актуальность изучения данной темы, значение выделения и
изучения правовых семей состоит в том, что анализ их особенностей позволяет
исследователю ориентироваться в разнообразных правовых явлениях (как
существовавших исторически, так и наблюдаемых в настоящее время), разумно
использовать зарубежный опыт, выявлять и анализировать тенденции правового
развития человечества в глобальных масштабах, и, наконец, обогащать
национальную правовую и политическую культуру.
Таким образом, данная тема была выбрана в связи с тем, что понятие
правовой семьи зачастую не дается и применяется как тождественное термину
«правовая система», в тоже время игнорируется социальная суть основных
(глобальных) правовых систем.
В современной юридической литературе предлагаются наиболее
разнообразные классификации видов правовых семей. При этом следует обратить
внимание на то, что наиболее распространенными из них в современном мире
выступают романо-германская, англо-саксонская и мусульманская правовые семьи.
Многие ученые в своих работах уделяют большое внимание этому
вопросу, среди них наиболее яркими представителями являются: М.В. Антонов, В.К.
Бабаев, А.Б. Венгеров, Р. Давид, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, Г.В. Лейбниц, С.В.
Липень, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.С. Пиголкин, В.Д.
Перевалов, О.В. Старков и прочие.
Объектом исследования выступают правовые семьи.
Предметом исследования являются понятие, сущность и классификация
правовых семей, особенности, а также характеристика отдельных видов правовых
семей.
Целью данной работы является обозначение подходов к формулированию
понятия «правовая семья», анализ видов правовых семей.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие и сущность правовой семьи;
— рассмотреть классификацию правовых семей;
— рассмотреть романо-германскую правовую семью;
— рассмотреть англосаксонскую правовую семью;
— рассмотреть мусульманскую правовую семью.
При изучении данной темы были использованы следующие методы
исследования: сравнение, формально-юридический анализ, синтез, систематизация,
классификация, обобщение.
Теоретической основой данного исследования выступили труды таких
специалистов как: Я. В. Бакарджиев, В. С. Бялт, В. П. Гавриков,
Н. М. Коркунов, Р. Т. Мухаев, В. Н. Протасов, Т.
Н. Радько, Р. А. Ромашов, В. Е. Чиркин и прочих.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты
исследования можно преподносить в качестве методического материала по данной
теме, а также использовать в качестве непосредственного базиса для дальнейших
исследований.
Заключение:
Таким образом, в данной работе были обозначены подходы к формулированию
понятия «правовая семья», а также представлены основные правовые семьи,
которые выделяют в теории государства и права на сегодняшний день, проведен их
анализ.
В основе термина «правовая семья» лежит идея о том, что это
группа правовых систем со схожими чертами.
С момента зарождения общего понятия и теории о существовании
различных правовых семей подобными исследованиями занималось множество
специалистов. Наиболее известные типологии на сегодняшний день носят имена
Р. Давида, К. Цвайгерта и X. Кетца, Х. Бехруза и К. Осакве.
Своеобразие правовой семьи обуславливается характером ее
источников: юридических, духовных (религия, этика и пр.) и
культурно-исторических. Некоторые из указанных признаков могут доминировать в размежевании
правовых семей. Своеобразие правовых систем преимущественно зависит от
особенностей способа правообразования.
На сегодняшний день в качестве основных в мире рассматриваются
три правовые семьи.
Первая – семья континентального права (она
же романо-германская правовая семья). «Континентального» – так как она превалирует
в континентальной Европе и противоположена правовой системе Англии.
«Романо-германская» – так как она базируется на римском
праве, а основной вклад в её развитие внесли романские и германские народы
(прежде всего, Франция и Германия). Важнейшим видом источников права в государствах
семьи континентального права являются нормативные правовые акты (главным
образом, законы).
Вторая – семья общего права (иначе говоря, англо-американская
правовая семья, англосаксонская правовая семья либо семья
прецедентного права).
«Общим правом» в средневековой Англии было принято именовать
систему правил, базирующуюся на судебных решениях (прецедентах). Затем она распространилась
в английских колониях – США, Канаде, Австралии. Главным видом источников права
в государствах семьи общего права принято считать прецеденты.
Третья – семья мусульманского права. Если христианство
редко вмешивалось в правовые вопросы, то ислам позиционирует себя не просто как
система морального и духовного развития, но и в качестве всестороннего учения о
правильном устройстве общества. В исламе имеется свой набор правил, который
можно применять в качестве правовой системы.
В качестве источника права выступают религиозные нормы,
содержащиеся в Коране и некоторых религиозных и богословских текстах. При этом необходимо
принимать во внимание, что множество государств с мусульманским населением
строят систему права на светских принципах и входят в семью континентального
права (таковы, к примеру, Турция, Азербайджан, Казахстан).
Практически все государства современного мира попадают в
одну из перечисленных семей. Некоторые, правда, совмещают в себе признаки различных
семей.
Все правовые системы неоднородны, разнообразны. Каждая
имеет свои отличительные черты, преимущества и недостатки. Однако все правовые
системы объединяет одно – они выступают определенным балансиром общественной
жизни, реализуют охранительную, защитительную и принудительную роль.
Сегодня наблюдается пересечение и сближение правовых семей,
что в конечном счете может привести к формированию глобальной правовой семьи,
которая в будущем вберет в себя всю сокровищницу передового правового опыта
человечества, и выступит по своей сущности новой уникальной глобальной
социально-демократической правовой семьей.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Общая характеристика правовой семьи 1.1 Правовая семья: понятие, сущность Общества национальных систем, которые существуют на
современном этапе развития, связываются между собой и влияют друг на друга.
Правовая семья — это совокупность общенациональных государственных признаков,
норм, господствующей идеологии и институтов права. Правовая идеология, практика
правоприменения, нормы законодательства — все эти элементы тесно взаимосвязаны.
Под правовой системой понимается совокупность внутренне
согласованных, взаимосвязанных, социально однородных правовых средств
(явлений), с помощью которых государственная власть оказывает регулирующее и
организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение
людей и их ассоциации. Это сложная категория, которая отражает всю правовую
организацию общества, целостную правовую реальность.
Ещё в эпоху Нового времени философы начали исследовать этот
интересный момент, благодаря чему сегодня мы имеем конкретные понятия,
обосновывающие это явление, и их классификацию.
Понятие «правовые семьи» впервые ввел в оборот немецкий
ученый Лейбниц. В 1667 г. он выпустил труд на латинском языке о методах
преподавания и изучения юриспруденции. В седьмом параграфе данной работы Лейбницем
была предложена характеристика правовых семей на основании сходства в развитии
и единого истока. Несколько ранее ученый выдвигал аналогичную идею по поводу
языков. Впоследствии его идеи были развиты[1].
Основоположники системного анализа иногда использовали
понятия правовой системы и правовой семьи как аналогичные (семья — тоже определенная
система). Эти понятия нужно точно различать. Словосочетание «национальная
правовая система» относится в научной литературе всех стран к правовым системам
определенных государств. Термины «правовая система» и «правовая семья»
относятся к группам государств (правовым общностям), разным по сущности и форме
или по содержанию и форме.
Национальная система ограничена рамками государства (она
может влиять и влияет на другие государства, но действует как система в рамках
своей страны). Она одновременно относится к определенной правовой семье (или к
смешанным семьям) и к той или иной глобальной правовой системе. Глобальные
правовые системы — наиболее широкое понятие в классификациях правовых
общностей. Правовые семьи действуют в разных странах и часто на разных
континентах, но относятся к определенной правовой глобальной системе.
Понятия правовой семьи и глобальной правовой системы
обобщены, они строятся на учете данных многих государств, где есть различия и
сходство. Учет различий в социальной сущности и главное — сходство социальной
сущности — служат в современном мире главными основаниями выделения той или
иной глобальной системы.
В современных обстоятельствах наблюдается гармонизация,
которая в определенной степени осуществляется между национальными правовыми
системами и семьями, принадлежащими к одной глобальной системе.
Правовые семьи не имеют резкой границы, чему способствует
постоянный процесс взаимного обмена, применение подобных форм, что не указывает
на элиминацию коренных культурно-исторических границ основных правовых
цивилизаций[2].
Правовая семья – это комплекс согласованных, взаимосвязанных
и взаимодействующих правовых средств, которые регулируют отношения в обществе,
а также структурных элементов, которые характеризуют уровень юридического
развития того либо другого государства, определяют исторический путь их
формирования.
Исходя из содержания приведенного определения, можно не
только сформировать определенное представление о специфике рассматриваемой категории,
но и выявить признаки или критерии, на основании которых в рамках
сравнительного правоведение происходит выявление сходств и различий
национальных правовых систем, и, тем самым, формируются самостоятельные
правовые семьи.
В числе соответствующих признаков следует назвать:
— особенности соотношения и использования источников права;
— специфика роли суда в нормотворчестве, связанном с
созданием правовых прецедентов, и их роль в системе источников правового
регулирования общественных отношений;
— исторические особенности происхождения и развития
внутригосударственного права.
Правовые семьи – это группы национальных правовых систем,
обладающих сходными технико-правовыми признаками, основным из которых выступает
форма права.
Правовая система – это вся «юридическая действительность»
этого государства. В данном широком понятии принято выделять активные элементы,
тесно связанные друг с другом. Это собственно:
— право в качестве системы общеобязательных норм,
регламентированных в законе, других, признаваемых государством источниках;
— правовая идеология;
— активная сторона правового сознания;
— правоприменительная практика[3].
Систематизация правовых семей сегодня осуществляется с
учетом различных факторов. К ним стоит отнести:
— глобальные юридические идеи;
— внутреннее строение института;
— традиции; [1] Мухаев
Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е
изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 274 [2] Протасов
В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для вузов. 5-е
изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 48 [3] Коркунов
Н. М. Лекции по общей теории права. М.: Юрайт, 2019. С. 137
Содержание:
Введение 3
1. Романо-германская правовая система 6
1.1. Понятие романо-германской правовой системы 6
1.2. Юридическое закрепление основ правовой идеологии в правовых системах романо-германской правовой семьи 8
2. Англосаксонская правовая система 13
2.1. Понятие и характеристика англосаксонской правовой системы 13
2.2. Правовое сознание как источник права в англосаксонской правовой системе 15
3. Правовая система религиозно-традиционного и смешанного права 21
3.1. Понятие правовой системы религиозно-традиционного права 21
3.2. Смешанный тип правовой системы 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Введение
Актуальность темы. Правовая система — это сложное суммарное многоплановое понятие, через которое отображается связь права со всей структурой общества и государства. Другими словами, это состояние правовой жизни социума, состоящий из взаимодействия таких явлений и процессов, как правовые нормы, правовые установки, их нормотворческая и правоприменительная деятельность, правоотношения, правосознание, правовая менталитет, правовая культура и тому подобное. Эффективность существования и развития правовых систем мира, прежде всего, зависит от уровня нормативности. Только с ее помощью в государстве царит слаженность, обеспечивающее достижение надлежащего правопорядка. А для каждого государства такой аспект должен особенно цениться. Поэтому эта проблема является весьма актуальной и необходимой для изучения всех современных правовых систем мира.
Осуществляя группировки современных правовых систем мира на основе такой теоретической модели, как «тип правовой системы», можно выделить несколько типов правовой системы:
1) романо-германский;
2) англо-американский;
3) религиозно-обычной (традиционный)
4) смешанный.
Разнообразие правовых систем, которые объединены по определенным критериям в рамках тех или иных правовых семей, свидетельствует о дифференцированность в подходах относительно правового регулирования общественных отношений. Это имеет как положительные черты, которые касаются сохранения самобытности каждого государства и его правовой системы, так и недостатки, когда правовая система отдельного государства содержит правовые ценности, которые не поддерживаются другими государственными образованиями, что, в свою очередь, будет способствовать возникновению противоречий в правовом регулировании или даже межгосударственных конфликтов.
При этом применение интегральных механизмов со стороны международных и межгосударственных организаций (таких, как ООН, ЕС, НАТО и др.) Не всегда является эффективным. В таком случае, на наш взгляд, основой для дальнейшей конвергенции (то есть сближение) различных правовых систем может стать правовая идеология. Это объясняется тем, что в основу той или иной правовой идеологии положено правовые ценности, которые находят свое выражение в различных правовых системах. Поэтому при формировании и дальнейшем развитии международных, межгосударственных, межнациональных и других аналогичных правоотношений может успешно применяться правовая идеология в части тех ценностей, которые являются общими для многих правовых систем мира
Объектом исследования стала правовая семья как основная категория сравнительного правоведения.
Предметом явились правовая природа романо-германской, англо-американской, религиозно-обычной и смешанной правовой семьи.
Целью курсовой работы является изучение и анализ уровня нормативности в правовых системах мира.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить романо-германскую правовую систему;
Рассмотреть англосаксонскую правовую систему;
Охарактеризовать правовую систему религиозно-традиционного и смешанного права.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В основу методологии исследования положен общий методологический прием диалектического познания, позволивший исследовать объект и предмет работы в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Такие категории диалектики, как общее и особенное, целое и часть, форма и содержание, явление и сущность, позволили сформулировать основные понятия, используемые в работе, осуществить анализ критериев классификации правовых систем и построить классификацию как правовых систем в целом.
При написании работы использовали труды российских и зарубежных авторов: И.А. Азарова, В.Ю. Войтович, Н. И.Матузов, А. В. Малько, Л. А. Морозова, А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. В.В. Оксамытный, В. Д. Перевалов, М. Б. Смоленский, А. А. Воротников М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина, В. И. Власов, Г. Б. Власов, В. Н. Хропанюк.
Нормативную основу исследования составили российские нормативно-правовые акты, документы, материалы.
Текст работы:
Анализ романо-германского типа правовой системы свидетельствует о оптимальное сочетание общих и специальных средств, а также о адекватный выбор последних, что позволяет говорить о высоком уровне нормативности, слаженности, обеспечивающий достижение надлежащего правопорядка. Однако отсутствие различных источников права и оптимальной степени их сочетание приводит к заформализованости правовой системы, отсутствия гибкости в правовом регулировании. Это, в свою очередь, может влиять на эффективность правового регулирования и на уровень нормативности типа правовой системы.
В англо-американском типе сочетание общих и специальных средств характеризуется так: значительная часть общих правовых средств входит в состав механизма правового воздействия вместе со специальными и в таком случае нарушается оптимальность в пользу первых. Также уровень нормативности снижает менее общий и абстрактный характер юридической нормы, а также возможность ее объективации не только в нормативно-правовых актах, но и судебных прецедентах. Поэтому уровень нормативности этого типа правовой системы — средний.
В религиозно-обычном (традиционном) типе низкий уровень нормативности объясняется тем, что в первую очередь общие правовые средства (а часто и неправовые средства) имеют преимущество перед специальными.
Значительные особенности по сравнению с романо-германской и англо-американской правовой системой имеют правовые системы, принадлежащие к семье религиозно-традиционного права. Семья религиозно-традиционного права охватывает религиозные правовые системы, основанные на любом вероучении, и традиционные, основанные на обычном праве.
К религиозным правовым системам относятся: мусульманское, христианское, индусское, иудейское право, к традиционным — японское, дальневосточное и обычное право отдельных государств Африки, Азии, Океании.
Общим признаком для них является то, что все они функционируют наравне с национальным правом отдельных государств, а степень влияния на общество зависит от их авторитета среди населения.
Следовательно, правовые системы религиозно-традиционного типа не являются правовыми и тем самым ограничивают права своих граждан. В связи с медленными темпами общественного развития они всегда позади всех других правовых систем, а также государств.
Свою роль в снижении уровня играет и недифференцированный характер нормы (неразграниченной нормативного и индивидуального предписаний, правовых и моральных, религиозных, обычных, традиционных правил), а затем и специфические способы объективации (традиции, обычаи, религиозные источники и т.д.).
Что же касается смешанного типа (особенно скандинавских правовых систем), он характеризуется высоким уровнем нормативности в скандинавском подтипе как за счет оптимального сочетания общих и специальных средств, так и за счет согласования различных способов и форм объективации норм права и адекватности их применения в соответствующих сферах регулирования. Важную роль для роста уровня нормативности в группе скандинавских правовых систем играет унификация законодательства.
Хотелось бы сказать, что конечно, как нет ничего совершенного, так и нет совершенной правовой системы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Романо-германская правовая система, к которой относится и наше государство, имеет большое количество плюсов. Поскольку она четко кодифицирована, с ней легче работать в юридической практике.
Заключение:
Введение
Актуальность темы. Правовая система — это сложное суммарное многоплановое понятие, через которое отображается связь права со всей структурой общества и государства. Другими словами, это состояние правовой жизни социума, состоящий из взаимодействия таких явлений и процессов, как правовые нормы, правовые установки, их нормотворческая и правоприменительная деятельность, правоотношения, правосознание, правовая менталитет, правовая культура и тому подобное. Эффективность существования и развития правовых систем мира, прежде всего, зависит от уровня нормативности. Только с ее помощью в государстве царит слаженность, обеспечивающее достижение надлежащего правопорядка. А для каждого государства такой аспект должен особенно цениться. Поэтому эта проблема является весьма актуальной и необходимой для изучения всех современных правовых систем мира.
Осуществляя группировки современных правовых систем мира на основе такой теоретической модели, как «тип правовой системы», можно выделить несколько типов правовой системы:
1) романо-германский;
2) англо-американский;
3) религиозно-обычной (традиционный)
4) смешанный.
Разнообразие правовых систем, которые объединены по определенным критериям в рамках тех или иных правовых семей, свидетельствует о дифференцированность в подходах относительно правового регулирования общественных отношений. Это имеет как положительные черты, которые касаются сохранения самобытности каждого государства и его правовой системы, так и недостатки, когда правовая система отдельного государства содержит правовые ценности, которые не поддерживаются другими государственными образованиями, что, в свою очередь, будет способствовать возникновению противоречий в правовом регулировании или даже межгосударственных конфликтов.
При этом применение интегральных механизмов со стороны международных и межгосударственных организаций (таких, как ООН, ЕС, НАТО и др.) Не всегда является эффективным. В таком случае, на наш взгляд, основой для дальнейшей конвергенции (то есть сближение) различных правовых систем может стать правовая идеология. Это объясняется тем, что в основу той или иной правовой идеологии положено правовые ценности, которые находят свое выражение в различных правовых системах. Поэтому при формировании и дальнейшем развитии международных, межгосударственных, межнациональных и других аналогичных правоотношений может успешно применяться правовая идеология в части тех ценностей, которые являются общими для многих правовых систем мира
Объектом исследования стала правовая семья как основная категория сравнительного правоведения.
Предметом явились правовая природа романо-германской, англо-американской, религиозно-обычной и смешанной правовой семьи.
Целью курсовой работы является изучение и анализ уровня нормативности в правовых системах мира.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить романо-германскую правовую систему;
Рассмотреть англосаксонскую правовую систему;
Охарактеризовать правовую систему религиозно-традиционного и смешанного права.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В основу методологии исследования положен общий методологический прием диалектического познания, позволивший исследовать объект и предмет работы в развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Такие категории диалектики, как общее и особенное, целое и часть, форма и содержание, явление и сущность, позволили сформулировать основные понятия, используемые в работе, осуществить анализ критериев классификации правовых систем и построить классификацию как правовых систем в целом.
При написании работы использовали труды российских и зарубежных авторов: И.А. Азарова, В.Ю. Войтович, Н. И.Матузов, А. В. Малько, Л. А. Морозова, А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. В.В. Оксамытный, В. Д. Перевалов, М. Б. Смоленский, А. А. Воротников М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина, В. И. Власов, Г. Б. Власов, В. Н. Хропанюк.
Нормативную основу исследования составили российские нормативно-правовые акты, документы, материалы.
Список литературы:
1. Романо-германская правовая система
1.1. Понятие романо-германской правовой системы
Признание нормативности права как непременного признаки романо-германской правовой семьи (а значит и регулятивного характера права) позволяет законодателю четко и оперативно регулировать общественные отношения в государстве. Для романо-германской правовой системы характерна нормативная система источников права, еще раз указывает на безусловное влияние на нее нормативности. Такая правовая семья по праву занимает особое место среди других правовых семей не только по масштабам своего влияния на формирование национальных правовых систем государств разных континентов, но и за высокой степенью теоретической разработки норм, принципов, положений, идей, продуцируемых в тесной связи с непереходными нравственными ценностями любого общества.
Несмотря на множественность определений права, сформулированных в странах, обладающих романо-германская правовая семья, общим для них все же есть указание именно на нормативность права, рассмотрение нормы права как общего правила поведения, установленного законодателем или уполномоченными органами.
Дефиниция права основывается на признании нормы права как модели, масштаба поведения общего (одинакового для всех), обобщенного (абстрактного, без детализации), определенного формально-определенного характера. Норма права образуется не судьями, а является результатом изучения практики (ее обобщение) в соответствии с принципом справедливости, нравственности. Во всех странах романо-германской семьи норму права понимают, оценивают и анализируют одинаково.
По мнению Р. Давида, этот аспект является одним из важнейших элементов единства романо-германской правовой семьи при всей ее географической длины.
Необходимо также отметить, что современное континентальное право имеет универсальный характер и проявляется так:
1) высокий уровень нормативности (нормативной упорядоченности, устойчивости) структурированность источников права;
2) наличие устоявшихся государственно-правовых демократических принципов, в частности признание и воплощение в жизнь доктрины правового государства, закрепленные в национальном законодательстве принципа разделения государственной власти;
3) обеспечение конституционного правосудия;
4) обеспечение функционирования местного самоуправления;
5) обеспечения принципа политического многообразия.