Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правовые позиции конституционного Суда РФ: правовая природа и значение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Конституционный
Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля. 7
1.1.Понятие и
характеристика КС РФ.. 7
1.2 Решения КС РФ.. 8
Глава 2. Правовая природа
правовых позиций Конституционного Суда РФ.. 15
2.1. Понятие правовых
позиций Конституционного Суда РФ, их виды.. 15
2.2.Правовая природа и
значение правовых позиций Конституционного Суда РФ.. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. 29

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена,
прежде всего, тем, что важнейшей задачей совершенствования законодательства в
современных условиях является борьба с различного рода дефектами
законотворчества, в частности, проблема преодоления и устранения
законодательных пробелов. Пробелы в законодательстве неизбежны в любой
развивающейся правовой системе государства. Федеральное Собрание, являясь законодательным
органом Российской Федерации, ведет интенсивную работу в правовом
регулировании. Тем не менее, по мнению В. Д. Зорькина, процедура принятия
закона требует более скрупулезного отношения. Кроме того, законодатель должен
обращать более серьезное внимание к научной разработке законодательной
стратегии и концепций развития законодательства[1]. От
качества законотворчества зависит и его правоприменение. В случаях, когда
нарушаются конституционные права и свободы человека и гражданина в связи с
обнаружением в ходе правоприменения законодательного пробела, можно говорить о
неконституционном правоприменении. Специальным органом, осуществляющим
конституционный контроль, является Конституционный Суд Российской Федерации,
который по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по
запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего
применению в конкретном деле. Такое право предоставляет Конституционному Суду
широкие возможности способствовать поддержанию и укреплению не только
конституционного строя в России, но и защите прав и свобод человека и гражданина.

Степень разработанности темы
исследования. Правовая природа судебной власти в рамках теории разделения
властей в отечественной юриспруденции исследовалась такими российскими учеными
как Е.В. Васьковский, В.М. Гессен, Н.П. Загоскин, Б.А. Кистяковский,
Н.М.Коркунов П.И. Лазаревский, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич и другими.

Конституционные основы судебной власти и отдельные аспекты судебной
деятельности рассматривались в работах Т.Е. Абовой, С.А. Авакьяна, В.И. А.А.
Безуглова, М.В. Баглая, А.Б. Венгерова, Л.Д. Воеводина, Б.Н. Габричидзе, К.Ф.,
Ю.А. Дмитриева, А.В. В.Д. Зорькина, Е.И. Козловой, Е.М. Ковешникова, А.Е.
Козлова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, С.Г. Павликова, А.С.,
Б.Н. Страшуна, Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Н.М. Чепурновой, Г.Г. Е.Н. Хазова,
Н.Ю. Хаманевой, О.В. Химичевой, и других ученых.

Объектом исследования являются
общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации полномочий
Конституционного Суда Российской Федерации по защите прав и свобод человека и
гражданина.

Предметом исследования являются
нормативные правовые акты, регулирующие полномочия Конституционного Суда
Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Целью работы является
комплексный анализ полномочий и роли Конституционного Суда Российской Федерации
в защите прав и свобод человека и гражданина.

Для достижения поставленной цели были определены следующие

задачи:

— исследовать
правовой аспект системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

— рассмотреть
институциональный аспект системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

— изучить
функциональный аспект системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина;

— рассмотреть
конституционно-правовой статус и полномочия Конституционного Суда Российской
Федерации в обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина;

Методологическую
базу исследования составляют совокупность общенаучных и частных методов
научного познания (логический, сравнительно-правовой, историко-функциональный, конкретно- социологический,
формально-юридический, системно-структурный и
др.).

Эмпирическую базу исследования составили
результаты анализа решений Конституционного Суда Российской Федерации,
касающихся вопросов реализации права на судебную защиту прав и свобод человека
и гражданина.

Нормативную правовую базу
исследования составляют законы и другие юридические акты, которые
регламентируют институт выборов в Российской Федерации, в их числе Конституция
Российской Федерации, Федеральный закон «О судебной системе в Российской
Федерации»; «О Конституционном суде Российской Федерации»; «О мировых судьях в
Российской Федерации»; «О статусе судей в Российской Федерации»; «О судах общей
юрисдикции в Российской Федерации» и другие федеральные законы,
законодательство субъектов Российской Федерации, подзаконные правовые акты.

Теоретическая значимость
исследования заключается в том, что в нем раскрыты теоретико-правовые
аспекты данной темы, проанализированы проблемы реализации компетенции
Конституционного Суда Российской Федерации в сфере защиты прав и свобод
человека и гражданина, а также статуса решений Европейского суда по правам
человека в судебной системе Российской Федерации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Создание
и функционирование на территории страны органов конституционного (уставного)
судопроизводства способствует реализации конституционного принципа равенства
граждан в правах и обеспечивает его. В субъектах, где органы конституционного
правосудия работают, граждане практически
имеют двойной уровень защиты конституционных прав – региональный и федеральный.
В некоторых регионах страны граждане в случае необходимости вынуждены
обращаться сразу в Конституционный Суд Российской Федерации, что в определенной
степени нарушает положении статьи 19 Конституции Российской Федерации,
гарантирующей равенство граждан перед законом не зависимо от места их
жительства.

2. Конституционное
правосудие является важнейшим институтом защиты прав и свобод граждан. Институт
жалоб на нарушение конституционных прав и свобод характеризуется достаточно
высоким уровнем проработанности и нормативно-правовой регламентации. Однако
выявлены проблемы и противоречия в нормативно-правовом регулировании,
устранение которых позволит оптимизировать использование потенциала
конституционного правосудия для защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Применение
стандартов Совета Европы в национальном законодательстве должно способствовать
признанию, соблюдению и защите прав и свобод граждан Российской Федерации на
внутринациональном уровне. Конвенция, а также постановления и решения ЕСПЧ,
вынесенные в отношении России и других государств, в определенной степени
должны быть ориентиром в развитии отечественного законодательства и
корректировании правоприменительной практики.

Структура исследования определена
целью и основными задачами исследования и состоит из введения, двух глав,
заключения, библиографического списка. [1] Зорькин,
В. Д. Конституция живет в законах. Резервы повышения качества российского
законодательства

// Журнал конституционного
правосудия. – 2015. – № 3. – С. 1–5.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате
проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Органы
конституционного контроля в Российской Федерации могут создаваться одновременно
на федеральном и региональном уровнях. Создание данных органов обусловлено
необходимостью правовой охраны Конституции РФ, конституций и уставов субъектов
РФ от их нарушений нормативными правовыми актами более низкого уровня. На уровне
Федерации эту роль выполняет Конституционный Суд РФ. По аналогии с федеральным
Конституционным Судом региональные конституционные (уставные) суды выступают
гарантом региональных основных законов. Они решают вопрос о конституционности
актов законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, рассматривают
споры (коллизии) между региональными органами государственной власти, между
ними и органами муниципальной власти, между данными органами и гражданами по
поводу нарушения их конституционных прав и свобод. Таким образом, само
федеративное устройство России обуславливает существование двух уровней судебного контроля – Российской Федерации и
субъектов РФ. Именно это выступает в качестве объективной предпосылки
формирования органов конституционной юстиции в современной России. Особенно это
касается регионального уровня, поскольку основной массив законодательства
Российской Федерации представлен именно законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ. Необходимость судебного конституционного контроля в
субъектах РФ обосновывается наличием значительного количества
нормативно-правовых актов субъектов РФ, имеющих ярко выраженную тенденцию к их
увеличению и не всегда соответствующих конституциям (уставам) субъектов РФ. Это
противоречит принципам конституционной законности и негативно влияет на
состояние двухуровневой правовой системы Российской Федерации. Региональный
уровень правовой системы России неоднороден. Каждый субъект РФ в своем
законодательстве стремится максимально учесть свою специфику. Вместе с тем
депутатские корпуса недостаточно подготовлены к правотворческой работе, итогом
которой нередко становятся неконституционные правовые акты, что противоречит
принципу единства правовой системы страны. Данный аргумент также можно привести
в пользу формирования органов конституционной юстиции во всех субъектах РФ.

По нашему мнению,
следует согласиться с позицией председателя Конституционного Суда Российской
Федерации В.Д. Зорькина, поскольку наличие конституционного правосудия на
местах имеет большое профилактическое значение: оно в определенной степени
дисциплинирует как законодателя при разработке и издании законодательных актов,
так и чиновника в правоприменительной практике принятия решений. Таким образом,
следует констатировать, что во многих регионах страны органы конституционного
судопроизводства еще не созданы. Во многом это определяется тем, что на уровне
субъекта Российской Федерации еще не подготовлена определенная правовая база и
не созданы политические условия для образования и функционирования
конституционных (уставных) судов.

Практика
деятельности конституционных (уставных) судов в Российской Федерации
показывает, что они развиваются в рамках утверждения конституционной законности
в Российской Федерации. Своей деятельностью они создают условия для реальной
защиты конституционных прав граждан на уровне соответствующего региона.
Конституционное судопроизводство регионального уровня располагает достаточными
правовыми ресурсами, при использовании которых вполне может не обеспечить
защиту прав и интересов граждан, но и способствовать экономическому и
социальному развитию региона.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Конституционный Суд Российской Федерации —
судебный орган конституционного контроля 1.1.Понятие и характеристика КС РФ Конституционный Суд Российской Федерации, являясь
судебным органом конституционного контроля, обеспечивает режим конституционного
строя, верховенство, прямое действие Конституции Российской Федерации защиту
прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации
через выполняемые им функции.

Функция Конституционного Суда Российской Федерации по
защите прав и свобод человека и гражданина реализуется непосредственно через
его полномочие по проверке конституционности законов по запросам судов и
жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод в порядке
конкретного нормоконтроля. Это наиболее значительная в количественном отношении
группа дел: около 70%. [1]Через полномочия по
толкованию Конституции Российской Федерации, рассмотрению дел о конституционности нормативных
правовых актов в порядке абстрактного нормоконтроля, разрешению споров о
компетенции и иные полномочия также, хотя и опосредованно, реализуется функция
защиты прав человека Конституционным
Судом Российской Федерации, поскольку охрана Конституции Российской Федерации и
защита прав и свобод неотделимы.

Правозащитная функция Конституционного Суда Российской Федерации имеет
двусторонний аспект. Как правильно отмечает Серекова Е.Ю., процессуальной
стороной является решение Конституционного Суда Российской Федерации,
опирающееся на принципы и стандарты обеспечения права в случае издания высшими
государственными органами и должностными лицами Российской Федерации и ее
субъектов не соответствующего Конституции Российской Федерации нормативного правового акта, [1] Енгибарян
Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции. М.:
Норма, 2007. — 450 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы