Курсовая теория на тему Правовые основы применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органах России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические основы применения и использования
огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов России. 5
1.1. Определение понятий применения и использования
огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов России. 5
1.2. Юридические последствия и риски неправомерного
применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками
правоохранительных органов России. 9 2. Особенности применения и использования
огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов России. 13
2.1.
Порядок применения
и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
России. 13
2.2. Обеспечение личной безопасности сотрудников
правоохранительных органов России при применении и использовании огнестрельного
оружия. 17 3. Проблемы и перспективы правового регулирования применения и
использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
России. 21
3.1.
Проблемы регулирования применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками
правоохранительных органов России. 21
3.2.
Перспективы правового регулирования применения и использования огнестрельного оружия
сотрудниками правоохранительных органов России. 25 Заключение. 29
Список использованных
источников. 32
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. Вопрос практики применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных
органов России один из самых обсуждаемых вопросов, вызывающий значительный
раскол, как среди профессионалов, так и в общественном мнении.
Реалии современного
общества наряду с прогрессивными тенденциями характеризуются осложнением
криминогенной обстановки, нарушением общественного порядка, что непременно
создает экстремальные условия для осуществления служебной деятельности. Следует
отметить, что такое понятие как применение огнестрельного оружия существует во
всех цивилизованных странах мира. Предоставленное правоохранительным органам России
право применять огнестрельное оружие для достижения законных целей – главная
отличительная особенность, позволяющая данной структуре занимать особое место в
системе органов, обеспечивающих охрану общественного порядка.
Вместе с тем, проблема
регулирования применения огнестрельного оружия при выполнении служебных
обязанностей всегда занимала одно из центральных мест в деятельности правоохранительных
органов России. С одной стороны, применение огнестрельного оружия объективно
ставит под угрозу здоровье и нередко – жизнь правонарушителя, с другой –
является порой единственным способом защиты лиц, подвергнутых преступному
посягательству, а также интересов общества и государства.
Объектом
исследования в курсовой работе являются общественные отношения, связанные с применением
и использованием огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органах
России.
Предметом
исследования в курсовой работе являются нормы права, регулирующие применение и
использование огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органах России.
Цель
курсовой работы: анализ применения и использования огнестрельного оружия
сотрудниками правоохранительных органов России.
Для
достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач
курсовой работы:
—
раскрыть определение понятий применения и использования огнестрельного оружия
сотрудниками правоохранительных органов России;
—
изучить юридические последствия и риски неправомерного применения и
использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
России;
—
рассмотреть порядок применения и использования огнестрельного оружия
сотрудниками правоохранительных органов России;
—
проанализировать обеспечение личной безопасности сотрудников правоохранительных
органов России при применении и использовании огнестрельного оружия;
—
выявить проблемы регулирования применения и использования огнестрельного оружия
сотрудниками правоохранительных органов России;
—
определить перспективы правового регулирования применения и использования
огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов России.
Нормативную базу курсовой
работы составили Конституция РФ[1], УК РФ[2], федеральные законы
РФ.
Теоретическая
и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что основные
положения, выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении применения и
использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
России.
Структурно
курсовая работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и
состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. [1]
Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс». [2] Уголовный
кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 31.07.2020) //
Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
1. Перечень
огнестрельного оружия, применяемых сотрудниками правоохранительных
органов России при выполнении ими своих служебных обязанностей
достаточно многообразен, и позволяет решать широкий спектр задач, стоящих перед
правоохранительными органами. И если применение специальных средств
регламентировано в достаточной степени, то законодательная регламентация перечня
огнестрельного оружия, стоящего на вооружении сотрудников правоохранительных
органов России, имеет существенные законодательные пробелы.
На практике
это приводит к тому, что на вооружении сотрудников правоохранительных
органов России в разных регионах, территориальных органах может
стоять различное огнестрельное оружие, предусмотренное разнообразными
нормативными правовыми актами, которое может значительно отличаться по боевым
свойствам и следовательно, нести разную степень опасности для человека, против
которого они применяются.
Другая
проблема связана с затрудненностью унифицированной подготовки сотрудников правоохранительных
органов России по применению огнестрельного оружия. Указанные
проблемы, по-нашему мнению, могут быть решены разработкой соответствующего
постановления Правительства.
2. Исполняя свой служебный долг, в большинстве случаев сотрудники правоохранительных органов России используют ненасильственные методы, способствующие
защите прав и свобод человека и гражданина. Достаточно редкими являются случаи
применения огнестрельного оружия, когда
другие средства перестают быть эффективными. Сегодня преступность разрушительно
влияет на социальные, экономические, политические аспекты развития страны в
целом. Кроме того, развитие криминогенной обстановки, рост числа преступлений
негативно влияют на «настроения» в обществе, снижают уровень доверия граждан к
сотрудникам правоохранительных органов России.
По нашему
мнению, необходимо продолжать дорабатывать действующий ФЗ № 3 с учетом
международных нормативных правовых актов, чтобы сотрудники правоохранительных
органов России при применении огнестрельного оружия чувствовали себя защищенными
законом.
3. Общим
основанием для применения огнестрельного оружия является пресечение
противоправных действий, степень общественной опасности которых и определяет
характер применяемых средств. Тем не менее, применение огнестрельного оружия
строго регламентировано и имеет ряд запретов. Это связано, прежде всего, с
условием сохранения жизни и здоровья граждан, в том числе, нарушающих закон.
Положения
статей закона направлены на обеспечение максимальной безопасности граждан и
гуманное отношение к правонарушителю, что исходит из требований ст. 2
Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека провозглашаются высшей
ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанностью государства.
4. Личная
безопасность сотрудников правоохранительных
органов России зависит от знаний и соблюдения мер личной
безопасности, что минимизирует риск получения травм и увечий, снижает уровень
угрозы жизни и здоровью, а также позволяет эффективно выполнять оперативные
задачи.
Сотрудники правоохранительных
органов России и, которые ежедневно стоят на страже закона и правопорядка,
должны уметь правильно стрелять. Быть всегда морально готовыми к выполнению тех
или иных упражнений, которые в дальнейшем могут повлиять на задержание
преступника. Уметь не только работать в рамках учебных стрельб, но и
адаптироваться и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях, поскольку
именно благодаря тем навыкам, которые и являются составляющими «личной
безопасности», сотрудники правоохранительных органов России способны задержать
преступника и остаться в живых.
5. Соблюдение
тактических принципов применения огнестрельного оружия имеет большое значение
не только для достижения оптимального результата при пресечении противоправного
поведения, но и для правовой оценки действий сотрудников правоохранительных
органов России. Для повышения степени уверенности в
профессионализме полицейских начальники и руководители территориальных ОВД
должны проявлять заинтересованность в качественном проведении занятий по
боевой, служебной и профессиональной подготовке, лично контролировать методику
проведения занятий и явку личного состава. При неформальном и креативном
проведении занятий и инструктажей уверенность сотрудников возрастет, принятые
решения по применению оружия будут правомерными. Такая оценка действий
сотрудников правоохранительных
органов России следует практически всегда после применения ими
оружия и осуществляется в ходе ведомственной служебной проверки или в связи с
применением оружия в ходе уголовного расследования. Необходимо, чтобы при
возбуждении уголовного дела по факту применения огнестрельного оружия на
сотрудника правоохранительных
органов России в полной мере распространялся принцип уголовного
судопроизводства — презумпция невиновности.
6. Предлагаемые
в курсовой работе нормы, прежде всего, дают ответ на вопрос о соотношении норм
закона о полиции, устанавливающих правила применения огнестрельного оружия, и
норм уголовного законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность
деяния, при оценке правомерности применения огнестрельного оружия и закрепляют
гарантии правовой защиты сотрудников правоохранительных
органов России при причинении ими вреда в результате применения
огнестрельного оружия.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы применения и
использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
России
1.1. Определение понятий применения
и использования огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов
России Статья
20 ФЗ «О полиции»[1]
указывает, что сотрудник полиции имеет право, как и лично, так и в составе
подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы
борьбы. По мнению С.В. Кузнецова, в широком смысле под физической силой следует
понимать предпринимаемые действия сотрудника полиции в законных целях и не
сопровождающиеся применением огнестрельного оружия и специальных средств,
которые направлены против отдельных граждан или их имущества, состоящие в
ограничении телесной неприкосновенности граждан, свободы передвижения,
действий, распоряжения какими-либо предметами, а также во временном изъятии или
повреждении имущества[2].
Таким образом, примерами применения физической силы могу выступать: сковывание
человека обхватом, толчки, рывки, сковывание человека посредством своей
мускульной силы и т. д.
Ситуация несколько усложняется, когда
речь о такой разновидности физической силы, как боевые приёмы борьбы. В данном
случае законодатель также не дает четкого определения данного понятия, смысл
которого, отчасти можно понять из п. 53.4.1 ведомственного приказа[3].
Анализ
представленной структуры боевых приемов борьбы позволяет заключить, что речь
идет об устойчивой последовательности действий сотрудника полиции,
использующего физические возможности своего тела, преследующего цель пресечь
противоправное действие и обеспечить возможность для реализации производства по
выявленному правонарушению.
Занятия
по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков применения
боевых приемов борьбы и обеспечения личной безопасности сотрудников, воспитания
смелости, решительности, инициативы и находчивости. Сказанное выше позволяет
заключить, что боевые приёмы борьбы сами по себе являются физическим
воздействием на человека, то есть являются разновидностью применения физической
силы.
Статья
23 ФЗ «О полиции» говорит о том, что сотрудник полиции имеет право, как и
лично, так и в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие.
Огнестрельное оружие является одним из эффективных средств борьбы с
преступностью, которое позволяет в большой степени обеспечить защиту прав
личности, а также интересов государства и общества[4].
В
соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150- ФЗ «Об
оружии» (далее — ФЗ «Об оружии»)[5],
под огнестрельным оружием понимается такое оружие, которое предназначено для
механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающих
движение за счет энергии порохового или иного заряда.
Причем
исходя из понимания данного закона, который делит оружие на гражданское,
служебное и боевое ручное стрелковое и холодное, огнестрельное оружие,
применяемое сотрудниками полиции, будет являться служебным оружием.
Согласно
статье 4 ФЗ «Об оружии», служебное оружие включает в себя оружие, которое
предназначено для использования должностными лицами государственных органов и
работниками юридических лиц, которым законодательством разрешено хранение,
ношение и применение такого оружия, в целях самообороны, а также для исполнения
возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья
граждан, собственности, по охране ценных и опасных грузов, природы и природных
ресурсов, специальной корреспонденции[6].
Допускается применение сотрудниками полиции огнестрельного гладкоствольного и нарезного
короткоствольного оружия отечественного производства с дульной энергией не
более 300 Дж., огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружие, а также
огнестрельного оружия ограниченного поражения с патронами травматического
действия.
Согласно
статье 18 ФЗ «О полиции», перечень состоящих на вооружении полиции специальных
средств, а также огнестрельного оружия, патронов к нему и боеприпасов
устанавливается Правительством Российской Федерации. Однако несмотря на то, что
в ФЗ «О полиции» есть отсылка к постановлению Правительства, само Постановление
на данный момент не опубликовано.
Таким
образом, в настоящее время нет единого нормативного акта, который определяет
перечень огнестрельного оружия, состоящего на вооружении полиции, что очевидно
является существенным упущением законодателя.
В
настоящее время на вооружении российской полиции состоят различные виды
огнестрельного оружия. [1] Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 06.02.2020) "О полиции" // СПС «КонсультантПлюс». [2] Кузнецов С.
В. Характеристика понятий «физическая сила», «боевые приёмы борьбы» //
Научно-методический электронный журнал «Концепт»: сайт [Электронный ресурс] —
Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56363.htm. [3] Об
утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах
внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 1.07.2017 № 450 //
Официальный интернет-портал правовой информации — http://www.pravo.gov.ru/ [4] Филлипов О.
Ю. Новеллы правового регулирования применения огнестрельного оружия
сотрудниками полиции / О. Ю. Филлипов // Научный вестник Омской академии МВД
России. — 2015.- № 4 (59). — С. 28-32. [5] Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от
02.08.2019) "Об оружии"// СПС «КонсультантПлюс». [6] Багуцкий Н.В. К вопросу об определении
понятий физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия,
применяемых сотрудниками полиции // Актуальные научные исследования в
современном мире. — 2020. — № 5-3 (61). — С. 34-38.