Курсовая теория на тему Правовые аспекты социальной поддержки лицам оставшихся без определенного места жительства в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.Особая категория
населения — лица без определенного места жительства: правовые и социальные
аспекты.. 5
1.1
Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации в сфере обеспечения
прав лиц без определенного места жительства. 5
1.2 Лица без
определенного места жительства как одна из наиболее жестко дискриминируемых
социальных групп населения. 12
2. Практические
аспекты социальной работы с лицами без определенного места жительства. 14
2.1
Психолого-социальная работа с лицами категории «БОМЖ» на примере
специализированного учреждения. 14
2.2 Система
ресоциализации для лиц без определенного
места жительства. 19
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение:
Актуальность темы. Социальное обслуживание такой
категории населения, как граждане без определенного места жительства (БОМЖ),
имеет свою специфику, свои сложности. В первую очередь эта особенность
заключается в том, что представители данной категории слабо мотивированы на
решение своих проблем и слабо социализированы, либо не социализированы вовсе.
Осложняется работа с лицами БОМЖ ещё и тем, что отношение к ним со стороны
населения варьируется в широком диапазоне: от сочувственного до открыто
враждебного. К этому необходимо добавить, что представители этой категории
населения невольно и достаточно активно участвуют в формировании облика как населенного
пункта.
Российская Федерация, являясь социальным государством,
совместно с общественными институтами, населением и органами власти обязана
оказывать помощь гражданам БОМЖ с целью их социализации.
Координаторами работы с лицами БОМЖ на местах выступают
территориальные управления социальной защиты населения, в каждом муниципальном
образовании сформирована определенная система работы[1],
которая регулируется, с одной стороны, нормативными правовыми актами
(федеральными, региональными, муниципальными), что предопределяет единый подход
к ее проведению, а с другой стороны, имеет в зависимости от территории и свою
специфику, зависящую от многих факторов: транспортная доступность, численность
населения, наличие «городских окраин», рынка труда, особенности жилого фонда,
структуры и штатного расписания организаций социального обслуживания и пр.
Целью данной курсовой работы является изучение
правовых аспектов социальной поддержки лицам оставшихся без определенного места
жительства в РФ.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:
— изучить нормативно-правовое
регулирование в Российской Федерации в сфере обеспечения прав лиц без
определенного места жительства;
— рассмотреть лиц без определенного
места жительства как одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп
населения;
— охарактеризовать психолого-социальная
работа с лицами категории «БОМЖ» на примере специализированного учреждения
— выявить особенности системы ресоциализации для лиц без определенного места жительства.
Объектом
исследования являются общественные отношения, складывающиеся в системе нормативного
регулирования и социального обслуживания, социальной поддержки лиц,
оставшихся без определенного места жительства в РФ.
Предмет
исследования составляют нормы права, регулирующие отношения по социальной поддержке лиц, оставшихся
без определенного места жительства в РФ.
Методы исследования. При проведении
исследования применялись общенаучные и частно-научные методы. Формально
юридический метод использовался при анализе нормативных актов. Теоретический
метод применялся при анализе научной
литературы.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, в
котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух
глав и четырёх параграфов, в которых раскрывается сущность
рассматриваемого в данной работе
вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка использованной
литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании
данной курсовой работы. [1] Мухамедтинова Р.
М. Роль социального волонтёрства в деятельности учреждений социального
обслуживания // Добровольчество — технология созидательной инициативы и
социального творчества. VII Научно-практическая интернет-конференция (Сургут,
14-15 марта 2018 года): материалы / сост.: Е. Р. Комлева, М. И. Пономарева; под
общ. ред. А. В. Бодак, И. А. Медведевой. — Сургут: Изд-во бюджетного учреждения
ХантыМансийского автономного округа — Югры «Методический центр развития
социального обслуживания», 2018. — С. 145-147.
Заключение:
На наш взгляд, в мире накопился достаточный опыт по
борьбе с бездомностью как социальным явлением, положительные моменты которого
могут быть использованы в России.
Для того чтобы социализировать и вернуть к нормальной
жизни значительную часть лиц без определенного места жительства, необходима
специальная федеральная программа.
Предлагается осуществлять ее финансирование из
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Основной ее
целью должно стать возвращение человека в общество.
Необходимо предусмотреть, чтобы она была рассчитана на
долгосрочную перспективу и не поощряла иждивенчество.
Первое, на наш взгляд, связано с тем, что многие
центры для лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рассчитаны на
определенный срок пребывания в них. Обычно это 3 или 6 месяцев. После этого они
снова оказываются на улице. По мнению экспертов, для того чтобы вернуть
человека к нормальной жизни, необходим длительный срок, обычно в два раза
дольше того периода, что он находился на улице. Следовательно, такие центры в
большинстве своем проблему не решают.
Второе обусловлено тем, что многие российские граждане
под помощью бездомным понимают только подачу милостыни или еды. Однако такие
меры не способствуют социальной адаптации бездомных.
С нашей точки зрения, наиболее эффективной будет
предусмотренная Программой трехуровневая система социализации этой категории
лиц.
Первый уровень должен включать специальные Центры,
куда лица без определенного места жительства могут обратиться за помощью.
В них, как и в настоящее время, им должна оказываться
следующая помощь: восстановление документов, медицинская помощь, ночлег,
питание (3 месяца пребывания).
Второй уровень — трудоустройство и после этого
помещение в специальные общежития государственной или муниципальной
собственности. Часть заработной платы должна идти в счет погашения коммунальных
услуг и питания. Если человек полностью адаптировался к нормальной жизни, ему предоставляется
отдельное жилье из государственного или муниципального фонда.
На первых двух уровнях с ним обязательно должны
работать психологи, наркологи и врачи-психотерапевты, чтобы полностью исключить
употребление наркотических препаратов и алкогольных напитков, решить внутренние
психологические проблемы.
В отношении граждан других государств в Программе
должна быть предусмотрена возможность возвращения их на Родину.
Конечно, не все лица, проживающие на улице, пожелают
вернуться к нормальной жизни, но даже некоторая часть из них — это уже
значительное количество спасенных жизней. Россия, провозгласившая себя
социальным государством, обязана взять на себя ответственность за эту часть
своих граждан.
Фрагмент текста работы:
1.Особая категория населения — лица без определенного места
жительства: правовые и социальные аспекты 1.1 Нормативно-правовое регулирование в Российской Федерации
в сфере обеспечения прав лиц без определенного места жительства В России в настоящее время насчитывается от 1,5 до 3
млн лиц, не имеющих постоянного места жительства[1].
Точных данных установить невозможно в силу объективных причин. Этому
способствует и отсутствие необходимой социальной политики государства в
отношении данной группы лиц.
В советский период развития Российского государства
количество таких граждан было минимально в связи с введением паспортизации и
прописки, оформление которых вменялось в обязанность самих граждан и
соответствующих органов государственной власти, местных администраций.
Например, Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. «Об
утверждении Положения о паспортной системе СССР» устанавливало административную
ответственность за проживание без паспорта или прописки, а за злостное
нарушение правил паспортной системы — уголовную. Несмотря на то, что появление
паспортов имело целью контролировать перемещения граждан исходя из интересов
государства и общества, обязанность регистрироваться по месту проживания
исключала возможность человека остаться без крыши над головой. Статья 209
Уголовного кодекса РСФСР предусматривала ответственность за тунеядство,
бродяжничество и другие виды паразитического образа жизни.
Конец 80-х гг. прошлого столетия ознаменовал новый
этап исторического развития России, переход от тоталитарного государства к
демократическому. В свою очередь, это привело и к смене социокультурных
установок государства и общества в целом, переходу от концепции преобладания
государственных и общественных интересов над личными к обратному. Новая Конституция
РФ, принятая в 1993 г., провозгласила права и свободы человека высшей
ценностью, которые были закреплены в главе 2 Основного Закона. К ним в том
числе относятся право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст.
27), на свободу труда (ст. 37) и право на жилище (ст. 40). Законом РФ «О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации»[2] установлен уведомительный характер
регистрационного учета. Согласно Закону, граждане обязаны регистрироваться по
месту пребывания или жительства. Однако для этого необходимо иметь жилье на
правах собственности или аренды, а также других условий. Этому может
способствовать право на жилище, которое в настоящее время понимается несколько иначе,
чем в советский период, когда жилое помещение предоставлялось в основном
государством. Следует согласиться с Н.Б. Желдак, что на сегодняшний день «право
на жилище реализуется всеми гражданами самостоятельно не запрещенными законом
способами. Это означает, что государство больше не должно обеспечивать всех
своих граждан жильем»[3].
Государство лишь предоставляет гражданам право приобретать жилье и обязано
создавать для этого необходимые условия. Статья 40 Конституции РФ гласит о том,
что малоимущим и нуждающимся жилье предоставляется бесплатно или за доступную
плату. Необходимо отметить, что реализация данного пункта зависит от
экономического развития и финансовых возможностей государства.
Федеральная
целевая программа «Жилище», рассчитанная на 2015–2020 гг.[4], не
включает лиц без определенного места жительства в категории граждан, на которых
рассчитана Программа, несмотря на то, что проблема бездомности не перестает
быть актуальной. Однако государство не стремится ее замечать. Этому
способствует и установившееся в российском обществе мнение, что такие лица
виновны в своем положении сами. По данным социологического опроса, проведенного
«Левада-центром», 1/3 россиян считает, что необходимо законодательно запретить
бродяжничество и попрошайничество, 1/4 высказалась за изоляцию их от общества[5].
Однако, как показывает статистика, большинство из таких людей оказалось на
улице из-за трудных жизненных обстоятельств. Например, только в Москве их
насчитывается порядка 30–50 тысяч, по неофициальным источникам — до 100 тысяч.
Среди них лишь 5 % москвичей, 1/4 — граждане стран СНГ, остальные — прибыли из
регионов России на заработки, но потеряли работу. Таких — 67 %. Четверть
остались без жилья из-за семейных конфликтов и потери документов. Лишь
незначительная часть граждан выбрала этот путь осознанно[6].
Специалисты считают, что вернуть к нормальной жизни таких лиц можно в случае,
если они живут на улице недолго. Между тем, Российское государство
самоустранилось от решения проблемы. Однако, согласно Конституции РФ 1993 г.,
права и свободы человека гарантируются каждому человеку независимо от его места
проживания.
Вопрос осложняется тем, что такие лица часто
утрачивают необходимые документы, на основании которых они могут получить
работу или социальную поддержку. Кроме того, не все имеют гражданство России.
Поддержка таких людей в России оказывается в трех
направлениях:
– организация пунктов горячего питания (в основном при
храмах);
– организация ночлега и питания, помощи в
восстановлении документов в специальных приютах;
– оказание помощи в социализации (питание, ночлег,
восстановление документов, трудоустройство, помощь психологов и медицинских
работников).
Именно последние имеют особое значение для решения
проблем с бездомностью. К сожалению, большинство организаций, осуществляющих
поддержку бездомных, существуют на средства меценатов и волонтеров. Например, в
Москве из 11 тысяч таких организаций
лишь две являются казенными учреждениями, всего 6 стоянок мобильного
пункта обогрева на вокзалах финансируются из бюджета г. Москвы. По
неофициальным данным, в Саратовской области насчитывается около 10 тысяч
бездомных, специальных государственных организаций, занимающихся их проблемами,
— всего четыре. В Саратове это Саратовский центр реабилитации и адаптации для
лиц без определенного места жительства и занятий, открытый в 1998 г. Центр
рассчитан на 104 человека, за год в среднем в него обращаются от 250 до 300
человек[7].
Дальнейшую судьбу обратившихся проследить невозможно, поскольку проживать в
Центре они могут лишь в течение полугода.
Специализированные учреждения существуют в России на
основании Постановления Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. 1105 «О мерах по
развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных
условиях без определенного места жительства и занятий»[8],
утратившего силу с 30 мая 2019 г. Решение о создании подобных учреждений
принимает сам субъект Российской Федерации с учетом своих потребностей и несет
расходы по их содержанию самостоятельно. В Москве принято около десятка нормативно-правовых
актов, направленных на организацию специальных центров для лиц, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации (без крыши над головой и документов), оказание им
медицинской помощи и выдачи страховых полюсов. В Саратовской области данной
категории лиц при наличии копий документов, удостоверяющих личность, и в
порядке очередности может предоставляться жилье в специализированном
государственном фонде.
Большая часть помощи основывается на милосердии людей.
В связи с этим она оказывается фрагментарно, отсутствует продуманная и
целенаправленная политика государства в данной сфере.
Это можно наблюдать и анализируя российскую
нормативно-правовую базу. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 г. 109-ФЗ
(в ред. от 27 декабря 2018 г.) обязывает регистрироваться по месту пребывания
лиц, не имеющих места жительства в России, находящихся в организации
социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без
определенного места жительства. Если человек утратил документы, сделать это
достаточно проблематично, Следовательно, он автоматически становится лицом без
гражданства, что меняет его правовой статус.
Регистрацию
граждан по месту пребывания или жительства осуществляют территориальные органы [1] Соловьев, Р.
Жизнь без адреса и крыши над головой // Российская газета. — 2013. — 9 октября.
13. [2] О праве граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25 июня 1993 г. 5242-1
(в ред. от 1 апреля 2019 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — 32, ст. 1227; Собр. законодательства Рос.
Федерации. — 2019. — 14, ч. 1, ст. 1461. [3] Желдак, Н.Б.
Правовые особенности конституционного права на жилище // Материалы региональной
научно-практической конференции (29 ноября 2003 г.). — Владивосток, 2015. — С.
40–43. [4] О федеральной
целевой программе «Жилище» на 2015–2020 годы: постановление Правительства
Российской Федерации 1050 от 17 декабря 2010 г. (в ред. от 30 января 2019 г.)
//СПС «Гарант». [5] Новичкова, К.
Асоциальные личности в глазах россиян: кому готовы помочь соотечественники?
URL: https://www.magcity74.ru/news/27263-
asocialnye-lichnosti-v-glazah-rossijan-komu-gotovy-pomoch-sootechestvenniki.html
(дата обращения: 29.03.2021). [6] Бицоев, С. На
дне: почему число бомжей в России растет в геометрической прогрессии //
Московский комсомолец. — 2017. — 3 декабря. [7] Наумлюк, А. В
списках не значатся // Версия Саратов. — 2013. — 28 ноября. 19. [8] О мерах по
развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных
условий 1105 // Собрание законодательств Российской Федерации. — 1995. — 46, ст. 4454. (утратил силу с 30 мая 2019 г.)