Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правовой статус субъектов Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы правового статуса субъектов Российской Федерации 6
1.1. Основы российского федерализма 6
1.2. Содержание правового статуса субъектов Российской Федерации 11
Глава 2. Государственная власть субъектов Российской Федерации 16
2.1.Система и структура исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации 16
2.2. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации 20
Глава 3. Особенности разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин как теоретико-правового и доктринально-правового, так и практического политико-правового порядка.
В правовом федеративном государстве одним из важнейших элементов государственного устройства и государственного строительства является система федеративных отношений, учитывающая интересы как федерации в целом, так и её субъектов, их экономические, социальные, культурные, (в том числе — этнокультурные и этноконфессиональные) особенности.
Исключительно важную роль в федеративном государстве играет правовая регламентация вопросов федеративного устройства, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, установления правового статуса субъекта федерации, вопросов участия субъектов РФ в федеральном законотворчестве по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также вопросов гарантирования самостоятельного решения вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции.
Не меньшую роль в федерациях играет решение вопросов правовой регламентации и правовой практики нормотворчества государственной власти и ещё одного уровня власти — местного самоуправления. В частности, определение соотношения вопросов местного значения, полномочиями на решение которых наделены органы местного самоуправления и предметов ведения, относящихся к компетенции федерации и регионов.
Всё вышесказанное позволяет говорить об актуальности рассмотрения статуса субъектов РФ.
Степень научной разработанности темы. Специальные (комплексные) исследования статусов субъектов Российской Федерации в системе федеративных отношений осуществлены в работах таких ученых, как А.С. Автономов, А.В. Безруков, В.В. Гошуляк, Т.В. Заметина, А.А. Захаров, Т.Д. Зражевская, В.В. Иванов, В.Т. Кабышев, А.В. Киселева, А.Н. Кокотов, И.А. Умнова (Конюхова), М. А. Краснов, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, А.А. Ливеровский, В.Н. Невинский, Л. А. Нудненко, Ж.И. Овсепян, А.В. Павлушкин, А.Е. Постников, В.В. Пустогаров, В.А. Ржевский, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Т. Я. Хабриева, А.М. Цалиев, Б.С. Эбзеев и другие.
Таким образом, обращение к выбранной в качестве предмета научного исследования проблематике и анализу смежных научных вопросов посвящено достаточно большое число юридических исследований. Тем не менее, несмотря на широкий круг научных источников, комплексное исследование вопросов развития и современного бытия органов власти субъекта федерации в их системном взаимодействии, выполненное на материалах конкретного субъекта федерации, не предпринималось. Как правило, в науке поднимались вопросы, касающиеся либо правового статуса отдельных субъектов федерации, либо проблем разграничения полномочий между отдельными уровнями публичной власти, либо вопросов статуса и деятельности отдельных ветвей или органов власти субъектов федерации (как правило, на примере нескольких субъектов федерации). Вопросы комплексного осмысления взаимодействия институтов власти субъектов федерации с Федерацией, местным самоуправлением и населением субъекта федерации, проблемы осмысления региональной власти как конституционного организма в его системном единстве с институтами публичной власти, обществом и государством в настоящее время недостаточно артикулированы научным сообществом.
Объект исследования курсовой работы — общественные отношения, складывающиеся в сфере организации и функционирования государственной власти в субъектах РФ.
Предмет исследования курсовой работы — правовые нормы и практика их реализации, определяющие природу институтов государственной власти субъектов РФ.
Цель курсовой работы заключается в анализе особенностей правового статуса субъектов Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи курсовой работы:
— изучить основы российского федерализма;
— раскрыть содержание правового статуса субъектов Российской Федерации;
— рассмотреть систему и структуру исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
— проанализировать законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
— охарактеризовать особенности разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Стоит отметить, что решение задачи сбалансирования, гармонизации интересов в системе народовластия диктуется целью защиты прав и свобод человека и гражданина, построения мирного будущего, обеспечения политического равноправия, экономического и социального благополучия, справедливости. На достижение именно этих целей должна быть направлена работа по совершенствованию федеративных отношений в России.
Современный этап российского федерализма ознаменован продолжающимся реформированием. Оно нацелено на оптимизацию взаимодействия государственной власти федерации и ее субъектов.
Вопросы правового статуса субъектов РФ относятся к важнейшим вопросам российского федерализма. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Статус субъекта РФ характеризуется определенными чертами, закрепленными в Конституции РФ, в то же время он включает все права, зафиксированные не только в Конституции РФ, но и в иных правовых актах.
Несмотря на фактические различия, субъекты имеют равные права независимо от вида субъекта, входящего в состав РФ.
В научной среде сложилось суждение о том, что в связи с тем, что регионы различно формируют структуру исполнительной власти, то нужно использовать однотипную форму ФЗ. Однако такой подход не верный, поскольку согласно положений Конституции РФ регионы вправе устанавливать в самостоятельном порядке систему органов власти. Иные формы регулирования будут вступать в противоречие с федеральным устройством РФ.
Вертикаль федерального уровня исполнительной власти продолжается в субъектах, где сложилась система территориальных органов вместе с органами исполнительной власти субъекта. Федеральными органами распространяется сфера деятельности на территории регионов согласно принципа разграничения предметов полномочий. Органы исполнительной власти региона подчиняются Правительству и др. органам в сфере компетенции. Понимая исключительную компетенцию субъекта как незначительную следует оценить вертикаль исполнительной власти как затрагивающую все уровни в осуществлении исполнительной власти. К причинам усиления конституционализации исполнительных органов можно отнести усиление упрочение принципа верховенства Конституции.
Для федеральных органов исполнительной власти должна присутствовать возможность координировать структуру органов исполнительной власти в субъекте федерации.
Проанализировав структурные элементы законодательных органов субъектов Российской Федерации, можем сделать вывод о том, что в структуре законодательных органов должны в обязательном порядке выделяться: руководитель законодательного органа, его заместители (заместитель), комитеты и комиссии, фракции депутатов, депутаты. Кроме того, в структуре законодательных органов следует предусматривать создание (возможность создания) депутатских групп (объединений), рабочих групп. Целесообразно также включать в состав законодательных органов субъектов Российской Федерации аппараты, основной задачей которых является обеспечение деятельности законодательного органа.
Проблема расширения предметов ведения и обязанностей органов местного самоуправления и иных федеральных законодательных актах отмечается в числе тех, которые привели к кризису местного самоуправления и необходимости проведения реформы местного самоуправления.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-правовые основы правового статуса субъектов Российской Федерации
1.1. Основы российского федерализма

Принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа в построении федерализма как формы демократизации власти.
На отношения между субъектами федерации и федеральным центром оказывают воздействие в качестве политико-правовых процессов как централизация, так и децентрализация. В зарубежной правовой науке присутствует также понятие «нецентрализация», подразумевающее невозможность перераспределения полномочий между центром и субъектами федерации, определенных между ними на договорной основе, в условиях, когда эти полномочия делегируются центру, а не «спускаются» сверху.
В перспективе в России необходимо построение государства, где федерализм приобретает сбалансированную форму, представляющую собой «равновесие между централизмом и децентрализмом». Однако в реальной истории российской государственности эти процессы иногда проявлялись в таких крайних формах, как дезинтеграция и унитаризация .
Как правило, в федеративном государстве признаки централизации и децентрализации взаимно дополняют друг друга. Однако в случае преобладания первых развитие может пойти в сторону конфедерации. Перевес централистских тенденций также может нарушить равновесие и в итоге привести к формированию унитарного государства.
В литературе предлагается выделять этапы развития российского федерализма, исходя из преобладания принципов централизации и децентрализации во взаимоотношениях между властями Российской Федерации и ее субъектов. Так, на первом этапе становления постсоветской государственности именно процесс децентрализации играл ведущую роль. Некоторые субъекты, прежде всего крупные национальные республики, диктовали свои условия, часто шедшие вразрез с интересами страны в целом. Этот процесс был неизбежен для СССР в последние годы его существования и для постсоветской России. При этом ослабление федеральной власти, усиление региональных элит, особенно в республиках, стремление их к расширению своих полномочий означали перерастание децентрализации в дезинтеграцию . Это вело к кризису государственности в России, ставило под вопрос существование Российской Федерации как единого государства.
В литературе также предлагается определение обозначенного этапа как «деэволюционного федерализма», закончившегося до 2000 г., а этапа, который последовал за ним, — как периода построения федеративной модели, характеризующейся сильным централистским наполнением. Одним из подтверждений тому, по нашему мнению, стало законодательное установление в 2000-2004 гг. федерального вмешательства как механизма конституционно-правовой ответственности.
Начиная с 1990 г. четко просматриваются четыре этапа развития федеративных отношений в России. Период с 1990 по 1993 г. стал так называемым «парадом суверенитетов». С 1993 по 2000 г. последовал «парад заключения договоров» между федеральным центром и субъектами федерации. С 2000 по 2003 г. прошел период начальной стабилизации федеративных отношений. С 2003 г. наступил период их относительной стабилизации.
В дальнейшем автор пришла к выводу, что «в настоящее время идет очередной, несколько затянувшийся этап перераспределения полномочий между уровнями публичной власти, стартовавший летом 2011 г.» .
Еще более детальную периодизацию федерализма в России предлагает А. В. Петухов. Первый этап продолжался с начала 1990 г. по август 1991 г., то есть от избрания нового состава Верховного Совета РСФСР, взявшего курс на смену авторитарной государственной системы демократической, до распада СССР. Последующий затем период был временем стихийного изменения политической системы. С марта 1992 г. до декабря 1993 г. продолжился третий этап, который занял время от заключения Федеративного договора до разработки Конституции РФ, которая была принята в ходе общенационального референдума. Декабрь 1993-го — февраль 1994 г. стал четвертым этапом, начальной точкой которого стало принятие новой Конституции, а завершающей — Договор о разграничении предметов следует ведения и полномочий между Федерацией и Татарстаном. Пятый этап, начиная с февраля 1994 г. до мая 2000 г. отличается многочисленными договорами между федеральными властями и субъектами РФ. Период с мая по август 2004 г. стал временем преобладания процессов централизации на пути упорядочивания федеративных отношений. Его можно считать шестым этапом в предложенной периодизации. Соответственно, следующий современный этап расценивался автором как продолжение дальнейшей централизации и унитаризации .
Свой взгляд на этот вопрос имеют составители аналитического материала, подготовленного в Комитете Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Там, в частности, говорится, «что федерация — это лишь форма, которую можно наполнить разным содержанием, и от того, каким оно будет, зависит дальнейшие развитие и процветание России» .
Вопрос о развитии федеративных отношений был актуализирован в результате вхождения в состав Российской Федерации новых субъектов, особенно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В статье А.М. Бутчанина отмечается, что этот новый этап российского федерализма стал демонстрацией его независимости в международном политико-правовом процессе и непоколебимости следования нашим национальным интересам и историческим принципам сохранения целостности государственно-правового состава .
Автор выводит вопрос принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя из сферы только международного права и внешней политики. Он рассматривает его в рамках практики создания новых субъектов федерации, начало которой было положено Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» . С принятия этого закона также можно вести начало важного этапа в развитии российского федерализма, который определяется в данном случае не столько взаимоотношениями между уровнями власти в РФ, сколько изменением ее субъектного состава.
Первым случаем применения этой практики стало образование 1 декабря 2005 года Пермского края. На основании полученного опыта и в свете новых возникающих вопросов, как считает пермский исследователь П. А. Ромашов, «в Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 могут быть внесены существенные изменения, касающиеся процедуры принятия в состав Российской Федерации нового субъекта РФ, требующие нового осмысления и анализа в свете возможного изменения современного федеративного устройства России» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы