Курсовая теория на тему Правовой статус Правительства Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Раздел 1. Организация государственной власти в Российской Федерации 5
1.1 Место исполнительной власти в системе ветвей власти Российской Федерации 5
1.2 Место Правительства России в системе органов исполнительной власти 7
Раздел 2. Деятельность Правительства Российской Федерации 12
2.1. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти 12
2.2. Система и состав Правительства Российской Федерации 14
2.3. Основные полномочия Правительства РФ 18
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Введение:
Актуальность курсовой работы. Правительство Российской Федерации — высший орган государственной власти РФ, на который возложено осуществление исполнительной власти в Российской Федерации. Статус Правительства Российской Федерации является базовым, изначальным для возникновения, становления и развития административно-правового статуса этого ведущего органа исполнительной власти, играющего громадную роль в руководстве и управлении всеми важнейшими сферами и отраслями (областями) общественной жизни России.
Научная разработанность. Вопросы деятельности, формирования, полномочий Правительства Российской Федерации стали темой для исследований различных российских ученых. Среди них: Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Козлов Ю.М. Но постоянное развитие законодательства, различные административные реформы вносят изменения в данную сферу, что натолкнуло нас выбрать именно эту тему для написанию курсовой работы.
Объектом нашей работы являются общественные отношения возникающие в сфере деятельности Правительства Российской Федерации, как высшего органа исполнительной власти.
Предметом нашей работы являются нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, такие как Постановление, Распоряжение, Регламенты.
Цель курсовой работы — провести комплексное исследование порядка формирования, функций, полномочий Правительства Российской Федерации порядок его работы.
Задачи курсовой работы:
— дать понятие и раскрыть основные признаки Правительства Российской Федерации
— определить основы правового регулирования деятельности Правительства Российской Федерации;
— показать состав, определить полномочия Правительства Российской Федерации;
— дать понятие и охарактеризовать основные функции Правительства Российской Федерации, и раскрыть его ответственность.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы
1. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных правовых актов.
2. Содержанием деятельности правительства является организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, а так же иных нормативных правовых актов.
Заключение:
Одной из современных тенденций развития является возрастание роли государства и органов исполнительной власти в регулировании жизни общества, расширение административного регулирования различных областей общественных отношений. Несмотря на самостоятельность исполнительной власти, согласно Конституции Российской Федерации, Президент РФ обладает возможностью кардинально влиять на руководство исполнительной властью в целом и на Правительство РФ в частности. Для устранения данной проблемы следует четко определить на законодательном уровне полномочия Президента РФ и Правительства РФ для того, чтобы не допускать их взаимопроникновения и обеспечить независимость
Взаимодействие Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти в целом, и Правительства РФ, в частности, на сегодняшний день является одной из наиболее сложных и обсуждаемых проблем. Сложности взаимоотношений между Президентом РФ и Правительством РФ заложены в самих конституционных положениях. Причем, как отмечает А.А. Максимов, эта проблема гораздо шире взаимодействия Президента только с исполнительной властью. Президент взаимодействует с Парламентом, судами и другими государственными органами.
С одной стороны, Конституция РФ и федеральное законодательство не предусматривают ответственность Президента РФ за деятельность Правительства РФ. Правительство РФ несет самостоятельную ответственность перед Президентом РФ. С другой стороны – Президент страны участвует в формировании Правительства РФ. Роль Государственной Думы, которая полномочна, выразить согласие либо несогласие при назначении Председателя Правительства является формальной. Это полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и предоставляет ему только право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя. Именно Президент решает вопросы, связанные с отставкой Правительства и отставкой его отдельных членов. Президент назначает и освобождает от занимаемой должности федеральных министров и в его непосредственном подчинении находятся отдельные министерства и ведомства.
Конституция РФ и текущее законодательство предоставили палатам Федерального Собрания возможность осуществлять парламентский контроль за деятельностью должностных лиц Правительства РФ. В тоже время, подлинные рычаги воздействия представительного (законодательного) органа на исполнительную власть во многом ограничены, в первую очередь, это связано с особым правовым статусом Президента РФ.
По мнению А.В. Безрукова, полномочия Президента РФ в системе разделения властей очень широкие, что является нарушением системы сдержек и противовесов и не дает возможности для установления оптимального баланса полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
Так, в частности, роль Президента РФ не ограничивается только назначением Председателя Правительства РФ. Как следует из норм п. «д» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.
По сути, Президент РФ может самостоятельно формировать Правительство РФ С.А. Авакьян отмечает, что при введении поста Президента в 1991 г. в ст. 121 — 1 Конституции РСФСР говорилось, что Президент РФ осуществляет руководство исполнительной властью. В Конституции РФ такого положения нет, но и юридически, и фактически у Президента есть все возможности для руководства Правительством. Проявляется это в том, что Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, устанавливать основные направления внутренней и внешней политики страны, в ходе реализации которых Правительство лишь принимает участие в процессе. Прямая зависимость Правительства от Президента проявляется, как указывает С.А. Авакьян, также в том, что перед избранием главы государства, Правительство слагает свои полномочия.
В связи с этим С.А. Авакьян делает вывод, что Президент РФ сути является главой исполнительной власти, верховным руководителем Правительства РФ, реализующим общее стратегическое руководство им. По Конституции РФ Президент РФ не является главой исполнительной власти. Исполнительную власть, согласно статье 110, осуществляет Правительство РФ, которым руководит Председатель Правительства. Тем не менее, в области исполнительной власти глава государства обладает значительными полномочиями, а Правительство РФ находится в зависимости от главы государства. Таким образом, несмотря на самостоятельность исполнительной власти в нашей стране, согласно Конституции Российской Федерации, Президент РФ обладает возможностью кардинально влиять на руководство исполнительной властью в целом. В отношении федеральных органов исполнительной власти в целом, и Правительства РФ в частности, Президент РФ наделен широчайшими полномочиями и помимо определения основных направлений внутренней и внешней политики государства (согласно ст. 80 Конституции РФ), существенно влияет на Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти России. Формально не относясь к исполнительной ветви власти и не неся ответственности за реализацию исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.
Таким образом, с целью устранения проблем взаимодействия Президента РФ и Правительства РФ, среди которых отмечается значительная степень воздействия Президента на Правительство на наш взгляд, необходимо четко установить на уровне законодательства полномочия Президента РФ и Правительства РФ, не допускать их взаимопроникновения и обеспечить независимость.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Организация государственной власти в Российской Федерации
1.1 Место исполнительной власти в системе ветвей власти Российской Федерации
Анализируя деятельность судебной власти в России, необходимо отметить, что данная ветвь власти, разрешая споры и наказывая правонарушителей, вправе рассматривать решения двух других властей на предмет соответствия принимаемых ими законов Основному закону страны. Примером этому может служить рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации 10 июля 2018 года дело о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Переплетение полномочий трех ветвей власти в государстве встречается во многих странах, где рассматриваемый принцип заложен в качестве фундамента функционирования государственного механизма. Такого рода переплетение необходимо для эффективного функционирования государственных органов, поскольку таким способом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти сдерживают друг друга от произвола и выполняют функции противовесов с тем, чтобы предотвратить сосредоточение власти в одних руках. Взаимодействие ветвей власти представляет собой сложный и ответственный процесс.
Государственная Дума разрабатывает нормативные акты по предложению Правительства Российской Федерации. Судебные органы в лице Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ контролируют соблюдение норм, предлагаемых исполнительной властью и принимаемых законодательной. В теории выглядит все прекрасно, но на практике имеется много вопросов, которые требуют разрешения со стороны государства, особенно касаемо роли Президента, который в последнее время становится безусловным лидером и участвует практически в деятельности всех ветвей власти, тогда как контроль деятельности Президента не осуществляется со стороны ни с законодательной, ни с судебной, ни с исполнительной ветвей власти, хотя в теории процедура импичмента закреплена в Основном законе страны. Реализация системы сдержек и противовесов в нашей стране приводит или к столкновениям, или к нежелательным формам подчинения и зависимости. В 1993 году столкновение между парламентом и правительством породило открытое противостояние.
Со временем конфликт разрешился, но полностью искоренить нелегальные способы воздействия властей друг на друга не удалось. Поэтому для того чтобы каждый человек стал ответственным за свою жизнь и жизнь своих детей и поверил в то, что от поведения каждого человека зависит в итоге благополучие общества, должно пройти еще пару десятилетий. Рассматриваемый принцип соприкасается с таким политическим явлением, как лоббизм (в пер с анг. Lobbi – «кулуары»), который признан в Соединенных Штатах, как законный. Законопроект «О правовых основах лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» в нашей стране был внесен в Госдуму в 2000 году.