Курсовая теория на тему Правовой статус несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основные положения международного и российского права о правовом статусе 6
1.1. Понятие дееспособности 7
1.2. Права несовершеннолетних 9
Глава 2. Особенности ответственности несовершеннолетних по гражданскому законодательству 11
Глава 3. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в зарубежных странах 13
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Введение:
Конституция Российской Федерации определяет, что права и свободы человека представляются наивысшим благом, их следование и охрана – обязательством страны. Гарантированное равенство прав и свобод не обязано зависеть от любого рода обстоятельств, включая возраст. Именно возраст в большинстве своем предопределяет жизненную позицию человека как субъекта права – участника правовых взаимоотношений, который является носителем прав и обязательств.
Актуальность темы связана с тем, что правовой статус личности представляется одной из центральных категорий общей теории права и отраслевых юридических дисциплин, и внимание правоведов к нему вполне ясно, так как он предстаёт в трех одинаково проблемных и притягательных для научного изучения «измерениях»: представляется фундаментом нормативного выражения основополагающих принципов соотношения публичных и частных интересов, мерилом социальной свободы, а также одновременно источником и производной социальной активности человека.
Как феномен социальной действительности правовой статус личности труден и неоднородным. Его суть динамично и предопределяется состоянием реальных социальных взаимоотношений, отражая как достоинства, так и недостатки действующей политико-юридической системы, принципов государственной организации сообщества в условиях того или иного исторического периода.
В особенности актуальным сегодня является изучение полноты и результативности реализации социальных возможностей, которые предоставлены несовершеннолетнему субъекту праву.
Социальные проблемы в области детства вызывают особенный общественный резонанс. В связи с этим за последнее время на территории Российской Федерации усилилось внимание исследователей, политиков, журналистов к проблемам правового положения несовершеннолетних.
Объектом курсовой работы представляются социальные взаимоотношения, которые возникают в ходе формирования, осуществления, охраны и совершенствования правового статуса несовершеннолетнего на территории Российской Федерации, а также нормы международных и российских правовых актов, которые регулируют данные взаимоотношения.
Предметом курсовой работы составляют проблемы всестороннего исследования определения, особенностей, структуры, содержания и возможных направлений совершенствования легитимного положения лица, которые не достигли совершеннолетия.
Цель работы заключается в полном теоретическом изучении правового статуса несовершеннолетнего в законодательстве Российской Федерации, его природы, видов, проблем и перспектив совершенствования.
Согласно указанной цели, определяются следующие задачи:
— осуществить анализ действующего законодательства, которое определяет правовое положение несовершеннолетнего, а также исследовать научные работы по теме исследования;
— охарактеризовать особенности и структуру правового статуса несовершеннолетнего;
— изучить конституционно-правовой статус несовершеннолетнего в зарубежных странах.
Методологической основой исследования послужил комплекс философских, общенаучных и частнонаучных методов познания. Сравнительно-правовой метод использовался при сопоставлении российского и зарубежного законодательства в сфере регламентации отдельных прав и свобод несовершеннолетних.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, а также отдельные международные и внутригосударственные нормативно-правовые акты, относящиеся к правовому регулированию отношений с участием несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-правоведов: Сергея Сергеевича Алексеева, Владимира Константиновича Бабаева, Анатолия Бориосвича Венгерова, Юрия Ивановича Гревцова, Джангира Аббасовича Керимова, Владимира Николаевича Кудрявцева, Валерия Васильевича Лазарева, Елены Андреевной Лукашевой, Aлександра Bасильевича Малько, Михаила Николаевича Марченко, Николая Игнатьевича Матузова, Олега Юрьевича Рыбакова, Юрия Александровича Тихомирова, Бориса Николаевича Топорнина и других.
Сформулированные выше задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Современное Российское законодательство, которое регулирует гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и предоставляет возможность обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
Во многом положения Конституции Российской Федерации, которые закрепляют основы правового статуса несовершеннолетних, основываются на нормах международного права, аналогичны положениям конституций развитых зарубежных стран. Стоит отметить, что представляется, что исследование зарубежного опыта могло бы стать крайне полезным для конституционного права, в особенности в части формирования специализированных судов по делам несовершеннолетних.
Являясь несовершеннолетними по закону, дети не имеют независимости или права самостоятельно принимать решения в любой известной юрисдикции мира. Вместо этого их взрослые опекуны, включая родителей, социальных работников, учителей, работников по делам молодежи и других, наделены такими полномочиями, в зависимости от обстоятельств. Некоторые полагают, что подобное положение дел предоставляет детям недостаточный контроль над жизнью и делает их уязвимыми.
Наряду с гражданскими правами несовершеннолетние также могут иметь любые не противоречащие закону гражданские обязательства. При этом способность собственными действиями обретать и реализовывать гражданские права, формировать для себя гражданские обязательства и исполнять их учреждается лишь с достижением определенного возраста, так как для исполнения данных действий нужно разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия собственных действий, иметь жизненный опыт, т.е. необходимы психическое здоровье человека и его возрастная психологическая зрелость.
Полная дееспособность учреждается по достижении возраста 18 лет. Стоит отметить, что закон предусматривает два исключения из этого правила:
— при вступлении в брак до достижения 18 лет;
— по достижению 16 лет, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в качестве предпринимателя.
В соответствии с законодательством предусматривается также эмансипация — освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок.
Неполной дееспособностью могут обладать граждане в возрасте от 6 до 14 лет и граждане в возрасте от 14 до 18 лет.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные положения международного и российского права о правовом статусе
Особенности прав и обязательств подростка могут быть предопределены множествами факторов. Медицинские и социальные разделения по возрасту подростков имеют правовое значение, которое опирается на определенную часть права. К примеру, в гражданском праве, лица, которые не достигли возраста 18 лет подразделяются на следующие группы:
— лица от 0 до 6 не имеют никаких прав и обязательств, все решения принимают родители;
— дети от 6 до 14 имеют право действовать в некоторых случаях по собственному усмотрению;
— подростки от 14 до 18 вступают в статус взрослого человека.
В соответствии с уголовным кодексом Российской Федерации, гражданин, который достиг возраста 16 лет, должен нести уголовную ответственность за собственные действия, в исключительных случаях уголовную ответственность может нести и подросток, который достиг возраста 14 лет.
В семейном кодексе дети и подростки также делятся на категории. К примеру, дети, которым уже исполнилось 10 лет, обладают некоторыми правами. Это может быть обращение в специальные инстанции за помощью от неправовых действий родителей и опекунов.
С возраста 14 лет можно потребовать отмены усыновления и оспаривания отцовства или материнства. Если же подростки в возрасте 16 лет уже родители, в этом случае они имеют все права в отношении к собственным детям, даже если родители не состоят в официальном браке.
В соответствии с законами гражданского права, подростки вправе быть собственниками и нанимателем жилых помещений, принимать участие в предпринимательской деятельности, принимать участие в составлении и исполнении договоров или деликатных обстоятельств, являться как наследниками, так и отказываться от наследства .
Правовой статус подростков является частью системы правового статуса личности, в которой подростки играют разнообразные специальные социальные роли. Так как законы, которые поясняют права детей и подростков определены в специальных категориях прав, а именно: гражданского, семейного, трудового, жилищного, административного, уголовного, процессуального, то допускается такое понятие, как международный правовой статус несовершеннолетних.
Многие права и свободы граждан нельзя использовать в отношении к правовому статусу детей и подростков, так как в них содержатся правила, которые имеются в статье 31 и 32 Конституции, которые используются только по достижению возраста 18 лет
Согласно части 2 статьи 17 Гражданского Кодекса Российской Федерации правомочность гражданина, то есть способность иметь гражданские права, учреждается с момента его рождения и оканчивается смертью.
Статьей 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливается, что способность гражданина собственными действиями обретать и реализовывать гражданские права, формировать для себя гражданские обязательства и выполнять их, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении возраста 18 лет .