Курсовая теория на тему Правовой статус государственных гражданских служащих в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации 5
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих 5
1.2 Структуры должностей государственной гражданской службы Российской федерации 12
2. Содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации 17
2.1 Права и гарантии государственного гражданского служащего 17
2.2 Обязанности государственного гражданского служащего 21
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Актуальность темы определяется активными процессами реформирования государственной службы в Российской Федерации.
Одним из факторов укрепления государственности является формирование профессионально подготовленного кадрового состава государственной службы. Профессиональный кадровый состав государственной службы — действенный инструмент эффективной реализации задач и функций органов власти. Решение указанных задач требует реализации эффективных кадровых технологий, а также поиска и выработки новых подходов, которые позволяют, не только нормативно оформить эти действенные механизмы и кадровые технологии, но и обеспечить эффективное управление кадрами государственной службы. В связи с этим необходимо развивать процедуры назначения на должность государственной службы по результатам конкурсных процедур; содействовать профессионально — должностному росту государственной служащих; формировать и использовать кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы. Важной составляющей работы с кадрами является оценка результатов профессиональной служебной деятельности служащих через процедуру аттестации и квалификационный экзамен, а также через использование новых современных технологий кадрового обеспечения государственной службы.
Управление персоналом является составной частью государственного управления. Деятельность государственных служащих направляется на планомерное достижение целей государственного управления, на получение высоких конечных результатов при минимальных затратах всех ресурсов, создании благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворение трудом всех служащих.
Эффективное государственное управление невозможно без кадрового обеспечения высокого уровня. Именно кадрам государственных органов власти приходится ежедневно принимать массу решений разного управленческого уровня и без специальной подготовки, наличия профессионального опыта управленческие решения могут нанести как материальный, так и моральный вред обществу.
Чем выше профессионализм кадров государственного управления, тем эффективнее само управление, этим и объясняется актуальность темы исследования.
В ходе настоящего исследования использованы труды таких известных исследователей, юристов, политологов, социологов: Васильева А., Гладышева А.Г., Иванова В.Н., Мельникова С.Б., Ершова В.А., Киреева Е.Ю., Иванова В.Н.и других.
Цель работы – изучить правовой статус государственных гражданских служащих в РФ.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть общую характеристику правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации;
2. проанализировать содержание правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации.
Объект исследования — правовой статус государственных гражданских служащих в РФ.
Предмет исследования – административное право в РФ.
Методологической базой исследования являются логические (анализ, синтез, индукции, дедукции) методы, а также системный, сравнительный методы, метод анализа документов.
Структуру работы составляют две главы, каждая из которых подразделяется на параграфы, а также введение и заключение, включающие в себя анализ актуальности исследуемой проблемы, выводы и рекомендации.
Заключение:
В основе оптимизации структуры должностей лежат инструменты и методы формирования, профессионального развития и рационального использования кадрового корпуса, соответствующего задачам социально-экономического развития страны. Оно выступает в качестве координирующего и стабилизирующего факторов государственного управления, придает работе с кадрами системность, демократизм.
Государственные служащие необходимы любой стране, так как именно они выполняют практические задачи государственного управления.
Кадровое обеспечение государственной службы основано на системе нормативных, документально закрепленных форм, принципов, методов, а также порядке осуществления кадровой деятельности.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (79 номер) не даёт чётких указаний по поводу вознаграждения за труд служащих. Средняя заработная плата может меняться, потому что зависит от многих параметров, влияющих на её размер. При этом ведомости о ней абсолютно нигде не зафиксированы. Тем не менее средний заработок гражданского служащего варьируется в пределах 57 тысяч рублей.
Государственная служба или постоянная работа в органах ФСБ. Ограничение вступает в силу после подписания контракта и отменяется только после его окончания или расторжения. Объявление скрыто.
В некоторых случаях Межведомственная комиссия принимает решение о том, что государственная тайна не утратила своего значения в плане опасности разглашения и важности конкретной информации. В этом случае могут запретить выезд сотрудников полиции за границу на определенное время, то есть продлить срок. Данные правки вносятся в трудовой договор. Общий срок ограничения, который не прерывается возможностью выезда из страны, должен составлять не более 10 лет, при этом в него входят годы, ограниченные трудовым договором.
Обычно запреты на выезд за границу имеют отношение исключительно к работникам, имеющим отношение к силовым ведомствам.
Итак, анализируя все данные можно сделать вывод, что государственная гражданская служба – это один из основных видов деятельности в современной России, который обеспечивает бесперебойную работу аппарата управления страной.
Закон о гражданской службе в ст. 16 закрепляет перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Помимо ограничений данный Закон закрепляет широкий перечень запретов, связанных с государственной службой (кстати, в Законе об основах государственной службы они назывались не запретами, а ограничениями). По смыслу ст. 17 Закона о гражданской службе запреты в отличие от ограничений адресованы исключительно гражданскому служащему, а не лицу, поступающему на государственную гражданскую службу. В связи с этим на практике могут возникать некоторые проблемы, связанные с применением указанных норм.
Министерство внутренних дел сильно ограничило своих сотрудников в возможности заграничного отдыха, так как под запрет для выезда попали даже близлежащие страны. Некоторые лица на определенный срок становятся практически невыездными. Такие ограничения предприняты в первую очередь для обеспечения безопасности и спокойствия самих сотрудников. Существуют рекомендации, в которых представлена просьба всем полицейским воздержаться от поездок в некоторые страны. Данные ограничения и запреты касаются практически всех военных, поэтому распоряжения получили широкий общественный резонанс.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика правового статуса государственного гражданского служащего в Российской Федерации
1.1 Понятие, классификация государственных гражданских служащих
Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность на благо государства. В ее системе различают следующие виды государственной службы:
Военная служба.
Государственная гражданская служба.
Альтернативная гражданская служба.
Правоохранительная служба.
Первый и последний виды мы рассмотрим в отдельных статьях, а здесь изучим альтернативную и государственную службу.
Государственная гражданская служба – этот вид службы подразумевает под собой профессиональную деятельность в гражданских органах законодательной, исполнительной или судебной власти на региональном или федеральном уровне. Федеральная служба финансируется из федерального бюджета, а региональная соответственно из регионального. Короче говоря, гражданская госслужба – это деятельность в Администрации Президента, Правительства, федеральных и региональных органах исполнительной власти, аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, а также судов. При этом депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации не являются гражданскими служащими.
Существует четыре категории гражданской службы, каждая из которых делится на три-четыре группы должностей:
1. Руководители:
высшая группа (заместители министров, руководители департаментов и их заместители);
главная группа (начальники управлений, отделов, и их заместители).
2. Помощники и советники (помощники и советники федеральных министров).
3. Специалисты:
главная группа (референты, начальники отдела в управлении);
ведущая группа (ведущий советник, ведущий консультант, заместитель начальника отдела в департаменте);
старшая группа (главный специалист-юрист, ведущий специалист-юрист, специалист-юрист).
4. Обеспечивающие специалисты:
ведущая группа (ведущие специалисты в разрядах);
старшая группа (старшие специалисты 1, 2, 3 разряда);
младшая группа (специалисты 1 и 2 разряда).
Еще один элемент этой структуры – система званий (или рангов). Классный чин – это звание государственного служащего, присваиваемое по результатам квалификационного экзамена. По сути, это аналог воинского звания в военной службе. Эти звания распределяются по группам должностей:
действительный государственный советник (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) – высшая группа;
государственный советник – главная группа;
советник государственной гражданской службы – старшая группа;
секретарь государственной гражданской службы – младшая группа.
По данным Росстата на государственной гражданской службе задействовано около одного миллиона граждан Российской Федерации.
В России – это особый вид трудовой деятельности в интересах государства и общества, который осуществляется вместо военной службы по призыву.
Каждый гражданин России имеет право на отказ от военной службы по личным убеждениям, вероисповеданию или если он относится к немногочисленному коренному народу и ведет традиционный образ жизни (традиционное хозяйствование и промыслы).
Срок такого вида службы – 21 месяц (или 18 месяцев в организациях военной сферы). Обычно альтернативно служащие занимают должности санитаров, строителей, рабочих на заводах, библиотекарей, лесничих, архивистов, рабочих в театрах и цирках, почтальонов, дежурных в пожарных командах. Эти вакансии распределяются соответственно образованию, профессиональным навыкам, состоянию здоровья и семейному положению.
Такое право на отказ от воинской обязанности общепризнано на международном уровне и практикуется во многих странах.
Уклонение от альтернативной службы, также, как и от воинской, влечет за собой юридическую ответственность по Уголовному кодексу РФ.
В соответствии с нормативными актами стран — членов ЕС, к государственным служащим, например, Великобритании относятся служащие публичного сектора, в том числе публичных корпораций, местных органов власти, здравоохранения, школьного образования. В Болгарии к ним также принадлежат работники образовательной сферы, здравоохранения, телекоммуникаций и другие работники государственного сектора; в Германии — учителя, служащие местных органов самоуправления и т.д.
Статус государственных служащих определяется специальными законами. К основным нормативно-правовым актам, регулирующим организацию государственной службы, а также правовой статус государственных служащих, относятся: Конституция, Административный Кодекс, Закон о правах и обязанностях чиновников (Франция), Рамочный закон о правах чиновников (Германия), Закон о министрах Короны, Акты о местном самоуправлении (Великобритания), Закон о государственной службе, Закон о местном самоуправлении (Польша, Литва).
Особое внимание следует уделить национальным кодексам поведения государственных служащих. В странах — членах ЕС моральности и этичности государственных служащих уделяется особое внимание, государственное управление должно соответствовать ряду этических требований, к которым относятся: сотрудничество с гражданским обществом, участие в планировании и управлении изменениями, способность к адаптации, взаимное доверие и открытость коммуникаций и т.д.
В мае 2000 года Комитет министров Совета Европы принял Страсбургскую рекомендацию относительно регламентации поведения государственных служащих стран — членов Совета Европы (Этический кодекс). То есть национальные кодексы поведения государственных служащих должны быть разработаны в соответствии с данной Рекомендацией.
Этический кодекс государственного служащего раскрывает суть и содержание основ профессиональной этики государственных служащих. Важной особенностью данного документа является формулировка его предназначения и определение круга лиц, на поведение которых распространяются данные этические нормы. Признание Кодекса составной частью условий труда государственного служащего путем включения его положений в трудовой договор (контракт) придает его нормам обязательный характер.
Развитие профессионального и творческого потенциала государственных служащих является одним из приоритетов государственной кадровой политики стран ЕС. Под кадровой политикой следует понимать общий курс государства по формированию требований, отбору, профессиональной подготовке государственных служащих, а также перспективы развития государственной службы в целом. От кадрового потенциала структур государственной службы напрямую зависит успешное проведение экономических и социальных реформ в государстве.
Процедура найма сотрудников, предусмотренная в системах государственной службы стран — членов ЕС, сочетает в себе два принципа:
1) право равного доступа любого квалифицированного гражданина к государственной (гражданской) службе. Каждый гражданин имеет право занять публичную должность, при условии, что он/она соответствует требованиям, предусмотренным законом, регламентирующим государственную службу, а также требованиям к соискателям на данную вакансию;
2) принцип лучших кандидатов, определяющий заинтересованность структур государственного управления в найме лучших кандидатов на государственную службу.
Принцип равного доступа является определяющим для стран, государственное управление которых сформировалось под влиянием французской концепции (к ним относят Испанию, Италию, Францию). При этом такие страны, как Голландия и Скандинавские страны, отдают предпочтение принципу лучших кандидатов.
В той или иной мере признаки обеих систем наблюдаются в организации государственной службы ряда стран. Так, странами — членами ЕС была разработана система подбора и найма персонала для государственного управления, которая учитывает оба принципа. Хотелось бы отметить, что, например, для Германии характерна специализация государственного служащего, во Франции и Великобритании большее внимание уделяется умению государственного служащего выполнять как административные, так и технические специальные функции.
Для ЕС характерен подбор персонала путем проведения тестов, экзаменов, собеседований, а также при помощи посреднических организаций — агентств, за плату осуществляющих подбор необходимых специалистов. Особые традиции и формы сложились в отношении приема на работу служащих правительственного ранга. Так, в Великобритании все государственные служащие поделены на категории и группы. Английская система подбора кадров основана на умении человека творчески подойти к решению возникшей проблемы, а не просто владеть необходимым уровнем знаний. Набор служащих высшего ранга осуществляется Комиссией государственной службы, созданной еще в 1855 году. Экзамены и собеседования на замещение вакантных должностей проводятся по программам университетов Оксфорда и Кембриджа. Государственный служащий Великобритании должен обладать следующими качествами: высоким интеллектом, умением достигать результата и умением общаться с людьми.
В соответствии с законодательством Франции соискатель не может быть принят на государственную службу, если он: не имеет французского гражданства, не отвечает соответствующим моральным требованиям, нарушает законодательство о военной службе (кандидат должен либо пройти военную службу, либо быть освобожденным от нее). При приеме на государственную службу условия работы не оговариваются, так как они определяются нормативными актами, положения которых распространяются на всех государственных служащих соответствующей категории. На государственных служащих не распространяются нормы трудового законодательства.
Что касается системы оплаты труда государственных служащих, то она направлена на совмещение поддержки общего бюджетного равновесия и обеспечения мотивации служащих. Для стран Европы характерна значительная дифференциация оплаты труда в соответствии с должностью и государственным органом. В Германии материальное благосостояние служащих состоит из оклада, территориальной надбавки, надбавок на детей, за выслугу лет и за звание. Размеры, динамика и структура выплат определяются специальным законом. Во Франции определение сетки индексации заработной платы не менялось с 1948 года и связано с понятием валовый индекс (IB — indice brut). Валовый индекс позволяет сопоставлять структуры прохождения службы согласно контингентам государственных служащих Франции.
Хорошо известно утверждение Сократа: «В государстве должна править не бестолковая масса, а хорошо, отлично знающие свое дело люди». В большинстве стран Европы применяется данный принцип и профессиональная подготовка, и переподготовка государственных служащих занимает доминирующее место в государственной кадровой политике. Прием на государственную службу и дальнейшее продвижение по ней неразрывно связаны с непрерывным обучением служащих и совершенствованием их уровня знаний и подготовки. Так, результаты обучения государственных служащих являются обязательным условием как для продвижения по службе, так и для присвоения очередного ранга, звания, повышения заработной платы и т.д.
Во многих европейских странах созданы специальные программы подготовки кадров для государственной службы, соответствующие единому стандарту и получившие название Master of Public Administration (магистр государственного управления). При этом, несмотря на схожую политику подготовки и переподготовки государственных служащих в разных странах ЕС, имеются и существенные отличия. Так, на государственную политику подготовки и переподготовки государственных служащих влияет ряд факторов, в частности: размер территории государства (в некоторых странах в силу их небольшой территории система профессионального обучения менее диверсифицирована), уровень благосостояния населения и т.д.
В странах ЕС профессиональное обучение государственных служащих реализуется либо через существующие образовательные учреждения на специальных курсах, либо в специализированных образовательных учреждениях, созданных специально для реализации политики ЕС в сфере государственного управления. Во многих европейских странах главным учебным заведением по подготовке госслужащих (а в некоторых случаях и для приема на службу) является национальная школа, институт либо колледж государственного управления. Примерами таких учреждений являются Колледж государственной службы в Великобритании, ENA, CNFPT (обеспечивает региональную подготовку служащих органов самоуправления) во Франции, Датский колледж управления (DSPA) в Дании, Институт государственного управления (IPA) в Ирландии.
Прогрессивный опыт стран ЕС свидетельствует о том, что эффективная организация государственной службы является залогом успешной реализации государственной политики, так как государственная служба — это способ реализации функций социального государства путем совмещения личных, групповых и государственных интересов. Современные государства, достигшие высокого уровня экономического развития и социального обеспечения и в то же время соблюдающие демократические стандарты, гарантии и права человека, не могли бы обеспечить достижение этих целей без последовательного и эффективного развития профессиональной государственной службы.