Курсовая теория Гуманитарные науки Социальная работа

Курсовая теория на тему Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА В РОССИИ 5

1.1. Понятие и причины сиротства в России 5

1.2. Динамика числа детей-сирот в России и ее последствия 13

Вывод по первой главе 15

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 16

2.1. Нормативно-правовое обеспечение статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ 16

2.2. Способы защиты прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 19

Вывод по второй главе 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Социальная защита детей, оставшихся без родителей и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их правового статуса является одной из важнейших задач страны и общества. Многие дети – сироты не знают, в нестоящее время, своих прав и льгот, которыми их обеспечивает государство. Именно поэтому рассматриваемая нами тема исследования актуальна.

Современные исследователи выделяют несколько этапов становления и развития социального призрения детей в России [16, стр. 5-7].

Первый этап – этап зарождения социальной помощи, призрения в древних славянских общинах.

Второй этап. Начиная с X века, на Руси разрушаются родоплеменные отношения. Связан данный этап с периода крещения Владимира I и второй половины XII века – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.

Третий этап. С начала XVII века до реформы 1861 года. В этот период происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения.

Четвертый этап. С 60-х годов XIX века до начала XX века. После эпохи Петра I и Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы, общественные филантропические организации.

Пятый этап. С 1917 года до 90-х годов XX века. Переломным моментом в развитии системы призрения и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате переворота резко возросло. В начале 90-х гг. были приняты и начали реализовываться большие социальные программы. В 1991 году в России был официально введен институт социальной педагогики.

В рамках рассматриваемой темы были изучены и проанализированы научные труды специалистов социологии, разрабатывающих вопросы защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как Е.В. Бадаловой, Б.А. Ершова, В.А., Галагузова, Е.М. Глянц, К.С. Дзюбан, В.И. Жукова, Т.С. Зубковой, Л.В. Кравцовой, М.С. Мартыновой, П.В. Нуриловой, О.В. Пелипейченко, Ю.П. Присяжнюк, Е. М. Рыбинского, Е.А. Супониной, Е.В. Герасимовой, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова.

Объект исследования: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: нормативно-правовое обеспечение статуса детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

Цель исследования: изучить правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами исследования являются:

— определить понятие и причины сиротства в России;

— рассмотреть динамику количества детей-сирот в России;

— изучить нормативно-правовое обеспечение статуса детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей и выявить основные способы защиты.

Методологическую основу проводимого нами исследования формируют общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, дедукция, а также частно-научные методы: формально-юридический, исторический и системный подход.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют понять правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что социальным педагогам лучше ориентироваться в выборе мер поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе проведения комплексного исследования для решения основных задач можно сделать следующие выводы:

Проблема социального сиротства становится сегодня еще более острой и актуальной, несмотря на то, что количество детей-сирот не уменьшается фактически, а вопрос социального сиротства становится всё более актуальным.

Детский дом как социально-политическая проблема актуализируется в конкретных исторических условиях, при определенных экономических и политических предпосылках. Масштабы сиротства в современной России, пределы и характер его влияния на социальную сферу общества позволяют констатировать, что сегодня это общенациональная проблема.

Кризис современной семьи, по мнению экспертов, негативно сказался на состоянии детства в стране, что привело к росту социальных сирот и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые их переупаковка стала проблемой.

Существует широкий спектр причин детских болезней. Среди значимых факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, увеличение числа разводов и числа неполных семей, асоциальный образ жизни в ряде семей, снижение уровня жизни, ухудшение условий содержания детей, увеличение психоэмоциональной перегрузки взрослого населения, что непосредственно сказывается на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и домах.

В настоящее время на государственном уровне принимаются меры по выходу из сложившейся ситуации. Ведется активная работа по внедрению новых форм благотворительности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — семейный детский дом, приемная семья, патронатная семья. Ребенок, воспитывающийся в интернате, лишен многих вещей, которые есть у обычных детей и без которых немыслимо полноценное развитие и развитие как личности.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью.

Воспитанные в государственных учреждениях часто повторяют судьбу своих родителей, лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства, поэтому с теоретической точки зрения социальная работа не удовлетворяет потребности социальных льготников в работе с детьми — детей-сирот и детей, потерявших родителей, и в дальнейшей работе необходима также разработка специальной подготовки таких социальных работников, деятельность которых будет направлена непосредственно на работу с данной категорией детей.

Усилия специалистов, практически решающих проблемы семьи и детей, обеспечивающих выживание детей-сирот, необходимо подкреплять соответствующими мерами социальной политики. Задачей общества в этой ситуации является интеграция детей в общество, обеспечение их жизненно важными навыками, которые облегчат процесс социализации.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами социального сиротства как актуального явления в современной общественно-политической практике являются недостаточная работа по организации воспитательного и психолого-педагогического процесса, а усилия профессиональных работников нуждаются в подкреплении соответствующими социальными меры политики.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СИРОТСТВА В РОССИИ

1.1. Понятие и причины сиротства в России

Сегодня сироты — важная проблема современной России, влияющая на политику в нашей стране, а также на мировоззрение общества.

Это в основном означает необходимость улучшения текущей социально-экономической ситуации нашей страны [8, с. 21]. В толковом русском словаре И. Ожегов говорит о понятии «детский дом» как о «одиночестве, состоянии сироты» [4, с. 32].

В справочнике социальных работников определен термин «сирота» — социальная терминология, отражающая положение детей без родителей — т.е. сирота — это ребенок, который постоянно или временно находится вне семейной среды, то есть ребенок, который имеет право на оказание помощи и защиты государством [6, с. 121].

Дети-сироты, как педагогический термин, являются социальным явлением, характеризующим образ жизни несовершеннолетних оставшихся без опеки родителей [4, с. 29].

Наиболее ясное определение понятия «сироты» и «дети, оставленные без опеки родителей», дано в Федеральном Законе. Федеральный закон «О дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей» от 21.12.1996 г. Статья 159 Федерального закона устанавливает категорию детей:

— сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умер один или оба родителя;

— дети, оставшиеся без попечения родителей — это лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения обоих родителей или одного родителя в связи с ограничением родительских прав, лишением родительских прав, признанием родительской недееспособности (ограниченной дееспособности), безвестно отсутствующими, родителей, отбывающих наказание в учреждениях в виде лишения свободы, объявления смертной казни;

— лица из разряда детей, оставшихся без родителей, детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет. В возрасте до 18 лет один из родителей или оба родителя умерли или остались без попечения обоих родителей или одного родителя. Эта категория лиц обладает правом на дополнительную социальную поддержку [20, 5-7].

По словам Д.В. Волкова, Г.М. Погореловой, на социально-сиротные семьи в России влияют следующие факторы [3, с. 6]:

— осложнение проблемы детского обращения в семьях;

— повышение числа социально-сиротных семей;

— медленный, однако стабильный, рост числа оставшихся без опеки родителей и сирот-сирот;

— недостаточно быстрый приём решений органов опеки, попечительства и надзора за воспитанием, дальнейшим судьбой и временным устройством проживания детей;

— слабая профилактика проблемы социального сиротства;

— сокращение или отмена социальных пособий;

— рост криминогенных факторов в подростковой среде.

Э.А. Тюгашев, в своей научной работе выделяет тип социальных сирот. Данные дети отправляются в детские дома несмотря на то, что имеют живых биологических родителей. К сожалению, родители данных детей пренебрегают своими обязанностями и не заботятся о своих детях, не воспитывают. Как правило у данных биологических родителей есть права на данных детей, однако они не осуществляют должный надзор за своими детьми и не заботятся о них [22, стр. 52].

Интересно, по признаку социального сиротства Э.А. Тюгашев говорит нам о «скрытых» социальных сиротах. Под данным термином автор подразумевает явление, когда в семьях меняется отношение родителей к детям от должного, заботливого, до вытесняющего ребенка из семейной среды. Именно данное «вытеснение» несовершеннолетних из семьи и приводит к увеличению беспризорности в подростковой среде. Таким образом, автор классифицирует детей-сирот как социальное понятие и социальное явление [5, стр. 239].

Чтобы лучше понять и решить проблемы сиротства, необходимо исследовать источники сиротства, причины возникновения явления на современной территории России. Истоками сиротства в России можно назвать времена войн. Однако XXI век является наиболее спокойным веком за всю историю мира, наступила определенная стабильность! В виду вышеизложенного, целесообразно отметить, что в настоящее время важно говорить о причинах сиротства, нежели о процентах детей, оставшихся без попечения родителей.

Предусматривается, что социальное сиротство коренится одной из важнейших особенностей современного мира — процессом урбанизации. Процесс укрупнения городов порождает ускорение процесса женской эмансипации, меняется нравственная политика общества, в семье «умирает» патриархат, мужчины и женщины меняются своими социальными ролями. Также важно отметить, что женщины, взяв большой груз мужской ответственности на свои плечи, не только забывают о роли матери, отвергая ребенка, но и перенимают ряд пороков, свойственных с древнейших времен сильному полу: преступность, наркомания, алкоголизм [14, с. 68]

Интересна точка зрения Б.П. Присяжнюк, выявляющего социальное сиротство как многоаспектное явлениями. Автор называет следующие причины социального сиротства [16, с. 3-8]:

— самовольное оставление матерью несовершеннолетних детей (оставление новорожденного в родильном доме, отказ от новорожденного);

— принудительное изъятие ребенка из семьи, когда родителей лишают родительских прав в целях защиты интересов ребенка (антисоциальная ревизия жизни, бизнес-некомпетентность родителей);

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы