Курсовая теория на тему Правовой статус Центральной избирательной комиссии РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Общая характеристика избирательной системы и избирательного права 6
1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы в современной России 6
1.2. Становление и развитие избирательной системы России 22
2. Анализ правового статуса Центральной избирательной комиссии РФ 27
2.1 Понятие и особенности деятельности Центральной избирательной комиссии РФ 27
2.2 Правовой статус Центральной избирательной комиссии РФ 36
Заключение 45
Библиографический список 47
Введение:
В последнее десятилетие в условиях постепенного утверждения под-линных и свободных выборов депутатов и должностных лиц государ-ственных и муниципальных органов власти был опубликован ряд научных работ по электоральным и правовым вопросам.
Однако, несмотря на значительный объем исследований в области избирательного права и процесса решения проблемы избирательного процесса, круг его участников, их правовой статус, а также избирательные и процессуальные правоотношения как форма реализации конституцион-ных прав граждан в сфере формирования государственной власти пока не получили должного теоретического развития и надлежащего правового регулирования.
В частности, принципы, этапы и особенно избирательный процесс как наиболее массовый, политически значимый тип правового процесса требуют углубленного изучения и дополнительного законодательного ре-гулирования.
Значительный научно-практический интерес представляет изучение системы участников избирательного процесса, особенностей их право-субъектности, специфики правового статуса, функций и полномочий, взаи-модействия. Задачи модернизации избирательной системы Российской Фе-дерации, изложенные в посланиях Президента Российской Федерации В.В. Основные задачи путинского режима в Федеральном Собрании напрямую связаны с совершенствованием как избирательного процесса, так и право-вого статуса его участников. Важность вышеуказанных проблем определя-ет актуальность изучения избирательного права как одного из видов пра-ва.
Анализ норм Конституции Российской Федерации 1993 года, изби-рательного законодательства, регулирующего порядок проведения выбо-ров органов государственной и муниципальной власти, и практики прове-дения избирательных кампаний, позволяет сделать вывод, что категория «избирательное право и избирательный процесс» является наиболее мас-совым видом правового процесса, правовой формой реализации гражда-нами Российской Федерации, их объединениями активного и пассивного конституционного права на формирование представительных органов гос-ударственной власти и наделяет их в полной мере законами о выборах.
Избирательный процесс можно определить как политико-правовую деятельность граждан — избирателей и их объединений по формированию органов государственной власти и местного самоуправления, осуществля-емую посредством действий и процедур в порядке и сроки, предусмотрен-ные нормами избирательного законодательства.
Поскольку законодательство о выборах не дает юридического опре-деления понятия «избирательный процесс», представляется целесообраз-ным закрепить в нормативном порядке предложенное выше определение избирательного процесса путем внесения соответствующего дополнения в статью 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», посвященную основным терминам и понятиям избирательного права.
Содержание и направление избирательного процесса определяется его участниками, воля которых заключается в проведении избирательных мероприятий и процедур. На наш взгляд, участники избирательного про-цесса должны признавать субъектов избирательного права, реализовав-ших свою избирательную правосубъектность в избирательных правоот-ношениях, сложившихся в связи с формированием выборных органов гос-ударственной власти и должностных лиц.
Однако приходится признать, что до настоящего времени избира-тельное законодательство и правоприменительная практика значительно опережают теорию избирательного права.
Вопросы современного состояния избирательного права нашли от-ражение в работах таких известных ученых, как С. А. Авакьяна, О. Е. Ку-тафина, В. И. Лысенко, В. В. Маклакова, А.Е. Постникова, К.Ф. Шеремета, и многих других.
Объектом курсового исследования являются общественные отноше-ния, складывающиеся при реализации избирательного права.
Предмет исследования — нормы российского права, регулирующие понятие и система принципов российского избирательного права
Цель курсового исследования — анализ правового статуса Централь-ной избирательной комиссии РФ.
В соответствии с поставленной целью, определены следующие зада-чи:
— рассмотреть общую характеристику избирательной системы и из-бирательного права;
-проанализировать правовой статус Центральной избирательной ко-миссии РФ.
Цель и задачи исследования предопределили следующую структуру курсовой работы: введение, основная часть, включающая 2 главы, заклю-чение, список использованной литературы.
Заключение:
Самая важная возможность для граждан реализовать свою волю — это выбор и референдум. Они могут проводиться на федеральном, регио-нальном и местном уровнях. Для обеспечения этого процесса, для того чтобы сделать его более справедливым и честным, было сформировано право голоса. Закон предусматривает определенные гарантии, обязанно-сти и принципы, которым должны следовать все субъекты избирательного права.
В зависимости от позиций, с которых мы рассматриваем право голо-са, мы можем дать различные определения. Если говорить об этой концеп-ции как о правовом институте, то это совокупность норм, которые возни-кают в результате любых выборов. Это могут быть выборы депутатов, главы государства, формирование органов местного самоуправления или регионального законодательного органа. Если рассматривать его с точки зрения конкретного гражданина, то избирательное право — это реализация субъективного права этого гражданина. Она может быть выражена в ак-тивной форме (избирать тот или иной руководящий орган) или пассивной форме (избираться).
Сформированы основные положения, регулирующие применение избирательного законодательства. Давайте объясним основные положения в простой форме. Честность означает, что все граждане данного государ-ства могут сделать выбор, когда им исполнится 18 лет. Существуют неко-торые ограничения на некоторые должности (депутат может быть избран с 21 года, президент — с 35 лет и т.д.). Тайна голосования подразумевает, что никто не может знать о вашей воле при выборе без вашего согласия. Это осуществляется через закрытые кабинки. Равенство дает каждому человеку один голос, он не зависит от его имущественного, должностного положе-ния, пола, расы, национальности и других характеристик. Прямота указы-вает на то, что вы напрямую выбираете, например, главу государства. Существуют и другие положения, но они являются наиболее важными, от их выполнения зависит легитимность всего избирательного процесса. Для реализации этого права необходима система органов, которые в установ-ленном законом порядке могут проводить голосование. В целом, под из-бирательной системой понимается порядок проведения выборов в стране. Что это значит? Прежде всего, набор мер: выбор дня голосования (обяза-тельно выходного дня), подготовка бюллетеней (списка кандидатов или партий), уведомление избирателей и т.д.
Кроме того, формируется система избирательных комиссий. На бо-лее низком уровне это участковые избирательные комиссии (УИК), затем территориальные избирательные комиссии (ТИК). ЦИК, центральная из-бирательная комиссия, закрывает всю систему на самом высоком уровне. Вся информация о проведении голосования и избирательной системе по-ступает туда. Важность избирательного законодательства является основ-ным институтом демократического общества, раскрывающим волю граж-дан.
Только благодаря этому можно участвовать в жизни государства и формировать законодательные и исполнительные органы.
Только справедливая процедура позволяет властям стать популяр-ной и легитимной, которая поддерживается большинством населения.
Во всем мире существует множество различных механизмов для обеспечения того, чтобы граждане пользовались своими избирательными правами. Выбор избирательной системы и определение ее конкретных па-раметров основываются на особенностях развития политической культуры государства и его правовых традициях. Каждое суверенное государство имеет право на суверенную избирательную систему, обусловленную его историей, политической культурой и зрелостью политических институтов.
Политическое многообразие и непосредственное вовлечение граждан в политические процессы на данном этапе нашей истории не приведет к возвращению хаоса, а, наоборот, сделает государство сильнее и эффектив-нее.
Избирательная система как основа любого демократического госу-дарства должна обеспечить новый уровень участия политических сил в процессе государственного управления, заложив тем самым основу для дальнейшего устойчивого развития российской государственности.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика избирательной системы и избирательного права
1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы в современной России
Концепция избирательного права является основным положением избирательного законодательства, которое регулирует все действия участ-ников избирательного процесса.
Они определяют как правовые механизмы реализации конституци-онного права быть избранным и быть избранным, так и способ сбора го-лосов, контроль за избирательной деятельностью игроков в ходе реклам-ной кампании и уровень легитимности полученных результатов. Принци-пы избирательного права законодательно закреплены в Конституции, за-конодательных актах субъектов Федерации, а также в органах местного самоуправления. Примечательно, что нормы законодательства о выборах могут быть изменены (чаще всего это так), но общие правила их проведе-ния остаются неизменными .
Основные принципы избирательного права: — Всеобщее избиратель-ное право — установленное законом правило, в соответствии с которым гражданам Российской Федерации, достигшим 18-летнего возраста, предо-ставляются широкие возможности быть избранными и быть избранными в федеральные и региональные органы власти.
Данный принцип предполагает отсутствие ограничений на осуществ-ление основных конституционных прав и свобод по признаку пола, расы, национальности, социального происхождения или иным признакам. Ос-новные принципы избирательного права: — Равное избирательное право, в соответствии с которым все заинтересованные стороны — избиратели, пар-тии, кандидаты в депутаты, наблюдатели, избирательные комиссии — обес-печиваются равными правовыми возможностями и правовыми механизма-ми для осуществления своих полномочий в соответствии с Избирательным кодексом.
Это, прежде всего, означает, что ни одно заинтересованное лицо не может превышать своих должностных полномочий или лоббировать чу-жие интересы. Во-вторых, принципы избирательного права четко опреде-ляют основное правило: один голос, один бюллетень для голосования. Ни-кто не может голосовать больше одного раза, не говоря уже о запуске «карусели». В-третьих, конкуренты на выборах находятся в одинаковом положении, в том числе в отношении таких критериев, как честная финан-совая игра и информационная прозрачность.
Прямое голосование, в соответствии с которым поставить галочку в урну для голосования можно только сознательно, на основе независимого рационального выбора .
Российское избирательное право представляет собой относительно самостоятельное явление правовой действительности с достаточно слож-ной внутренней структурой, которая, скорее всего, станет объектом си-стемно-структурного анализа. В этом отношении содержание избиратель-ного права (система) выглядит как совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение составляющих его норм по отдельным внут-ренним «ячейкам», обусловленное различием их служебных функций в ча-сти реализации и защиты избирательных прав граждан.
Самое главное, что система избирательного права включает в себя общие и специфические компоненты. Критерием для их различения явля-ется объем составляющих их норм. Таким образом, общая часть объеди-няет нормы избирательного права, имеющие общее значение и влияющие на реализацию и защиту права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, независимо от вида и уровня реализации. Что касается специальной части, то она охватывает правила, касающиеся особых требований к организации и проведению различных избирательных действий, которые должны со-блюдаться только в случае конкретных видов выборов.
Избирательное право как система правовых норм имеет объективную и субъективную специфику. Если объективно (как конкретная совокупность правовых норм) избирательное право устанавливает порядок реализации, обеспечения и защиты конституционного права граждан избирать и быть избранными на федеральных, региональных и муниципальных выборах, то субъективно оно закрепляет принцип участия граждан в выборах на ос-нове всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном го-лосовании либо с использованием иных процедур, обеспечивающих сво-боду голосования.
В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права включают в себя отдельные правовые институты, под которыми можно понимать совокупность избирательного права, регулирующего различные комплексы отношений, связанных с реализацией избирательного права граждан, которые обособлены в рамках одной правовой нормы. Совокуп-ность институтов российского избирательного права определяется логикой правового регулирования механизмов реализации и защиты права граж-дан избирать и быть избранными в органы государственной и муници-пальной власти. В определенной степени это отражено в законодательстве о выборах, что обусловлено тем, что избирательное право и законодатель-ство о выборах взаимосвязаны по содержанию и форме и не могут суще-ствовать в полной изоляции. В то же время, экстраполировать систему из-бирательного законодательства, определяемую такими факторами, как субъективные мнения законодателей и утилитарные потребности право-применителей в удобстве, на внутреннюю структуру компонентов россий-ского избирательного права во всех отношениях неоправданно. Считается, что иерархия избирательных правовых норм должна основываться на субъектном составе правовых норм, который определяет необходимость соответствующего целого правового регулирования избирательных прав российских граждан..
Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает принципы избирательного права, субъекты избирательно-го права, финансовое обеспечение выборов, избирательный процесс, обес-печение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалова-ние действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, от-ветственность за нарушение избирательного законодательства. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государ-ственной власти, в органы государственной власти субъектов РФ и в орга-ны местного самоуправления. Каждый из этих институтов характеризуется достаточно сложным составом, представлен, как правило, весьма обшир-ным набором пединститутов и нередко проявляется вовне через правовые предписания различной отраслевой принадлежности. При этом следует учитывать, что система избирательного права еще не устоялась, находится в стадии активного становления, вследствие чего претерпевает заметные изменения, отражающиеся на появлении новых образующих ее элементов и наполнении традиционных разделов содержанием, отвечающим совре-менным потребностям формирования выборных демократических инсти-тутов. В частности, устойчивая тенденция роста числа избирательных спо-ров применительно ко всем видам выборов оказывает существенное влия-ние на институт обжалования в избирательном праве, что влечет появление новых субъектов права жалобы (избирательные комиссии, их члены), установление возможности инстанционного обжалования действий и ре-шений любых (за исключением Центральной избирательной комиссии РФ) избирательных комиссий независимо от уровня проводимых выборов, де-тальное ограничение сроков рассмотрения жалоб. В этом легко можно убедиться, если сравнить прежнее законодательство о выборах с положе-ниями Федерального закона об основных гарантиях.