Курсовая теория на тему Правовой режим фонда национального благосостояния: история и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. Порядок становления и развития Фонда национального
благосостояния 6
1.1. История создания Фонда национального благосостояния. 6
1.2. Порядок формирования Фонда национального благосостояния. 11
ГЛАВА 2. Актуальные проблемы управления Фондом национального
благосостояния и пути их решения. 16
2.1. Проблемы Фонда национального благосостояния. 16
2.2. Решение актуальных проблем Фонда национального благосостояния. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что как
известно, формирование доходов федерального бюджета Российской Федерации
характеризуется высокой зависимостью от цен на энергоносители, что негативно
сказывается на устойчивости государственных финансов в целом.
Суверенные фонды благосостояния
существуют уже более века, но с 2000 года их число резко возросло. С 2005 г. в
мире сформировано 40 суверенных фондов, которые, как правило, не участвуют при
формировании макроэкономической политики страны за исключением следующих
случаев: перечисление денежных средств в бюджет (в исключительных случаях) для
нужд центрального банка или при восстановлении платежного баланса.
Положительная тенденция
наращивания объема фондов в различных государствах наблюдалась в период 2003—2013
гг., при этом стремительные темпы преобладали в странах, получающих доход от
реализации на экспорт нефтепродуктов.
Вместе с тем распределение
фондов, сформированных за счет нефтегазовых доходов, выявило четкую зависимость
стран по географическому расположению добычи углеводородов. Высокая доля
сформированных суверенных фондов в странах Азии и Океании (98,31%) по сравнению
с другими мировыми сегментами обеспечивает значимую долю объемов прежде всего
за счет: КНР (фонды SAFE Investment Company, National Social Security Fund, China Investment Corporation, Africa Development,
Республики Сингапур (фонды GIC Private Limited,
Temasek Holdings),
Южной Кореи и Австралии (Australian Future Fund).
Российская Федерация переняла
опыт эффективного использования суверенных фондов других стран и создала на его
основе свою собственную систему, которая в результате трансформации прияла
форму Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ).
Так как ФНБ — это одно из
важнейших звеньев рыночной экономики, как и любой другой суверенный фонд, он
оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества.
Идея суверенного фонда
заключается в том, что в период экономического роста государства он
наполняется, а затем, в период экономического спада, служит дополнительным
источником денежных средств. Данная идея является достаточно обоснованной,
учитывая, что экономика любой развитой страны носит циклический характер, при
котором периоды роста сменяются кризисами.
Особенно актуальным
использование средств Фонда национального благосостояния стало в условиях
экономического кризиса 2020 года вследствие пандемии нового вируса и обвала
цены на нефть и резкого падения доходов от продажи природных ресурсов (в 1-ом
квартале 2019 года доходы от продажи сырой нефти, нефтепродуктов, природного
газа и сжиженного природного газа составили 63,3 млрд долларов, доходы за
аналогичный период 2020 года составили 47,7 млрд долларов, сокращение
составляет 15,6 млрд долларов).
Экономический кризис вызвал
падение рубля на 20%. Для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета
ЦБ РФ по указанию Минфина РФ продал номинированные в валюте средства Фонда
национального благосостояния.
С марта по июнь из ФНБ было
продано валюты на 803,9 млрд рублей, что позволило не только пополнить бюджет,
но и оказать поддержку курсу рубля, который с середины марта укрепился на 9 %
(курс доллара за апрель 2020 года — 75.2321руб., курс доллара за июнь 2020 года
– 69.2239руб.).
Объектом
исследования является фонд национального благосостояния.
Предмет исследования – правовой режим фонда национального
благосостояния: история и современность.
Целью исследования является правовой аспект развития фонда
национального благосостояния в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть историю создания
Фонда национального благосостояния; —
охарактеризовать порядок формирования Фонда национального благосостояния;
— выявить проблемы фонда
национального благосостояния;
— дать характеристику способам решения
актуальных проблем Фонда национального благосостояния.
Особенности структуры работы. Выбор структуры курсовой работы
обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью
исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами. Курсовая
работа состоит из следующих частей: введение, две главы, включающие четыре
параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
Стоит отметить, что весьма
проблематично определить конкретную функцию Фонда национального благосостояния
в экономике России в связи с многообразием направлений расходования средств.
Основываясь на данных анализа, можно сделать вывод о том, что роль ФНБ в экономике
нашей страны огромна. Он не только обеспечивает устойчивость пенсионной системы
РФ, но и служит базой для целого ряда инвестиционных проектов, а также
источником покрытия государственного дефицита.
В заключение следует отметить,
что при управлении Фондом национального благосостояния нужно учитывать опыт
формирования и расходования средств Резервного фонда.
1.Управление ФНБ, как и
Резервным фондом, осуществляется согласно консервативной инвестиционной
стратегии. Большая часть средств ФНБ размещена в иностранной валюте на
отдельных счетах по учету средств ФНБ в Банке России. При этом в структуре ФНБ
преобладают средства, размещенные на депозитах в ВЭБ.РФ и в ценных бумагах
российских эмитентов, связанных с реализацией самоокупаемых инфраструктурных
проектов. Тем не менее, доходность от управления средствами ФНБ, как ранее и в
Резервном фонде, ниже уровня инфляции, что ведет к обесценению средств фонда и
обосновывает необходимость пересмотра применяемой в настоящее время
инвестиционной стратегии.
2. Как и в случае с Резервным
фондом, доходы от управления ФНБ не поступают в него. До 1 февраля 2022 г. они
направляются на покрытие расходов федерального бюджета. Падение цен на нефть в
начале марта 2020 г. и возможность их сохранения на уровне ниже базовой цены
может привести к исключению нефтегазовых доходов из источников средств ФНБ в
текущем году. При этом стоит учесть, что одной из причин исчерпания средств
Резервного фонда стало снижение цен на нефть и исключение доходов от управления
фондом из источников его формирования.
3. Средства Резервного фонда
активно использовались в периоды макроэкономической нестабильности не только
для покрытия дефицита федерального бюджета, но и для поддержки
денежно-кредитной системы страны. Аналогично средства ФНБ размещаются в
системно значимых кредитных организациях для поддержки их финансовой
устойчивости в ущерб доходности от управления средствами фонда.
Данная мера в периоды кризисов
используется для сохранения требуемого объема ликвидности банковского сектора.
Однако практика показывает, что и в благоприятных экономических условиях
средства фонда, размещенные на депозитах в банках, имеют низкую доходность. На
них распространяется ряд льготных условий, который ведет к снижению доходов от
управления средствами ФНБ.
4. В период кризиса средства
Резервного фонда использовались на покрытие дефицита Фонда социального
страхования. При этом согласно БК РФ не предусматривалось использование средств
Резервного фонда на покрытие дефицитов внебюджетных фондов. Необходимость финансового
обеспечения мер, направленных на борьбу с пандемией и поддержку как физических,
так и юридических лиц, приводит не только к увеличению расходов федерального
бюджета, но и внебюджетных фондов. В итоге может возникнуть потребность
покрытия дефицита внебюджетных фондов за счет средств ФНБ.
Так, глава Счетной палаты
Алексей Кудрин уверен, что больше половины средств фонда может быть направлена
на устранение последствий безработицы и спада производства из-за пандемии
коронавируса. Как и в кризис 2009 г., суверенный фонд страны может помочь
решить непредвиденные задачи, требующие немедленного выполнения.
5. Стоит отметить положительный
момент в управлении средствами Резервного фонда. В период кризиса использование
средств Фонда позволило реализовать ряд стабилизационных мер без осуществления
дополнительных внешних заимствований. Представляется обоснованным расходование
средств ФНБ на устранение последствий кризиса, вызванных пандемией, поскольку в
данных обстоятельствах возможное отклонение от закрепленных законодательством
целей и правил использования средств фонда может рассматриваться как
необходимое решение, которое приведет к сокращению его объемов, но в то же
время предотвратит рост государственного долга.
При этом если ФНБ в дальнейшем
не будет активно пополняться за счет доходов от управления активами, то в
условиях сохранения низких цен на нефть он также может быть исчерпан.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Порядок
становления и развития Фонда национального благосостояния
1.1. История создания
Фонда национального благосостояния
Фонд национального
благосостояния представляет собой часть механизма социального обеспечения
пенсионеров в течении долгих лет. В России Фонд национального благосостояния
пополняется за счет сверхдоходов в федеральный бюджет от экспорта
углеводородов. Фактически он формируется из бюджетных денег для контроля и
стабилизации пенсионной системы и для финансового поддержания средств, которые
накопили граждане России на будущие пенсии. Бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации стабилизируется благодаря средствам Фонда национального
благосостояния.
В январе 2004 года в целях
стабилизации экономической ситуации в России был создан Стабилизационный фонд.
Ресурсы Фонда служили источником финансирования различных инвестиционных
проектов и обеспечивали устойчивость государственным финансам. [13, с.23]
В 2008 г. Стабилизационный фонд
был разделен на два самостоятельных фонда: Резервный фонд, который стал
аналогом Стабфонда, и Фонд национального благосостояния, предназначенный для
обеспечения устойчивости российской пенсионной системы. В этот период была сформулирована
новая концепция бюджетной политики, в основу которой легло разделение доходов
государственного бюджета на нефтегазовые и не нефтегазовые.
Управленческие функции фондом
возложены на Правительство России, Министерство Финансов и частично на
ЦентроБанк России.
Нефтегазовые доходы подлежали
обособленному учету и использованию. Предусматривалось, что ежегодно
федеральным законом о федеральном бюджете определяется нефтегазовый трансферт –
допустимая величина использования нефтегазовых доходов, устанавливаемая в
процентах к ВВП.
Планировалось последовательное
снижение его величины с уровня 6,1% ВВП в 2008 г. до 3,7 % в 2011 г. Данный
подход позволял ограничить зависимость бюджета от цен на нефть.
В июне 2017 г. Минфин России
выступил с предложением объединить Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния на базе ФНБ. Причиной объединения фондов считалось повышение
качества управления их средствами, хотя на практике изменения, вносимые в
законодательство, позволяли свободнее распоряжаться средствами данных фондов. [15,
с.11]
Изначально ФНБ создавался с
целью софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия
дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации. В итоге после исчерпания
средств Резервного фонда, ФНБ стал последним суверенным фондом, средства которого
могут использоваться также на покрытие дефицита федерального бюджета.
Федеральный закон, согласно которому объединение фондов должно было завершиться
к 1 февраля 2018 г., был подписан Президентом РФ уже 29 июля 2017 г. Данный
закон включал в себя ряд изменений, вносимых в БК РФ, согласно ему, вводилась
новая конструкция бюджетных правил. [13, с.27]
На 1 февраля 2018 года все
средства Резервного фонда были переведены в ФНБ. В результате финансовые
резервы РФ сконцентрировались в одном фонде, целями которого являются: —
сбалансирование существующей пенсионной системы — покрытие дефицита бюджета —
софинансирование пенсионных накоплений. Важным моментом является процесс
формирования.
Фонд национального
благосостояния – это государственный фонд России, который является значимой
частью системы пенсионного обеспечения россиян. Резервы Фонда формируются за
счет конъюнктурных нефтегазовых доходов и прибыли, получаемой от управления
собственными активами. Это своеобразная подушка безопасности для государства,
которая в случае значительного падения стоимости нефти поможет возместить
потерю доходов и исполнить взятые обязательства по обеспечению россиян
пенсионными выплатами.
Таким образом, основным
назначением ФНБ является поддержание устойчивости пенсионной системы РФ. К его
целям относятся:
— софинансирование формирования
пенсионных накоплений;
— поддержание сбалансированности
бюджета ПФР.
Средства Фонда предназначены для
обеспечения государственных потребностей в долгосрочной перспективе и покрытия
бюджетного дефицита Пенсионного фонда в случае снижения государственных
доходов. Их основное назначение – стабилизация экономики. В случае наступления
кризиса накопленные резервы помогут справиться с ситуацией и обеспечить граждан
пенсионными выплатами. [7, с.142]
Средствами, поступающими в ФНБ,
управляет Минфин РФ, отдельными полномочиями обладает Центробанк. Порядок
использования средств устанавливает Правительство РФ.
Государственной Думе и Совету
Федерации Правительство России ежегодно предоставляет отчет о доходах и расходах,
которые формируют бюджет Фонда национального благосостояния с экспорта нефти.
Ежеквартально предоставляется отчет о том, как формируются и используются
другие средства фонда.
Рассматриваемый Фонд формируется
в первую очередь на основе нефтегазовых доходов (рисунок 1).