Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правовой нигилизм и правовой идеализм как форма деформации правового сознания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие и причины деформации правового сознания. 6

1.1 Понятие деформации правового сознания. 6

1.2 Причины деформации. 10

1.3 Виды деформации. 15

Глава 2. Проблема правового нигилизма: причины и пути
преодоления. 18

2.1 Понятие правового нигилизма. 18

2.2 Преодоление правового нигилизма в современном обществе. 22

Глава 3. Правовой идеализм — оборотная сторона правового
нигилизма. 26

3.1 Понятие современного правового идеализма. 26

3.2 Форма проявления правового идеализма и пути его
преодоления. 28

Заключение. 31

Список
использованной литературы   34

  

Введение:

 

В настоящее время
современное общество тесно связано с необходимостью развития права, как
главного регулятора общественных отношений и построения правового государства.

Актуальность данной темы
состоит в том, что: такое явление, как деформация правового сознания, в
частности правовой нигилизм и идеализм своеобразны и находят своё отражение,
практически в каждом правовой семье. Им свойственно быстрота изменения и
приспособления к обстановке. Существует множество форм, сторон, граней их
конкретного проявления.

Цель научной работы:
рассмотрение вопросов о понятии правового нигилизма и правового идеализма,
изучение их происхождения, формы выражения, а также определение их влияния на
систему общественных отношений, как формы деформации правосознания.

Задачи работы:

1. Раскрытие и уточнение понятия
деформации правового сознания;

2. Анализ причин
деформации правосознания;

3. Рассмотрение видов
правового нигилизма;

4. Определение понятия
правового нигилизма;

5. Изучить преодоление
правового нигилизма в современном обществе;

6. Рассмотреть понятие
современного правового идеализма;

7. Выяснить форму
проявления правового идеализма и пути его преодоления.

Теоретической основой
исследования являются результаты научных исследований представителей
отечественной научной правовой практики. В частности, весомый вклад в изучении правового
нигилизма и правового идеализма осуществили Адамов А.Е., Алексеева Н.Л., Бурмистров
С.В., Гуревич А.А., Жвавый П. С., Иванов Б.В. Князев Д.А., Самигуллин В.К., Утарбеков
Ш.Г. и др.

Методы — анализ научной
литературы, обобщение, наблюдение, сравнение.

Практическая значимость,
состоит в том, что явные нарушения правовых актов и действующего
законодательства (умышленные или непреднамеренные), включают в себя немалый,
труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также административных,
гражданских и дисциплинарных проступков. Меркантильный уголовный криминал
наиболее опасный и жесткий вид правового нигилизма, приносящий неисчислимый
вред обществу – материальный, моральный, физический.

В качестве наиболее
важной и актуальной проблемы, можно выделить отношение людей и общества в целом
к праву, которое зачастую принимает крайне неоднозначные формы. От идеализма,
когда человек постигает необходимость и ценность права, до негативного
проявления, то есть нигилизма, когда он всецело его отвергает, полагая ненужным
и бесполезным. Отношение к праву, может быть основано на рациональном и
разумном подходах, а также на эмоциональном, появившимся под воздействием
каких-либо чувств, настроений или идей. На сегодняшний момент времени наиболее
остро выражается неуважительное, отрицательное, а порой и пренебрежительное
отношение людей к праву, приводящее к тому, что законы не исполняются, игнорируются
или вовсе откровенно нарушаются, то есть правовой нигилизм. Такая форма
деформации правосознания оказывает серьезное влияние на формирование
правосознания обширных масс населения, что, отрицательно отражается на
процессах развития экономики и юриспруденции.

Антитезой правового
нигилизма, может служить правовой идеализм, являющийся своеобразной переоценкой
функций права, чересчур идеализированное отношение к юридическим средствам,
вера в то, что приняв «верные» законы, возможно, решить все общественные
проблемы в обществе. Правовой нигилизм и правовой идеализм исходят из одних и
тех же проблем общества: искаженного правосознания, юридической безграмотности
и низкого уровня политико-правовой культуры.

На сегодняшний момент
проблемы правового нигилизма и идеализма, обусловлены, современными условиями
развития общества, а сферы, имеющиеся исследований, полностью не охвачены. В
основном данные исследования имеют фрагментарный характер, заключающийся не
изучении конкретных форм проявления данных феноменов и отсутствия комплексно-системного
подхода.

Структура работы. Работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Правовой нигилизм и правовой
идеализм являются негативными социально-правовыми феноменами и широко
распространились в правовой культуре, реальной жизни, правосознании людей,
законотворчестве, экономике, политике, общественной и государственной
деятельности. Существует множество граней, форм и сторон их конкретного
проявления. Практическая значимость, в первую очередь, проявляется в прямом
нарушении действующих правовых актов и законов, являющихся непреднамеренными
либо умышленными. Они составляют труднообозримый и огромный массив различных
уголовно наказуемых деяний и дисциплинарных, гражданских, административных
проступков. Правовой нигилизм и правовой идеализм выступают в качестве
аномалий, которые существуют в правовой сфере, составляют в правовой культуре
негативный пласт.

Правовой нигилизм часто
предстает как непризнание или отрицание правовых ценностей, праву отказывают в
его регулятивной возможности, ему противопоставляют другие социальные
регуляторы, а именно: мораль, религию, политику и так далее. Проводят
разграничение практического правового нигилизма и теоретического или
идеологического правового нигилизма, то есть его концептуального обоснования.
На личностном уровне проявляться правовой нигилизм может как образ действия,
состояние настроений, представлений, чувств, как линия поведения. К формам
правового нигилизма можно отнести: прямое нарушение нормативно- правовых актов
и законов; подмена законности целесообразностью; неисполнение юридических
обязанностей; отрицательное отношение к деятельности правоохранительных органов
и судов; нарушение прав человека. Считается, что правовой дилетантизм как
пренебрежительное отношение или незнание правовых ценностей является
разновидностью правового нигилизма. Среди причин, побудивших правовой нигилизм
в Российской Федерации называют:

 Исторические причины, которые связаны с
правовыми нормативами и

— Особенностями государственной власти;

— Отсутствие правовых демократических традиций;

— Несовершенство правоохранительной системы и судов;

— Распространение в решении конфликтов неправовых форм;

— Издержки правоохранительной и законодательной деятельности.

В качестве иной правовой
аномалии наряду с правовым нигилизмом выступает правовой идеализм или правовой
романтизм, который связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования.
Крайность правового идеализма – правовой фетишизм, представляющий собой
гипертрофированное понимание роли возможностей закона, правовых средств,
деятельности правоохранительных органов и судов. На стыке этих аномалий,
относящихся к правовой сфере как правовой идеализм и правовой нигилизм можно
обозначить специфическое образование, которое именуют правовой демагогией.
Среди форм, в которых проявляется правовая демагогия – необоснованные
предложения отменить закон или требования принять его; противопоставление
нормативно-правовых актов; акцент на права человека при полном игнорировании
различных других правовых ценностей; неконструктивная критика законов и
конституции; принятие декларативных неосуществимых государственных решений и
нормативно- правовых актов.

Поскольку правовое
сознание является главным объектом воздействия при правовом обучении и правовом
воспитании, методологически неизбежным становится не только анализ его сущности
и содержания, но и исследование возможных форм его искажения, а также факторов,
причин и условий дефектности правосознания. Выявление данных закономерностей
поможет установить дальнейшие ориентиры правовоспитательной работы, определить
тенденции правовой политики российского государства в данной сфере общественных
отношений. Выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин отмечал, что жизнью
человечества руководит слепое, корыстное, беспринципное и бессильное
правосознание. Образованные и необразованные круги народа одинаково не верят в
объективную ценность права и не уважают его предписаний; они видят в нем или
неприятное стеснение, или, в лучшем случае, — удобное средство для защиты и
нападения. Однако, правосознание — это система правовых чувств, идей, взглядов,
различных оценок, жизненных установок, которые выражают отношение людей к праву
в целом и к своим правам и обязанностям в частности.

Правосознание является
целостным духовным образованием и имеет сложную структуру — правовую идеологию
и правовую психологию. Обоснованная классификация деформаций и дефектов
правосознания индивида предложена Г.В. Назаренко. Ученый выделяет в качестве
самостоятельного вида профессиональные деформации правосознания, в числе
которых называет репрессивные и криминальные деформации. Среди наиболее
распространенных дефектов правового сознания можно назвать правовой нигилизм,
правовой идеализм, правовой релятивизм и правовой инфантилизм. Самой тяжелой
формой деформации является его перерождение в преступную форму.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и
причины деформации правового сознания 1.1 Понятие деформации правового
сознания Правосознанием
является мерилом отношения индивида к сложившемуся праву, его чувств, взглядов
и оценок, а также его личные желания по доработке и изменению этого самого
права и других правовых явлений. Именно правосознание во многом определяет
поведение людей в общественной жизни и в проблемных моментах его правового
бытия. Становление правосознания в России можно разделить на три этапа:
дореволюционный, советский и современный периоды. В дореволюционный период власть
предстает в виде патриархальной формы. Отношение людей к власти воспринималось как
справедливое, отеческое «царь-батюшка», она была стержнем общественной жизни[1].
На Руси в сознании людей нравственные права всегда были приоритетнее писаных
законов. В общем и целом, потребность людей в праве на этом этапе практически
отсутствовала, а само право воспринималось только как средство достижения нравственно-религиозных
ценностей, как в языческий, так и в христианский периоды. Из этого следовало
небрежное отношение людей к юридическим законам и правам, в особенности при
противоречии этих законов нравственным. Жизнь в общине поглощала человека как
личность. Община отрицала инициативу и предприимчивость. Коллектив заглушал
личность, при этом между индивидом и обществом не было сильных разногласий.

В
России веками власть носила авторитарный характер, поэтому в обществе всегда
существовала идея свободы и называлась желанием «воли», она не подразумевала
изменение общественного порядка, включению свободы в общественные институты, а
выражалась в личном стремлении побега от общества, проявляющаяся в свободе
только для себя и бесчувственности к свободе других, что приводило к своеволию и
анархии. Из этого следует вывод, что народ относился к власти как к
насильственной силе. Поэтому за ослаблением государственной власти следовало смутное
время, беспорядки и разгул преступности. Говоря о советском этапе становления
правосознания нужно отметить, что Февральская революция 1917 года стала
разрушительницей царской власти, при этом она не способствовала развитию
политико-правовой культуры, а также не привела к созданию нового государственного
строя, породив распространение беззакония.

Октябрьская
революция и создание советской системы перевернули устоявшиеся традиции.
Религию заменил атеизм, а единство – диктатура пролетариата и классовая борьба.
Укрепление власти достигалось нивелированием сознания людей, их уравниванием.
Правление КПСС характеризовалось требованиями безусловного соблюдения законов,
но по факту любое решение партийного органа было превыше закона. Можно сказать,
что в советский период правосознание народа не развивалось и даже всячески подавлялось[2].
Людям внушали идеи общественного равенства, для достижения наивысшей цели, при этом,
существовал привилегированный слой, который заострял внимание на неравенстве
большинства населения.

Современный
этап развития правосознания характеризуется новым периодом культурно-правового
развития, основными ценностями которого являются права и свободы гражданина,
закрепленные в конституции. Важнейшей характеристикой правосознания на
современном этапе является уважение к праву и законам, вошедшие в образ жизни
граждан России, но одновременно с ними, также существуют группы людей,
пренебрежительно относящиеся к законам. Народу, знать законы своего государства
–необходимо. Так как их знание входит в правовую культуру. В современной
России, которая характеризуется развитием правового нигилизма, знание законов
определенными людьми может быть даже опасным, поскольку, имеющие хорошую
юридическую подготовку люди, могут применять свои знания в корыстных целях.
Такому поведению способствует общая социальная обстановка в стране. Правовой
нигилизм присутствует в жизни россиян довольно давно и можно сказать, присущ
традиционно. Социологические исследования в наше время показывают, что около половины
взрослых граждан России к праву и закону имеют отчужденную, настороженную
позицию. Что приводит к деформации правосознания

Правосознание
выражает оценку правовых феноменов – права, правопорядка, законности,
правотворчества, правосудия, состояния преступности, деятельности
правоохранительных органов и других аспектов правовой жизни общества[3].
Это дает основание для такого его определения: правосознание – это теоретическое
и эмоционально-ценностное понимание идей о существующем или желаемом
государстве, о праве и правосудии, которые господствуют в конкретном обществе,
выраженное в совокупности чувств, переживаний, знаний, определяемых политическими
ценностями и интересами. Правосознание тесно связано с политическим сознанием и
нравственным.

Правосознание
является сложной социально-правовой категорией, играющей важную роль в
механизме регуляции поведения личности в юридически значимых ситуациях. Так,
посредством правосознания происходит теоретическое и практическое освоение
правовой действительности, формируются навыки, установки и, в конечном счете,
готовность к их использованию в реальных правовых отношениях.

О
правосознании можно говорить на уровне отдельного индивида, группы людей,
объединенных по какому-либо социальному или социально-психологическому
признаку, на уровне правосознания и правовой культуры целого общества.

Сознание
как форма отражения действительности – неотъемлемая характеристика человека,
группы, общества. Поэтому и правосознание как форма индивидуального или
общественного сознания органически присутствует в системе отношений
личности/группы/общества, когда в обществе возникает право. Другой вопрос, что
правосознание может быть разной степени развитости, может быть незрелым,
слабым, подавленным, адекватным или деформированным.

По
уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое,
профессиональное и обыденное.

Н.И.
Матузов и А.В. Малько в структуре правосознания выделяют идеологическую и
психологическую составляющие[4].
Идеологическая сторона представляет собой систему правовых идей, взглядов,
теорий, воззрений, доктрин. Общая правовая идеология оказывает влияние на
сознание, поведение, образ жизни людей в обществе. Психологическая компонента
включает индивидуальные и коллективные чувства, эмоции, настроения индивида,
связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Таким
образом, через категорию правосознания взаимосвязываются юридические и
социально- и индивидуально-психологические стороны общественной жизни.

Правосознание,
с одной стороны, содержит в себе оценку объективной действительности с точки
зрения правовых категорий, а с другой – позволяет моделировать и прогнозировать
систему права, его реализацию, создает ценностно-нормативную ориентацию
деятельности людей. В отличие от системы права и системы законодательства,
которые могут изменяться в относительно короткие сроки, правосознания и
правовая культура не могут подвергаться быстрым переменам. Правосознание,
наряду с динамизмом обладает сопротивляемостью новым идеям и принципам. Это
должно учитываться при формировании и реализации государственной политики по
повышению уровня правосознания в российском обществе.

Правосознание
является составной частью правовой культуры как этики взаимоотношений субъектов
общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами[5].

Правосознание
индивида – не врожденное образование, оно формируется в ходе его социализации,
в зависимости от влияния разнообразных общественных институтов, социальных
идей, преломленных сквозь призму жизненного опыта. [1] Зарецкий А. М., Долгих Ф. Г.
Теория государства и права. Учебник. М: Издательский дом Университета
"Синергия". 2018. с. 152 [2] Алексеева Н.Л. Правосознание как
сложный интеллектуально-эмоционально-волевой процесс // Социально-экономические
исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. – 2016. –
№ 11. – С. 161-165. [3] Князев Д.А. Правосознание человека
и гражданина как основополагающая гарантия обеспечения законности и
правопорядка в обществе // Вестник Хакасского государственного университета им.
Н.Ф. Катанова. – 2017. – № 19. – С. 111-113. [4] Малько А. В. Теория государства и
права. Учебник. М: КноРус, 2020. с. 46 [5] Сараев Н.В. К вопросу о
взаимосвязи законности и формирования правосознания современного российского
общества / Н.В. Сараев, Ю.О. Борозинец // Северо-Кавказский юридический
вестник. – 2019. – № 4. – С. 53-56.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА В
ОБЩЕСТВА.. 5

1.1. Деформация правового сознания. 5

1.2.Понятие правового нигилизма. 9

1.3. Преодоление правового нигилизма в современном
обществе. 15

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ – ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ПРАВОВОГО
НИГИЛИЗМА.. 18

2.1. Понятие современного правового идеализма. 18

2.2. Формы проявления правового идеализма и пути его
преодоления. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

  

Введение:

 

Развитие современного общества неразрывно связано с
необходимостью развития права как главного регулятора общественных отношений и
построения правового государства.

Конституция 1993 года провозгласила Российскую
Федерацию правовым государством. "Российская Федерация — Россия —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления"[1].

Но в настоящее время оно еще не реализовано на
практике, то есть государство пока не является той политической властью,
которая признает безусловное верховенство права, общее для всех членов
общества, учитывает их интересы, обеспечивает защиту прав и свобод. И эта
ситуация характерна не только для России, где она более острая и очевидная в
связи с еще "молодой" демократией, так или иначе проявляется в других
странах.

Причины этого явления связаны, прежде всего, с уровнем
развития правовой культуры в обществе и особенностями правосознания, которые
оказывают существенное влияние на организацию общественной жизни. Самой важной
и насущной в этом отношении является проблема отношения людей к закону, которая
порой принимает крайне противоположные формы.

Отношение к закону может быть основано на разумном и
рациональном или эмоциональном подходе, возникающем под влиянием некоторых
идей, чувств или ощущений. В настоящее время негативное, неуважительное, порой
даже пренебрежительное отношение людей к закону обостряется, что приводит к
тому, что законы игнорируются, не исполняются и открыто нарушаются. Это явление
называется юридическим нигилизмом.

Это оказывает серьезное влияние на формирование
правосознания широкой общественности, что, в свою очередь, отрицательно влияет
на процессы экономического и правоведческого развития. Противоположностью
правового нигилизма является правовой идеализм, своего рода завышение
возможностей права, чрезмерно идеализированное отношение к правовым средствам,
убежденность в том, что, приняв "правильные" законы, мы сможем решить
все социальные проблемы общества. Правовой нигилизм и правовой идеализм
проистекают из одних и тех же проблем общества: низкого уровня политической и
правовой культуры, искаженного правового сознания и правовой неграмотности.

В настоящее время проблемы правового нигилизма и
правового идеализма, особенно те, которые порождены современными условиями, не
в полной мере охвачены имеющимися в настоящее время исследованиями. По большей
части эти исследования носят фрагментарный характер, в них отсутствует
комплексный системный подход и изучение конкретных форм проявления этих
явлений. Более того, по ряду вопросов представители юридической науки не имеют
единой точки зрения на эти явления, а иногда их мнения радикально расходятся.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов о
понятии правового нигилизма и правового идеализма, изучение их происхождения,
форм выражения, а затем определение их влияния на систему общественных
отношений и способов борьбы с этими формами деформации правосознания.

Цели, которые определяются целью работы, таковы:

· распространение и разъяснение основных
концепций, характеризующих эти явления;

· анализируя его происхождение;

· рассмотрение форм проявления юридического
нигилизма и юридического идеализма;

· Идентификация связи между правовым
нигилизмом и правовым идеализмом;

· выявить их негативное влияние и пути его
преодоления.

Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, пяти параграфов и заключения. [1] Конституция Российской Федерации
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Система Консультант Плюс.
[Электронный ресурс].

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог своей работе, я хочу подытожить все вышесказанное
и сделать некоторые выводы:

Поэтому правовой нигилизм и правовой идеализм — это
явления, разрабатываемые и реализуемые обществом и государством, а основной
причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать государство.
Это подтверждается следующими фактами:

— Главную роль в формировании общественных отношений
играет государство;

— Государство напрямую связано с законом и всем, что с
ним связано;

— Правовой нигилизм (неадекватное восприятие права) —
это элемент, возникающий как следствие общественных отношений (точнее, их
неадекватного правового регулирования государством);

— исторический анализ российского нигилизма вообще и
юридического нигилизма в частности.

У нас есть правовой нигилизм и правовой идеализм, и
государство как их источник. А для того, чтобы основательно бороться с этими
явлениями, необходимо пересмотреть всю систему отношений государства с
обществом, изменить правовое сознание около ста миллионов человек и уничтожить
различные человеческие пороки.

Искоренение правового нигилизма в современном обществе
похоже на идею создания правового государства и гражданского общества: это
невозможно, но необходимо стремиться к этому и предпринимать необходимые шаги в
этом направлении.

Таким образом, изучив правовой нигилизм и идеализм,
рассмотрев формы их выражения и уровни их распространения, мы убеждены, что
такое явление, как правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и
среди населения не знает границ, поэтому его называют анархией, потому что его
проявления можно увидеть практически везде и во всех местах. Причины его
распространения можно проследить в истории нашего государства. Борьба с ней
традиционными методами неэффективна и непродуктивна; необходимы чрезвычайные и
продуманные меры.

Факторы преодоления правового нигилизма — это
длительный процесс, предполагающий изменение объективных условий жизни
общества, целенаправленную идеологическую и организационную работу, реализацию
комплекса специальных правовых мер. В концентрированной форме эти меры должны
быть направлены на создание качественно обновленной социально-правовой среды и
утверждение веры людей в закон.

Повышение доверия к закону имеет большое значение для
преодоления правового нигилизма и укрепления доверия граждан к закону. Изучение
проблемы показывает, что доверие граждан к закону может быть достигнуто, если
закон:

1) Она соответствует понятиям справедливости,
принимается консенсусом и, следовательно, учитывает интересы больших групп
людей;

2) не имеет отклонений от передовых нравственных
взглядов и принципов, прогрессивных национально-исторических традиций,
соответствует уровню культуры, достигнутому в обществе;

3) имеет соответствующую
организационную и материальную поддержку и соответствует международным правовым
стандартам

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМА В ОБЩЕСТВА

1.1. Деформация правового сознания

Деформация (от латинского deformatio — искажение)
правосознания подразумевает первоначальный запас правовых взглядов, знаний и
установок, которые в силу различных причин становились другими, неправовыми
конструкциями или оставались правовыми лишь номинально или частично[1].

Криминальная совесть — это совесть, которая несет в
себе фундаментальное отрицание изначальной идеи закона. Как и любое другое
социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание,
формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах
или, наоборот, приобретать уродливый и чрезвычайно опасный характер.

Можно выделить несколько распространенных форм
деформации индивидуального правосознания.

Правовое инфантилизм — это низкий уровень правовой
сознательности, чувство ответственности за поведение в рамках закона,
несформированные и недостаточные правовые знания и установки, но при этом
высокий уровень стремления к результатам.

Причин столь ярко выраженного легального инфантилия, в
частности, в России, несколько. Юридический инфантилизм — это особенность
менталитета, уходящая корнями в прошлое, во времена крепостного права, когда не
надо было ни о чем думать. Все решалось повелителем или государем. В XX веке
при большевиках этот инфантилизм еще более усугублялся, любая инициатива
наказывалась, а теперь человек попадает в условия, от которых от него тоже мало
что зависит: реализация его прав часто полностью зависит от чиновника, который
разрешает или не разрешает такую реализацию, частое несоответствие между формой
закона и его содержанием, некоторые правовые нормы наполнены совершенно иным
содержанием, выгодным для конкретной группы.

Правовой нигилизм: отрицание ценностей правовых норм и
неуважение к закону. Неверие в то, что с помощью закона можно защитить свои
субъективные интересы. Феномен юридического нигилизма, несомненно, можно
отнести к наиболее распространенным и глубоко укоренившимся формам деформации
правосознания населения. Отрицание того, что требует закон, может происходить
как скрытно, так и открыто, и в каждом отдельном случае может быть мотивировано
различными соображениями.

Сегодня главной причиной юридического нигилизма
является знание людьми того, что законы не соблюдаются. Когда человек узнает о
преступлении, которое не было наказано, его вера в силу закона подрывается, и
он может в своих действиях вообще опуститься до состояния пренебрежения
законом.

Одной из причин широко распространенного нигилизма
можно считать очень запоздалое развитие представительных органов власти в
России (для сравнения: в Англии парламент начал функционировать уже в XIII
веке, в то время как в нашей стране — с начала XX века). В результате власть
имущие могут действовать без какого-либо контроля со стороны общества[2].

В советский период правовой нигилизм
"укрепился" в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как
не связанной и не ограниченной законами власти. В практике правоприменения
часто действовал принцип революционного правового нигилизма, позволявший
чиновникам создавать произвол. Тайные уставы, декларативный характер многих
законов, а также административные и репрессивные методы управления обществом
способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм уже был заложен в
самой конституции. Так, в статье 6 Конституции СССР 1977 года было закреплено,
что КПСС является ядром политической системы советского общества, ее
направляющей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не
могла и не должна подменять собой органы государственной власти. В современной
истории России правовой нигилизм также "закрепился" в результате
"войны законов" между Союзом и Русским центром, отсутствия
координации между представительными и исполнительными органами государства на
всех уровнях, отсутствия механизма принятия принятых законов, длительности
реформ, подмены законности целесообразностью[3].

Правовой фетишизм — это преувеличенное представление о
роли права, правовых средств в решении социально-экономических, политических и
других проблем. Например, некоторые граждане считают, что с помощью более
жесткого уголовного права преступление можно победить. В некоторых случаях
правящие элиты также подвергаются подобной деформации. Например, Петр I считал,
что с помощью "правильного" законодательства можно решить многие
социально-экономические проблемы России.

Однако это далеко не
так, потому что даже Монтескье отметил, что [1]
Венгеров А.
Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2013 – 376 с. [2]
Новиков А.
И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики.– М.: Юристъ, 2013 –
296 с. [3] Баранов В.М. Правосознание и
правовое воспитание // Общая теория права / под ред. В.К.
Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 482.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы