Курсовая теория на тему Правовое регулирование статуса краев, областей, городов федерального значения в конституционном законодательстве Российской Федерации и ее субъектов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 5
1.1 Понятие и структура
конституционно правового статуса субъекта Российской Федерации. 5
1.2 Содержание конституционно
правового статуса субъекта Российской Федерации. 9
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО
СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССТЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 17
2.1 Правовой статус краев, областей
составе Российской Федерации. 17
2.2 Правовой статус городов
федерального значения в составе Российской Федерации. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК.. 25
Введение:
Актуальность темы.
Субъект РФ – это государственно-территориальное образование, которое обладает и
реализует государственную власть на территории субъекта РФ. Статус субъекта РФ
составляют права, ответственность, обязанности, которые урегулированы
конституционно правовыми нормами. Можно рассматривать статус в узком и широком
смыслах. В широком смысле понимается взаимоотношение субъектов РФ со всеми
другими субъектами конституционного права. В узком смысле понимается
взаимоотношение субъекта РФ с федеральными органами государственной власти.
Особенный статус субъекта, то есть когда в определенной сфере общественных
отношений субъект наделен иными правами и обязанностями.
Стоит
отметить, что в Российской Федерации субъекты являются весьма разнообразными по
своему национальному, территориальному признаку, такого нет ни в одной стране
мира. И настолько не простое по своему составу федеративное государство всегда
вызывает интересы для изучения.
Цель данной
работы – изучить и проанализировать особенности конституционно-правового
статуса краев, областей и городов федерального значения в широком и узком
смысле.
Для
достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— дать понятие и рассмотреть структуру конституционно
правового статуса субъектов Российской Федерации;
— ознакомится с содержанием конституционно
правового статуса субъекта Российской Федерации;
— сложить представление р правовом статусе
краев, областей в РФ;
— исследовать особенности правового статуса
городов федерального значения РФ.
Для
решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и
синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация,
типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности,
изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический,
сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых
норм.
Объект исследования – общественные
отношения в области государственного строительства, которое основано на началах
федерализма, а также федеративные отношения в РФ.
Предмет исследования
– действующее российское законодательство, определяющее конституционно-правовой
статус субъектов РФ.
Нормативную базу исследования
составили такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ, Закон РФ от
15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон
от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации», Устав города Москвы и др.
Теоретическую основу работы
составили труды таких авторов как: Александров А. А., Безруков А. В., Краснов
Ю. К., Надвикова В. В., Шкатулла В. И., Бредихин А. Л., Кутафин О. Е. и др.
Поставленные
цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух
глав, четырех параграфов и заключения.
Заключение:
В
заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то
есть, были изучены особенности конституционно-правового статуса краев, областей
и городов федерального значения Российской Федерации в широком и узком смысле.
Для
достижения данной цели были решены следующие задачи:
— было дано понятие и изучена структура
конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации;
— ознакомились с содержанием конституционно
правового статуса субъектов Российской Федерации;
— рассмотрели правовой статус краев, областей
в РФ;
— исследовали особенности правового статуса городов
федерального значения РФ.
Субъект
Российской Федерации или сокращенно субъект федерации – название
территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Распределение
полномочий предметов и ведения между РФ и субъектами РФ выражает как
общегосударственные интересы, суверенитет страны, так и интересы субъектов,
обеспечивает целостность Российского государства и одновременно широкую
самостоятельность регионов.
У
областей, краев и городов федерального значения есть определенная учредительная
власть. Они имеют право принимать свои законы, уставы и другие нормативные правовые
акты, не противоречащие Конституции и законам РФ.
Продолжается
развитие статусов субъектов. Наблюдается тенденция к установлению их
однородности, что, в принципе, должно содействовать упрочению целостности
России при сохранении преимуществ федеративного устройства. Однако считаем, что
города федерального значения нуждаются в выделении в отдельный федеральный
закон с целью более точного раскрытия их конституционного статуса и положения
среди других субъектов РФ
Фрагмент текста работы:
ЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие и структура
конституционно правового статуса субъекта Российской Федерации Конституция
РФ опирается на необходимость сохранения исторически сформировавшегося
государственного единства, конституционного правопорядка и стабильности на всей
территории страны. В тоже время, учитывая определившиеся традиции и специфику
государственно-правового регулирования в этой области, ею допускаются
особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации, которые
связаны с факторами национального, исторического и другого характера. В
частности, такие особенности закреплены в ст. 66 Конституции РФ. Признание Главным
Законом страны наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных
субъектов Федерации не значит, что нарушаются принципы равноправия частей, составляющих
Федерацию, и тем более – наличия какой-либо иерархии в их статусах.
Конституционный
смысл понятия «статус субъекта Российской Федерации» исходит из системного
анализа положений Конституции РФ, главными из которых являются нормы, которые
сформулированы в ч. 1 ст. 5, где дается структурная характеристика РФ как
федеративного государства: Российская Федерация состоит из республик, областей,
краев, городов федерального значения, автономных округов, автономной области –
равноправных субъектов РФ.
Субъекты
Федерации, различаясь фактически, в конституционном отношении, в сущности,
являются одинаковыми. Понятие «субъект Российской Федерации», которое
применяется Главным Законом ко всем без исключения частям Федерации, таким
образом подчеркивает их единство и обращает внимание на то, что при сохранении
прежних государственно-правовых форм они получили новое качество, став
равноправными субъектами РФ[1].
Субъект Российской Федерации
или сокращенно субъект Федерации – название территориальной единицы верхнего
уровня в Российской Федерации.
Конституцией
РФ четко установлены виды субъектов Российской Федерации, которые могут
существовать в рамках федеративной системы. Названия субъектов имеют связь с
несколькими факторами, которые положены в основу их образования, и
предусматривают связанные с этим особенности[2].
На
сегодняшний день в России 85 субъектов,
из них это:
22
Республики;
46
областей;
9
Краев;
1
Автономная область;
4
Автономных округа;
3
города Федерального значения.
Основой
формирования субъектов РФ является национально-территориальный принцип.
В
данной работе нас интересуют, главным образом, такие субъекты как: края,
области и города федерального значения.
Формирование
национальных субъектов произошло на основе титульных наций. Территориальные
субъекты сформировались с учетом исторических традиций, специфики
экономического положения и особенностей географического.
Конституция
РФ наделила все субъекты РФ статусом государственных образований. Об этом
говорит присутствие у них собственного законодательства, элементов
учредительной власти, территориального верховенства, особых взаимоотношений с
федеральной властью. Если у обычных административно-территориальных единиц нет
правосубъектности именно в составе Федерации, то для субъектов характерна
природа государственных образований[3].
Субъекты
Российской Федерации равноправны. То есть, несмотря на видовые особенности, в
своей правоспособности они равны. Конечно, не приходится говорить о фактическом
равенстве вследствие различных финансовых обстановок, размера территории,
численности и состава населения и других различных факторов, но формальное
равенство, которое существует, дает возможность считать Россию симметричной
федерацией.
Также,
в ч. 4 ст. 5 Конституции РФ закреплено, что все субъекты Российской Федерации являются
равноправными между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти.
Там
же отмечается, что у республики есть своя конституция и законодательство. Область,
край, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют
свое законодательство и устав[4].
Из
смысла этого пункта вытекает, что законодателем, тем не менее, установлен
немного различный статус для республик и других типов субъектов Российской
Федерации. Во-первых, основной закон республики – это конституция, а во-вторых,
республика признается государством.
Проанализировав
Конституцию РФ можно сделать вывод, что в рамках российского федерализма
субъект Федерации также не обладает государственными признаками, в том числе
суверенитетом.
Конституция
РФ, основываясь на принципах равноправия субъектов РФ, определила для субъектов
Федерации одинаковые права, преимущественно это выражается в установлении
предметов ведения. Так, в ч. 2 ст. 72 Конституции РФ закреплено, что положения данной
статьи одинаково распространяются на области, республики, края, города
федерального значения, автономные округа, автономную область.
Государственная
самостоятельность субъектов РФ основывается на таких конституционных принципах как:
— равноправие субъектов РФ во
взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
— государственная целостность РФ;
— единство системы государственной власти;
— разграничение полномочий и предметов
ведения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
— самоопределение и равноправие народов в
РФ;
— верховенство на всей территории России Конституции
РФ и федеральных законов и др.
Основные
обязанности субъектов РФ заключаются в соблюдении Конституции РФ и законов,
пребывание в составе России. Значит, ответственность субъектов РФ наступает при
неисполнении ими федерального законодательства. По многим показателям ответственность
субъектов установлена в Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон №
184-ФЗ). Значительно усилены меры такой ответственности в отношении
региональных органов.
Таким
образом, рассмотрев основные подходы к элементам и сущности правового статуса
субъектов РФ, можно сделать вывод, что продолжается развитие статусов субъектов.
Наблюдается тенденция к установлению однородного их статуса, что должно
содействовать упрочению целостности России при сохранении преимуществ
федеративного устройства. [1]
Шахрай С.М. Конституционное
право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и
магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. — С. 153 [2]
Бредихин А.Л. Федеративная
система Российской Федерации: учебник. — М.: Самиздат, 2019. — С. 13 [3]
Безруков А.В. Конституционное
право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017.
С. — 70 [4]
См.: п. 2 ст. Конституции
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) – URL: http://www.pravo.gov.ru
(дата обращения 10.10.2020)