Курсовая теория на тему Правовое регулирование краудфандинговой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Краудфандинг:
теоретико-исторические основы.. 7
1.1. Понятие и история
развития краудфандинга. 7
1.2. Классификация
краутфандинговых отношений. 9
1.3. Отграничение
краудфандинга от краудинвестинга и краудлендинга. 12
2. Проблемные аспекты
правового регулирования краудфандинговой деятельности 16
2.1. Правовое
регулирование краудфандинга в некоторых государствах — членах Европейского
союза. 16
2.2. Анализ правового
регулирования краудфандинга. 18
2.3. Плюсы и минусы
федерального законодательства об краудфандинговых отношениях 25
Заключение. 29
Список литературы. 31
Введение:
Актуальность
изучаемой темы обусловлена следующими факторами.
Для
большинства пользователей сети Интернет понятие «краудфандинг» знакомо,
например, по деятельности такого электронного сервиса, как Kickstarter[1] —
сайта, созданного для привлечения денежных средств на реализацию творческих,
научных и производственных проектов, являющегося самой популярной
краудфандинговой платформой в мире.
Совершенно
очевидным видится тот факт, что для реализации и монетизации какой-либо идеи
(например, создания фильма, компьютерной игры, гаджета и так далее) требуются,
прежде всего, большие финансовые вложения, потребность в которых диктуется
издержками производства. Краудфандинговые платформы облегчают поиск средств для
множества новых проектов (стартапов), предлагая людям на добровольной основе
вкладывать деньги в интересующие их проекты. Тем самым, достигается
удовлетворение интересов всех участников данных отношений: талантливый деятель
за счет заинтересованности спонсоров может воплотить свои идеи в жизнь и
запустить собственный бизнес, а спонсоры получают тот продукт, за создание
которого внесли свои средства.
В
качестве доказательства актуальности краудфандинговых отношений можно привести
статистические данные, наглядно показывающие заинтересованность среди субъектов
рынка в подобной модели отношений.
В
качестве примера можно обозначить данные, приводимые деловым журналом для
предпринимателей Inc. Russia: так, общий объем вложений в уже упомянутый
Kickstarter по состоянию на 2018 г. составлял приблизительно $607 млн при 19
000 запущенных проектов. Что касается российских платформ, то здесь данные
более скромные, но тем не менее весьма показательные для российского
электронного рынка: на одной из крупнейших российских краудфандинговых
платформ, Planeta.ru, общий объем вложений — 194 млн руб. и около 3 000
краудфандинговых кампаний. При этом отмечается, что вплоть до 2017 г. объем
краудфандинговых сборов в России рос на 200 % ежегодно, а по итогам 2018 г.
общий объем рынка, с учетом вложений на всех площадках, экспертами оценивается
в более чем 14 млрд руб.[2]
С
учетом вышесказанного, поскольку краудфандинговые отношения в настоящее время
приобрели большую известность среди начинающих предпринимателей и
потребителей-спонсоров, нет сомнений в том, что краудфандинг на сегодняшний
день играет не последнюю роль в предпринимательских отношениях, в том числе в
рамках правового дискурса. Однако, несмотря на популярность в бизнес-среде,
краудфандинг является феноменом для современной правовой сферы —
законодательство, в частности российское, содержит множественные пробелы в
определении его юридической сущности.
Целью
данной курсовой работы является изучение правового регулирования
краудфандинговой деятельности.
Исходя
из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
—
рассмотреть понятие и историю развития краудфандинга;
—
изучить классификацию краутфандинговых отношений;
—
охарактеризовать правовое регулирование краудфандинга в некоторых государствах
— членах Европейского союза;
—
выявить особенности правового регулирования краудфандинга;
—
проанализировать плюсы и минусы федерального законодательства об
краудфандинговых отношениях.
Объектом данного исследования выступил институт
краудфандинга как правовая категория.
Предмет исследования составили нормы российского и
зарубежного законодательства, характеризующие краутфандинговые отношения.
Методология. Методологическое основание данного исследования составил
диалектико-материалистический метод познания объективной действительности,
благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии,
взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата
диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и
сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и
возможность» и др.
Формально-логический
метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов
выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
При помощи
системно-функционального и системно-структурного метода появилась возможность
рассмотреть изучаемую тему в разрезе
системного образования в структуре российского права, определить его
функциональное предназначение, внутреннюю сущность, системные связи его
элементов.
Теоретическая
значимость исследования состоит в сформулированных в данной курсовой
работы выводах и рассмотрении проблемных
вопросов, относительно краутфандинговых отношений.
Практическая
значимость работы заключается в возможности использования сформулированных
выводов в правоприменительной практике, кроме того, изложенные теоретические
определения и выводы могут быть использованы для подготовки изменений в
российском законодательстве в краутфандинговых отношениях, а также в лекционных
материалах, для дальнейшего написания теоретических работ в области
краутфандинга.
Методологическую
основу исследования составляют такие способы научного познания, как:
логический, системно-структурный, метод анализа и синтеза, метод обобщения и
сравнения, комплексного подхода, а также специальные научные методы: правовой,
сравнительно-правовой.
Структура
работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность
выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и шести параграфов, в которых
раскрывается сущность рассматриваемого в
данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка
использованной литературы, который содержит перечень материалов, использованных
при написании данной курсовой работы. [1] Kickstarter: Official site. URL:
https://www.kickstarter.com/ (accessed: 18.04.2021). [2] Камитдинов
Н. Стартап вскладчину. Что происходит в мире традиционного краудфандинга? 2019.
URL:
https://incrussia.ru/understand/startap-vskladchinu-chtoproishodit-v-mire-traditsionnogo-kraudfandinga/
(дата обращения: 18.04.2021).
Заключение:
Подводя
итог вышесказанному, следует отметить, что появление в российском
законодательстве специальных правовых норм, регулирующих краудфандинговые
отношения (в частности, краудинвестинг), говорит о значимости и перспективности
краудфандинга в предпринимательских отношениях, а также о необходимости
создания определенных правил рынка, которых должны придерживаться субъекты
краудфандинговой деятельности.
Таким
образом, на сегодняшний день интерес к краудфандингу возрастает не только со
стороны начинающих бизнесменов, потребителей и научного сообщества, но и со
стороны государства. В связи с постоянным развитием экономических отношений
появление правового регулирование является стимулирующим фактором развития
этого сектора, что должно привести к росту количества субъектов малого и
среднего предпринимательства.
Однако,
несмотря на кажущуюся простоту отношений, краудфандинговая деятельность может
содержать в себе множество угроз для добросовестных участников. Ощущение
незащищенности ввиду отсутствия четких правовых механизмов защиты может
насторожить потенциальных инвесторов и вынудить их отказаться от участия в
краудфандинге. Ввиду особых моделей взаимодействия в цифровом пространстве,
инвесторы несут на себе особые риски.
В
России многие показатели, необходимые для эффективного развития краудфандинга,
находятся на более низком уровне, чем в развитых зарубежных странах. В связи с
этим возникают дополнительные трудности для использования этого феномена в
качестве инструмента финансирования малого и среднего предпринимательства в
России.
Успешность
дальнейшего развития в России краудфандинга во многом будет зависеть именно от
его тонкой юридической настройки, а также от процесса интеграции
предпринимательской деятельности в цифровую экономику. Вместе с тем государство
не должно выступать в отношениях с бизнесом исключительно регулятором — в
первую очередь необходимо обеспечить субъектов предпринимательства неиллюзорной
правовой защитой. Следует избегать публично-правовых запретов, которые могли бы
ухудшить положение субъектов краудфандинга, уничтожить саму сущность
краудфандинговых отношений и негативно сказаться на развитии рынка в эпоху
цифровизации — гораздо целесообразней создать такие правовые условия, в которых
субъекты не чувствовали бы себя незащищенными.
Чтобы
краудфандинг мог реализовываться на должном уровне, прежде всего предлагается
признать его отдельным правовым институтом в рамках инвестиционного права.
Здесь особое внимание необходимо уделить именно возмездной модели
краудфандинга. Следует придерживаться уже ставшего традиционным для
краудфандинга зарубежного законодательного опыта во избежание труднопреодолимых
коллизий — на примере вышеупомянутого JOBS Act или законодательства европейских
стран; структурировать права и обязанности участников краудфандинговых
отношений; обозначить договоры, которые могут заключаться при краудфандинге;
установить меры ответственности, к которой должны привлекаться недобросовестные
участники, а также регламентировать минимальные требования к краудфандинговым
площадкам как посредникам, заинтересованным в привлечении краудфандинг-бизнеса
и организующим финансовый оборот между участниками.
Фрагмент текста работы:
1. Краудфандинг: теоретико-исторические основы 1.1. Понятие и история развития краудфандинга Унифицированного
понятия краудфандинга в литературе не существует, равно как и легального
определения краудфандинга, однако, анализируя различные источники, можно
выделить определенные особенности, позволяющие дать характеристику данному
термину.
Краудфандинг
(дословно — «народное финансирование», от англ. сrowdfunding, где «сrowd» —
«толпа», а «funding» — «финансирование») рассматривается как коллективное
сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или иные
ресурсы (в первую очередь через Интернет), чтобы поддержать других людей или
организации. Сбор средств осуществляется для различных целей; как верно
указывает М. К. Санин, наиболее распространенные случаи — это финансирование
стартап-компаний и поддержка малого предпринимательства[1].
Некоторые исследователи, например А. А. Строкова, отмечают, что у сбора денег
через краудфандинг должна быть заранее заявленная цель и определена цена ее
достижения, также калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны
для публики[2].
Термин
краудфандинг впервые был применен журналистом Джеффом Хау в 2006 г. в рамках
понятия краудсорсинга[3], хотя
само явление появилось раньше — пожертвования на различные цели известны еще с
прошлого века (например, сборы на строительство храмов, памятников и так
далее). Однако именно с развитием и популяризацией сети Интернет краудфанидинг
сформировался в своем нынешнем значении.
С
исторической точки зрения, в качестве одного из первых известных примеров
интернет-краудфандинга считается сбор пожертвований музыкальной рок-группе
британского происхождения Marillion для проведения тура по всей территории США
в 1997 г. (что характерно, организаторами сборов [1]
Санин М. К. История развития краудфандинга. Классификация видов.
Анализ перспектив развития и преимуществ. 2015. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия
: Экономика и экологический менеджмент. № 4. С. 58. [2] Строкова
А. А. Краудфандинг в России: сущность и перспективы развития. 2016.
Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы V Междунар. науч.
конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). URL:
https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11512/ (дата обращения: 18.04.2021). [3] Джефф Хау.
Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. 2012. М. : АльпинаПаблишер. С. 231.