Курсовая теория на тему Правовое регулирование корпоративных образований
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие и место корпоративных отношений в системе гражданских отношений 5
1.1. Понятие и признаки корпорации 5
1.2. Понятие и особенности корпоративных отношений 11
Глава 2. Особенности правового статуса корпорации. Правовая природа корпоративных отношений. 27
2.1. Анализ правовой природы корпоративных отношений 27
2.2. Гражданско-правовая ответственность в корпоративных отношениях 30
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 38
Введение:
Введение
Корпоративное законодательство как особый массив правовых норм и правил стало выделяться еще в 90-х годах прошлого века и в настоящее время рассматривается в научных исследованиях, нормативных правовых актах Правительства РФ, иных нормативных правовых и не нормативных правовых актах в качестве относительно обособленной части от гражданского законодательства.
Корпоративные отношения как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, включены в ч. 1 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ как имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
В литературе отмечается, что исследование самостоятельности корпоративного права как отрасли заключается не в том, что «речь идет о законодательном признании корпоративного права составной частью (подотраслью) гражданского права» . Институт юридического лица объявляется подотраслью гражданского права. Е.А. Суханов утверждает, что «фундамент корпоративного права (а по сути — и всего учения о юридических лицах) составляет последовательное отделение юридической личности (самостоятельной правосубъектности) и имущества корпорации от личности и имущества его участников (принцип отделения).
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть правовой статус корпорации и корпоративных отношений в Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и место корпорации и корпоративных отношений в Российской Федерации;
2. Изучить становление понятия;
3. Проанализировать правовую природу корпоративных отношений;
4. Определить новации в правовом регулировании корпоративных отношений.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возливают в следствии возникновении корпоративных отношений между участниками общества.
Предмет работы – это нормативно-правовые акты, доктрины, судебная практика, возникающие в ходе корпоративных правоотношений.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены понятие и признаки корпорации в гражданском законодательстве, изучено понятие и природу корпоративных отношений, основания возникновения корпоративных отношений.
Во второй главе проанализированы развитие понятия корпорации и анализ правовой природы корпоративных отношений.
Текст работы:
В современном российском бизнесе и научной литературе широко применяется такое понятие как «корпорация». Корпорация — это сравнительно новая форма организационных объединений в России, сформированная в ходе массовой приватизации государственных предприятий. В результате трансформации отношений собственности и рынка, возникают крупные интегрированные хозяйственные структуры, формирующие значительную часть дохода бюджета и во многом определяющие экономическое развитие страны. Именно крупные корпоративные структуры благодаря объединению частных и государственных ресурсов потенциально способны сыграть роль в технологической модернизации экономики, осуществить структурные и институциональные преобразования.
Корпорация — это крупная многопрофильная компания региона, которая является важным «игроком» не только на рынке одной определенной области, а так же на рынках близлежащих регионов, роль которых постоянно возрастает на мезоэкономическом уровне.
В нашей стране исторически сложилось так, что в законодательстве понятия «корпорация», «корпоративные правоотношения» до настоящего времени не использовались, за исключением вышеприведенного случая о государственной корпорации. В связи с этим можно констатировать факт зарождения системы корпоративных норм, являющихся частью гражданского законодательства, которой еще предстоит пройти определенную проверку временем, для того, чтобы стать четко определенной системой правовых норм корпоративного права, практическая реализация которых строится с учетом взаимной социальной ответственности.
Правосубъектность корпорации определяется установлением корпоративных отношений (связи) между ее членами (учредителями), подтверждением чего может выступать: регистрация корпоративной организации налоговыми органами, факт заключения договора участниками корпоративного объединения и иные доказательства.
Правоспособность корпорации реализуется ее органами управления (исполнительным органом корпоративной организации, доверительным управляющим паевого фонда и иными уполномоченными лицами).
Исследования учёных в отношении к корпоративным отношениям, а в частности, исследования института корпоративной ответственности, играют огромную роль в праве зарубежных стран и в полной мере привлекают внимание отечественных цивилистов. Исследуя проблемы гражданско-правовой ответственности в сфере корпоративного права, необходимо принимать во внимание то, что такой вид гражданско-правовой ответственности, несёт в себе свои специфические черты в сравнении с договорной или деликтной ответственностью. Важно унифицировать имеющееся законодательство, путём извлечения общих правил из специальных законов в ГК РФ, с целью формирования в практической сфере единообразного применения этих норм ко всем юридическим лицам вне зависимости от их организационно-правовой формы и вида.
Заключение:
Введение
Корпоративное законодательство как особый массив правовых норм и правил стало выделяться еще в 90-х годах прошлого века и в настоящее время рассматривается в научных исследованиях, нормативных правовых актах Правительства РФ, иных нормативных правовых и не нормативных правовых актах в качестве относительно обособленной части от гражданского законодательства.
Корпоративные отношения как отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, включены в ч. 1 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ как имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
В литературе отмечается, что исследование самостоятельности корпоративного права как отрасли заключается не в том, что «речь идет о законодательном признании корпоративного права составной частью (подотраслью) гражданского права» . Институт юридического лица объявляется подотраслью гражданского права. Е.А. Суханов утверждает, что «фундамент корпоративного права (а по сути — и всего учения о юридических лицах) составляет последовательное отделение юридической личности (самостоятельной правосубъектности) и имущества корпорации от личности и имущества его участников (принцип отделения).
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть правовой статус корпорации и корпоративных отношений в Российской Федерации.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и место корпорации и корпоративных отношений в Российской Федерации;
2. Изучить становление понятия;
3. Проанализировать правовую природу корпоративных отношений;
4. Определить новации в правовом регулировании корпоративных отношений.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возливают в следствии возникновении корпоративных отношений между участниками общества.
Предмет работы – это нормативно-правовые акты, доктрины, судебная практика, возникающие в ходе корпоративных правоотношений.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрены понятие и признаки корпорации в гражданском законодательстве, изучено понятие и природу корпоративных отношений, основания возникновения корпоративных отношений.
Во второй главе проанализированы развитие понятия корпорации и анализ правовой природы корпоративных отношений.
Список литературы:
Глава 1. Понятие и место корпоративных отношений в системе гражданских отношений
1.1. Понятие и признаки корпорации
В современном российском бизнесе и научной литературе широко применяется такое понятие как «корпорация». Корпорация — это сравнительно новая форма организационных объединений в России, сформированная в ходе массовой приватизации государственных предприятий. В результате трансформации отношений собственности и рынка, возникают крупные интегрированные хозяйственные структуры, формирующие значительную часть дохода бюджета и во многом определяющие экономическое развитие страны. Именно крупные корпоративные структуры благодаря объединению частных и государственных ресурсов потенциально способны сыграть роль в технологической модернизации экономики, осуществить структурные и институциональные преобразования.
В настоящее время существует множество определений понятия «корпорация». Некоторые, из которых представлены в таблице 1.
Из таблицы 1 можно выделить общие признаки корпорации – это интегрированная структура», включающая в себя группу юридических или иных хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов и (или) договорных отношений.
Современная экономика России представлена в большей степени именно крупными корпорациями, сосредоточившими в своих руках основной капитал и значительные экономические ресурсы страны. Именно мощные корпоративные структуры, благодаря объединению частных и государственных ресурсов, потенциально способны сыграть важную роль в технологической модернизации экономики, осуществить структурные и институциональные преобразования.
Таблица 1. Определения понятия «корпорация»
Автор Определение Источник
Новицкий Е. «Корпорация — это организация, которая признана юридическим лицом, в которой собственность отделена от управления и которая основана на объединенных капиталах (добровольных взносах) для осуществления какой-либо социально полезной деятельности.» Стратегическое планирование в высокодифференцированных корпоративных структурах: в мировой практике и на опыте АФК «Система» // Рос. экон. журн. 2015. № 8.
Росс С. «Корпорация — это бизнес, основанный как отдельное юридическое лицо, состоящий из одного или более частных или юридических лиц» Основы корпоративных финансов: пер. с англ.М.: Лаб. базовых знаний, 2008 .
Пахомова Н.Н. «Корпорация— юридическое лицо, которое является объединением физических лиц, но при этом функционирует независимо от них (то есть самоуправляемо).» Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект). Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2014 .
Ромашова И. «Корпорации — многоуровневые организации, которые к тому же обладают и многоаспектной сферой деятельности, и многообразием технического и человеческого капитала.» Тенденции развития корпораций// Биржа . 2013. №4
Кириллов А.А «Корпорация (от лат. c оrp оrati о — объединение) — совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо» Корпоративное право. М.: «Юстицинформ». 2015 .
Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции от 5 февраля 2015 г. утвержден перечень системообразующих организаций, который содержит 199 организаций, включая холдинги и вертикально интегрированные компании. Их прибыль формирует более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике.
Понятие корпорация в большей степени обычно ассоциируется с крупными компаниями, оказывающими решающее воздействие на экономику всей страны, то есть с компаниями федерального уровня, такими как, например, «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и.т.д.
С другой стороны, проявляется тенденция формирования таких структур на мезоэкономическом уровне в виде «региональных корпораций» т.е. корпораций не федерального, а регионального значения.
В отдельных субъектах Федерации существует множество различных, достаточно значимых компаний и предприятий, которые занимаются определенными видами деятельности. Но среди них есть такие организации, которые, представлены объединением групп компаний охватывающих разные, но не редко взаимосвязанные направления экономической деятельности. Они формируют сильную интегрированную структуру, которая оказывает влияние на экономику данного региона и присутствуют в близлежащих областях. Таким образом, можно вести речь о так называемых «региональных корпорациях», хотя общепринятого определения понятия «региональная корпорация» не существует.
Корпорацию можно рассматривать, как крупную многопрофильную компанию региона, которая является важным «игроком» не только на рынке одной определенной области, а так же на рынках близлежащих регионов, роль которых постоянно возрастает на мезоэкономическом уровне.
Так же, стоит принять во внимание деление признаков, по мнению И.С. Шиткина, который основывался на труды Н.В.Козлова, С.Д.Могилевского, И.А.Самойлова, Д.В.Ломакина:
1) корпорацией является юридическим лицом;
2) корпорация является «волевой организацией». Воля корпорации, в свою очередь, будет определяться групповыми интересами входящих в ее состав участников, воля корпорации не является индивидуальной волей входящих в ее состав членов;
3) корпорация представляет собой объединение или союз физических и (или) юридических лиц, которые являются субъектами права, и которые приобретают статус участника (члена) корпорации;
Стоит заметить, что этот признак не подходит к хозяйственным обществам, которые имеют одного участника (акционера), но присутствие у «компании одного лица» всех иных признаков корпорации, а также возможность в любой момент вхождения в ее состав других членов также допускает признать хозяйственные общества с единственным участником в качестве корпораций.
4) корпорация — это объединение, как участников, так и их имущества (вкладов в уставный капитал, паев, взносов);
5) имущество, которое внесли участники в корпорацию, становится собственностью корпорации;
6) корпорация в качестве юридического лица не подвергается изменениям из-за варьирования состава ее участников;
7) участники корпорации, в качестве субъектов корпоративных отношений, обладают правами и обязанностями по отношению не только к самой корпорации, но и друг к другу;
8) корпорация — это организационное единство, которое выражается так же в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание акционеров (участников).
В основном участниками гражданско-правовых имущественных отношений являются как граждане, так и корпоративные юридические лица. При этом, не принимая во внимание большое количество законодательных актов, а так же являющуюся традиционной для отечественного правопорядка кодификацию общих положений о юридических лицах и даже объёмную научную разработку в отношении данной проблематики, как сама конструкция юридического лица, так и ее правовой статус в настоящее время остаются объектом множества теоретических дискуссий и образуют порядок важных практических проблем.
Если обратиться к статье 65.2 ГК РФ, то можно увидеть, что она определяет права и обязанности участников корпоративных организаций. В контексте основных началах гражданского законодательства, будет важным отметить, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
По принадлежности к субъекту интересы можно разделить на такие категории, как частные и общие .
В отношении термина «корпорация» существует порядок толкований, и все они неоднозначно понимаются юристами. К примеру, в Швейцарии корпорации являются одним из основных типов юридических лиц, наряду с учреждениями. В Англии корпорации уподобляются с юридическими лицами, потому что юридические лица по действующему законодательству подразделяются на корпорации, образующиеся из совокупности лиц (c оrp оrati оn aggregate), и корпорации единоличные (c оrp оrati оn s оle) .
С принятием Федерального закона РФ от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ, которым были внесены изменения в Федеральный закон РФ от 08 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» , впервые в российском законодательстве был закреплён термин «корпорация». Тогда же была введена абсолютно новая организационно-правовая форма некоммерческой организации – государственная корпорация.
Смысл таких новшеств в законодательстве дает нам прийти к выводу о том, что «корпорация» – это «юридическое лицо, создаваемое в публичных целях». Возникновение института юридического лица, как уже отмечалось, образовалось из-за определённых потребностей экономического оборота. И сейчас юридическими лицами в любом правопорядке являются разнообразные предпринимательские объединения, которые играют роль в экономике какого бы то ни было государства. В состав специфических черт корпоративных отношений можно отнести наравне с их субъектным составом и особыми основаниями возникновения, также и всю систему правовых норм, которые их регулируют.
В последние годы под влиянием социально-направленной правовой политики государства бизнес-структуры подошли к осознанию необходимости формирования определенных правил корпоративного управления. Так, например, в рамках Национальной программы «Российская деловая культура» были разработаны «Принципы ведения дел в России» , в основу создания которых легли «Семь принципов ведения дел в России», принятые отечественными предпринимателями в 1908 г. Еще 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей принял Хартию деловой и корпоративной этики .
К основным задачам этих документов относятся построение деловых отношений, основываясь на стандартах ответственного делового поведения и инвестирование в развитие социального и человеческого капитала. Разумеется, тот факт, что построение всей системы корпоративного управления основывается на интересах всех участников корпоративных отношений, а не только крупного бизнеса. Это будет обеспечивать социальную ответственность бизнеса. Корпоративное право необходимо рассматривать как совокупность гражданско-правовых норм, к источникам которых относятся нормы гражданского законодательства и локальных норм, регламентирующие корпоративные отношения. Главное место в иерархии регулирования корпоративных отношений занимает, бесспорно, Гражданский кодекс РФ, который в настоящее время на законодательном уровне ввел это понятие, утвердил и расширил перечень организационно-правовых форм юридических лиц-участников.
Принимая во внимание последние изменения гражданского законодательства, на законодательном уровне относящего к числу корпораций большее число коммерческих и некоммерческих юридических лиц, разумно учитывать их интересы в указанном документе, через включения в него обобщающих правил поведения. Спецификой обладает и механизм защиты прав и интересов участников корпоративных отношений. Неотъемлемым элементом государственного механизма регулирования конфликтов является судебная система. Она достаточно эффективно работает в отраслях публичного права, а так же осуществляет защиту законных прав и интересов участников в гражданско-правовой сфере, в том числе корпоративной.
Несмотря на это корпоративные конфликты в диспозитивной сфере гражданско-правовых отношений не редко не требуют обязательного судебного регулирования. Необходимо иметь в виду, что закономерность, характерная в целом для предпринимательства, а именно: что бы предоставить больше возможностей для саморегулирования коммерческих отношений, необходимо меньше императивного регулирования этих отношений. Императивные предписания и нормативно-правовые формы должны определять только необходимые требования, которые предъявляются к предпринимательству, а так же оставлять широкий простор для собственного усмотрения предпринимателя и создать условия, что бы защита права осуществлялась надлежащим образом в том случае, если оно подвергается нарушению либо угрозы такого нарушения. Судебная практика, прежде всего практика арбитражных судов, имеет большое значение для развития и деятельности корпораций. Как одно из условий для повышения эффективности предпринимательской деятельности в общем и непосредственно деятельности корпораций, к примеру является обеспечение обществам, их участникам, кредиторам и иным лицам, с которыми они взаимодействуют, квалифицированной судебной защиты на основе четкого и единообразного применения законодательства.