Курсовая теория на тему Правовое положение общественных объединений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Общие положения об общественных
объединениях. 5
1.1. Сущность и роль общественных объединений. 5
1.2. Административно-правовой статус общественных
объединений в современных условиях. 11
Глава 2. Правовое регулирование организации и
деятельности общественных объединений в Российской Федерации. 17
2.1. Создание общественных объединений в
Российской Федерации. 17
2.2. Процедура прекращения и ликвидации
общественных объединений в Российской Федерации. 22
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. Конституционное право на свободу объединений занимает важное
место в системе прав и свобод человека. Деятельность структур гражданского
общества, неотъемлемым элементом которого являются общественные объединения,
представляет собой одно из важнейших условий осуществления эффективных
социально-политических и экономических преобразований.
В отечественной
конституционной науке отсутствуют комплексные исследования правового положения
общественных объединений, способствующие наиболее полному осмыслению правового
регулирования этой сферы отношений. Данные предпосылки обусловили научный
интерес и предопределяют основное содержание курсовой работы.
Объектом исследования в
курсовой работе являются правовые отношения, возникающие в процессе развития
общественных объединений.
Предметом исследования в
курсовой работе является законодательство, регулирующее положение общественных
объединений.
Целью курсовой работы является анализ особенностей
правового положения общественных объединений.
Указанная цель достигается через ряд последовательных
задач курсовой работы:
— раскрыть сущность и роль общественных объединений;
— изучить административно-правовой статус
общественных объединений в современных условиях;
— рассмотреть создание общественных объединений в
Российской Федерации;
— проанализировать процедуру прекращения и ликвидации
общественных объединений в Российской Федерации.
Теоретическую основу курсовой работы составляют
научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам правового
положения общественных объединений.
Методология и методы курсовой работы. При
исследовании правового положения общественных объединений использовалась
совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный,
сравнительный) методов познания.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили:
Конституция Российской Федерации[1],
а также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая значимость
курсовой работы состоит в том, что в ходе
исследования были выявлены основные особенности правового положения
общественных объединений.
Структура курсовой
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая
основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены общие положения об общественных объединениях.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ правового регулирования организации и деятельности
общественных объединений в Российской Федерации.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская
газета. – 1993. — N 237.
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Общественные объединения как часть
гражданского общества частично уже испытали и еще испытают влияние поправок к
Конституции на свою деятельность. Для некоторых объединений процесс принятия
поправок стал возможностью активно проявить себя на публичной и политической
арене, объединить сторонников тех или иных взглядов, совершить действия от лица
нескольких общественных объединений, что в дальнейшем может привести к созданию
союзов (ассоциаций). Благодаря государственной поддержке отдельных направлений
можно ожидать рост количества общественных объединений. Однако для некоторых
новых закрепляемых принципов государственной политики деятельность общественных
объединений станет негативным ответом. В целом же есть основания утверждать,
что жизнь гражданского общества обогатилась уже на этапе запуска процедуры
принятия поправок и станет более насыщенной с их внесением в Конституцию
Российской Федерации.
2. Административно-правовой
статус общественного объединения — это совокупность его полномочий, которые
закреплены нормами административного права и реализуемые в сферах
административно-правового
регулирования. Правовой статус — это комплексная категория. А в любой сложной
категории, как известно, можно выделить структурные элементы, составные части.
Не является исключением и административно-правовой
статус общественных объединений.
При выделении структурных элементов административно-правового
статуса общественных объединений важно помнить, что это негосударственные,
некоммерческие организации, которые могут быть как самостоятельными
организационными единицами, так и включенными в более масштабные общественные
объединения.
3. Общественные
объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех человек.
Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений
может быть установлено специальными законами о соответствующих видах
общественных объединений. Учредителями могут быть юридические лица —
общественные объединения. Решения о создании, утверждении его устава и
формировании органов управления, контроля и аудита принимаются на съезде
(конференции) или общем собрании. С момента принятия этих решений общественное
объединение считается созданным: оно осуществляет свою уставную деятельность,
приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя
обязательства.
4. Институт ликвидации (запрета)
осуществляет важную функцию в механизме государственно-правового контроля за
деятельностью общественных объединений. Применение данной санкции должно быть
направлено на устранение общественных структур, нарушающих закон, и создание
препятствий для возобновления их деятельности в будущем. Особо следует
упомянуть, что именно эти цели в совокупности должны найти нормативное
закрепление в правовой конструкции института ликвидации (запрета) общественных
объединений.
Таким образом, требуется приведение
действующих федеральных законов в соответствие Конституции РФ в части
детализации оснований для приостановления деятельности и ликвидации
общественных объединений, расширение правовых гарантий защиты их прав.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения об
общественных объединениях
1.1. Сущность и роль общественных
объединений Расширение демократических процессов в обществе,
повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и
законных интересов через создание различного рода общественных объединений.
С течением времени, структура, сферы деятельности и
особенности общественных объединений трансформируются и постепенно
институализируются, в зависимости от развития государства и его приоритетных
направлений деятельности[1].
Авакьян С.А., определяет общественные объединения как
«существование обособленных от государства самодеятельных и самоуправляемых
(самоуправляющихся) форм объединения граждан с целью удовлетворения их общих
интересов (запросов) как внутри объединения, так и для достижения его целей во
внешней среде с помощью методов и средств, отвечающим природе объединения и
которые не противоречат закону»[2].
При этом Грачевым В.С. общественные объединения
делятся «на действующие в социальной, экономической, культурной и политической сфере»[3].
Следует учитывать, что общественные объединения имеют
статус юридического лица и имеют право на распространение информации о своей
деятельности, принимать участие в митингах, информировать через СМИ о
проведенной работе и просто объявлять о себе[4].
Основной фундаментальный аспект функционирования
общественных объединений заключается в активном контроле работы государственных
органов через их участие в выборах в органы государственной власти и
представительные органы местного самоуправления, а также путем проведения
демонстраций, митингов и собраний в поддержку своего мнения и инициатив. Таким
образом, данные объединения используют свободу и широкие политические права[5].
Термин «общественный контроль» в науке также не имеет
однозначной трактовки. Например, Зубарев С.М. формирует понимание общественного
контроля как «комплексная деятельность уполномоченных субъектов гражданского
общества, направленная на установление соответствия деятельности органов
публичной власти нормативным правовым стандартам и корректирование выявленных
несоответствий посредством направления обращений в уполномоченные на то органы
либо посредством формирования общественного мнения»[6].
В свою очередь Кулешовой Н.Н. общественным контролем определено
«негосударственную форму контроля общественных объединений и отдельных граждан
за деятельностью органов государственной власти, органов местного
самоуправления, их должностных лиц»[7].
Позволим себе не согласиться в полной мере с
вышеприведенными классификациями по следующим соображениям. Включение
организаций, которые действуют в экономической сфере, Грачевым В.С. в
классификацию общественных объединений, несколько неоднозначно. Несмотря на то,
что деятельность этих объединений в области экономики направлена на извлечение
прибыли, она выступает формой совместной добровольной деятельности граждан на
принципах самоорганизации, что в общем смысле может расцениваться как
разновидность общественной самодеятельности и самостоятельности. Однако
появляется факт противоречия со статьей 5 Федерального закона «Об общественных
объединениях», которая гласит, что «общественные объединения являются
некоммерческими формированиями» и статьей 2 Федерального закона «О
некоммерческих организациях», дающей определение о том, что «некоммерческая
организация не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли». К
тому же данная классификация оставляет неясным вопрос, какие именно
общественные объединения относятся к той или иной группе.
Нам ближе трактовка «общественного объединения» как
входящего в структуру гражданского общества добровольного, самоуправляемого,
некоммерческого формирования, созданного благодаря инициативе граждан или их
объединений, интегрируемого для достижения общественно полезных целей в
духовно-культурной и политической сфере жизни общества[8].
17 марта 2020 года Президентом Российской Федерации
В.В. Путиным был подписан Указ «О назначении общероссийского голосования по
вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации»[9].
Среди принятых поправок в главы 3 – 8 Конституции
России существуют два основных направления, касающиеся непосредственно влияния
на деятельность общественных объединений. Первое направление касается
процедурных аспектов принятия поправок. Оно дает широкое поле деятельности по
аккумуляции одобрения или неодобрения граждан, заполняемое политическим
акционизмом и просветительской работой, оказывающим влияние на формирование
общественного мнения. Второе направление затрагивает непосредственное влияние
содержания поправок на жизнь граждан. Таким образом, сфера общественных
объединений обогатилась как новыми темами для деятельности и развития, так и
новыми сторонниками. Часть поправок способна стать катализатором формирования
новых общественных объединений, или привести к ликвидации уже существовавших.
Если рассматривать общественные объединения как
институт, осуществляющий функции гражданского общества, то, на наш взгляд,
более целесообразно применять классификацию, которая основана на политической
право субъектности, а не на организационно-правовых формах объединений или
направлениях их деятельности, что позволит лучше проявить характер и
обоснованность регулирования их конституционно-правового статуса[10]. [1]
Чиркин В.Е. Основы государственного и
муниципального управления. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — С. 253-261. [2] Авакян С.А. Конституционный
лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. – М.: Юстицинформ,
2015. – С.177. [3] Грачев В.С. Общественные
объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации // Закон
и право. — 2019. – № 5. — С. 29–30. [4] Федеральный закон от 19 мая
1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 30.12.2020) //
Собрание законодательства РФ. – 1995. — N 47. [5] Алиев М.М. Общественные
объединения как социально-правовой институт // Образование. Наука. Научные
кадры. 2020. № URL:
https://cyberleninnka.ru/article/n/obschestvennye-obedineniya-kak-sotsialno-pravovoy-institut
(дата обращения: 07.06.2021). [6] Зубарев С.М. Понятие и сущность
общественного контроля за деятельностью государственных органов //
Административное право и процесс. — 2011. — № 5. — С. 11-12. [7] Кулешова H.H. О современном
состоянии общественного контроля в России // Юридическая наука. — 2011. — № 2.
— С. 21-24. [8] Федорова Н.С. Роль общественных
объединений в формировании и реализации государственной политики в Российской
Федерации // Научный альманах. — 2021. — № 4-3 (78). — С. 23-25. [9]
Указ Президента РФ от 17.03.2020 N 188 (ред. от 25.03.2020) "О назначении
общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию
Российской Федерации" // Собрание
законодательства РФ. – 2020. — N 12. — ст. 1743. [10] Снытникова Е.Н. Роль общественных
объединений в формировании гражданского общества РФ // Инновационные процессы в
гуманитарных и общественных науках. — Белгород: ООО Агентство перспективных
научных исследований (АПНИ), 2021. — С.
43-46.