Курсовая теория на тему Правовое положение малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Правовой статус несовершеннолетнего выступает
межотраслевым институтом.. 6
1.1 Система
норм, регламентирующих права, свободы и обязанности человека с момента рождения
и до достижения ими восемнадцатилетнего возраста. 6
1.2
Особенности правового статуса несовершеннолетних. 10
2 Правосубъектность различных категорий несовершеннолетних.. 13
2.1
Юридическое определение правосубъектности несовершеннолетних. 13
2.2
Предложения по совершенствованию понятийной базы законодательства, посвященного
гражданско-правовому положению различных категорий несовершеннолетних. 21
Заключение. 23
Список использованных источников.. 29
Введение:
Актуальность темы исследования.
Права человека и его свободы являются высшим благом в
большинстве государств современного мира. Россия, как одна из таких стран,
гарантирует равенство всех перед законом и закрепляет основные естественные
права и свободы каждому своему гражданину вне зависимости от пола, национальной
принадлежности, профессии и другой дискриминации. Однако нужно принимать во
внимание то, что не все могут лично и разумно пользоваться своими правами ввиду
их возраста. Так, российское законодательство предусматривает особое правовое
регулирование отношений, связанных с участием несовершеннолетних.
В настоящее время в нашей стране имеются проблемы,
которые связаны с определением и регулированием гражданско-правового статуса
несовершеннолетних. В связи с этим, исследование положения данных субъектов
права в гражданских правоотношениях является актуальным, т. к оно позволяет не
только выявить противоречия в действующем законодательстве, но и на основе
теоретических положений разработать эффективный механизм, содействующий реализации
гражданских прав несовершеннолетними и их защиту.
Одна из основополагающих норм Конституции РФ –
определение человека, его прав и свобод высшей ценностью, закрепление равенства
всех субъектов права перед законом и судом. Гарантируя соблюдение этих ведущих
положений, Конституция РФ устанавливает невозможность их ограничения по
признакам половой, расовой или национальной принадлежности, языка,
идеологических или политических взглядов. Возраст индивида по понятным причинам
не обозначен в этом общеизвестном перечне, однако он играет все большую роль в
установлении статуса лица как участника правоотношений. Превращение
несовершеннолетнего в самостоятельного субъекта права – это признанная
реальность всех демократических обществ, включая российское. Однако отсутствие
единообразного подхода к выбору и закреплению таких базовых дефиниций, как
«частичная дееспособность», «неполная дееспособность», «дееспособность
малолетних», устанавливающих правовой механизм регулирования имущественных и
личных неимущественных отношений несовершеннолетних участников гражданского
оборота создает некую правовую неопределенность как в теории, так и на
практике.
Решение обозначенной проблемы можно осуществить с
помощью системного правового подхода, необходимого как в законотворческом
процессе, так и в правоприменении, а также в процессе соблюдения норм права,
учитывающего особенности правосубъектности несовершеннолетних и их проявление в
гражданско-правовых отношениях.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы
изучить правовое положение малолетних и несовершеннолетних по законодательству
РФ.
Поставленная цель решается посредством реализации
следующих задач:
— рассмотреть систему норм, регламентирующих права,
свободы и обязанности человека с момента рождения и до достижения ими
восемнадцатилетнего возраста;
— изучить особенности правового статуса
несовершеннолетних;
— исследовать юридическое определение правосубъектности
несовершеннолетних
— охарактеризовать предложения по совершенствованию
понятийной базы законодательства, посвященного гражданско-правовому положению
различных категорий несовершеннолетних.
Обозначенная
проблема исследована отечественными учеными-юристами, например, в работах С. С.
Алексеева, М. В. Антокольской
Заключение:
Для того чтобы быть участником гражданских
правоотношений, несовершеннолетнее лицо должно обладать гражданской
правосубъектностью, которая включает в себя гражданскую правоспособность и
гражданскую дееспособность.
Под правоспособностью обычно понимают возможность
иметь права и нести обязанности. Некоторые, как советские (Е.А. Флейшиц, О.С.
Иоффе), так и современные отечественные ученыеправоведы (А.М. Нечаева)
утверждают, что правоспособность является неотъемлемым свойством личности,
поэтому нормативно-правовые акты, которые издаются государством, не могут
служить предпосылками в возникновении правоспособности у граждан, а наоборот,
правоспособность представляет возможность иметь субъективные права и нести
обязанности[1].
Таким образом, действующая ст. 17 ГК РФ закрепляет гражданскую правоспособность
за всеми гражданами вне зависимости от возраста, пола, национальности, расы и
т. д. Она возникает в момент его рождения и прекращается смертью[2].
Следующим
элементом гражданской правосубъектности является гражданская дееспособность,
под которой ст. 21 ГК РФ понимает как способность своими действиями
осуществлять гражданские права и нести обязанности и исполнять их. В отличие от
гражданской правоспособности, дееспособность не является неотчуждаемым
свойством личности гражданина, а имеет определенные ограничения, т. к. она
предоставляется государством гражданину, который может отдавать отчет своим
действиям. Так, гражданская дееспособность тесно связана с физическим,
психическим [1] Комментарий к
Гражданскому кодексу РСФСР / под ред. Е.А. Флейшиц, О.С. Иоффе. М.: Юрид. лит.,
1970 [2] Гражданский
кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Консультант Плюс.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
(дата обращения: 13.04.2021)
Фрагмент текста работы:
1 Правовой статус
несовершеннолетнего выступает межотраслевым институтом 1.1 Система норм, регламентирующих права, свободы и
обязанности человека с момента рождения и до достижения ими восемнадцатилетнего
возраста В преамбуле Конвенции о правах ребенка, которая была
принята 20 ноября 1989 г. На 44-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, содержится
положение о том, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости,
нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту.
Вследствие ратификации в 1990 г. Россией данного международного акта произошли
значительные перемены в нормах отечественного законодательства, которое
регулирует правовое положение несовершеннолетних.
Однако, несмотря на предпринятые государством меры, до
сих пор остаются актуальными социальные проблемы, такие как безнадзорность,
беспризорность, а также проблемы, связанные с употреблением алкогольной
продукции, наркотических и психотропных веществ подростками, насилие в
отношении детей. Все выше изложенное вызывает острый общественный резонанс и
требует привлечения особого внимания ученых, политиков и общественных деятелей.
В российском законодательстве применяется ряд
терминов, которые относятся к лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста,
например, «ребенок», «дети», «малолетний», «несовершеннолетний», «молодежь». В
соответствии с положениями ст. 1 Конвенции «О правах ребенка» 1989 г.,
«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего
возраста, если по закону, применимому к нему, он не достигает совершеннолетия
ранее»[1].
Для того, чтобы выступать субъектом гражданских
правоотношений, ребенку необходимо обладать гражданской правосубъектностью,
которая включает в себя такие компоненты как гражданская правоспособность и
гражданская дееспособность. В соответствии с п. 1 ст. 17 ГК РФ) гражданская
правоспособность представляет собой способность лица иметь гражданские права и
нести обязанности[2].
Правоспособность гражданина возникает в момент его
рождения и прекращается в момент наступления смерти или объявления безвестно
отсутствующего лица умершим (п. 2 ст. 17 ГК РФ).
Необходимо
отметить, что законодательство в определенных ситуациях охраняет права и
законные интересы еще не родившегося ребенка, то есть субъекта права, которым
он станет в будущем. В соответствии со ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут
призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также
зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
При данном обстоятельстве нужно наличие двух фактов: во-первых, наследник
должен быть зачат во время жизни наследодателя, а во-вторых, он должен быть
рожден только после открытия наследства. Однако ребенок, не обладает ни каким
правом на имущество, а также на наследование. Защита его интересов
приравнивается к охране его прав, при наличии условия, что он был рожден живым.
В случае рождения ребенка мертвым, то призвание его к [1] Конвенция ООН «О
правах ребенка». Принята резолюцией 44/25 Гене- ральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 года. [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml [2] Гражданский
кодекс Российской Федерации. Части 1, 2. 3, 4. По состоянию на 01.03.2018. М.:
АСТ, 2018. С. 48.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовое исследование правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ 5
1.1 Правовой статус малолетних и несовершеннолетних 5
1.2 Особенности правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ 11
Глава 2. Анализ правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ 18
2.1 Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетнего 18
2.2 Проблемы, возникающие при определении правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ 22
Заключение 31
Список литературы 32
Введение:
Вопросам защиты прав несовершеннолетних уделялось и уделяется немало внимания со стороны ученых. Несмотря на результаты многочисленных научных изысканий, они иллюстрируют затяжной характер не разрешенных в полной мере до настоящего времени актуальных задач в данной сфере.
Как показывает анализ различных источников, при обозначении лиц, не достигших своего совершеннолетия, употребляется, как правило, терминологическая многовариантность, зависящая, прежде всего, от сферы их использования.
Прежде всего, речь идет о таких понятиях в праве, как: ребенок, дети, малолетний, подросток, несовершеннолетний. Без сомнений, во многих отраслях права эти понятия имеют свою специфику, которая обусловлена предметом их регулирования. Н.Е. Борисова подчеркивает, что «…от ответа на вопрос, насколько целесообразным представляется установление возрастных критериев в праве, зависит не только степень реализации прав и законных интересов ребенка в соответствии с Конституцией, но и определение меры его ответственности».
Поэтому возрастной стратификации детей и специфике их положения в обществе, посвящены исследования многих ученых.
Имеющаяся литература по данному вопросу, свидетельствует, что однозначного подхода у ученых в других сферах, в отличие от имеющегося законодательных норм, не наблюдается. Это связано в большей степени c различиями в определении хронологических границ данных возрастов.
Актуальность исследования заключается в необходимости рассмотреть особенности правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ.
Таким образом, цель данного исследования заключается в выявлении содержания правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ.
Объект – несовершеннолетний как субъект права
Предмет – вопросы правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд следующих задач:
– рассмотреть статус несовершеннолетних;
– проанализировать особенности правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ.
Теоретическая значимость исследования обусловлена возможностью более детального изучения поставленного вопроса.
В качестве нормативно-правовой базы использованы материалы гражданского законодательства и судебной практики
Методы, используемые в работе — сравнение, описание, наблюдение
Практическая значимость заключается в возможности применения полученных теоретических знаний на практике.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения
Заключение:
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. В соответствии с ГК РФ, гражданско-правовая ответственность наступает при совершении правонарушения, которое выражается в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств, а также при наличии вины должника. Договором или же законом могут предусматриваться также и другие основания возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними должника.
Важно для применения возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними устанавливать не всякую причинно-следственную связь, а лишь ту, которая указывает конкретно на то, что убытки – прямое следствие противоправного деяния стороны договора. От возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними правонарушитель освобождается при отсутствии нескольких или же одного из условий привлечения к ней. В качестве основания освобождения от возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними могут выступать договор или закон для определенного обязательства. Под основаниями освобождения от ответственности понимаются различные обстоятельства, с которыми закон или договор связывает соответствующие последствия.
Гражданское законодательство основано на принципе о полноте возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними, что подразумевает то, что лицо, которое причинило убытки или вред, обязуется их возместить в полном объеме. Договором или законом в определенном случае может предусматриваться уменьшение или же повышение размера ответственности.
Эффективность возмещения вреда, причиненного несовершеннолетними находится в зависимости, как от вида и характера применяемых санкций, носящих по своей природе экономический характер, так и от механизма их экономического воздействия на нарушителя.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовое исследование правового положения малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ
1.1 Правовой статус малолетних и несовершеннолетних
В психологии к подростковому возрасту относят лиц от 10-11 до 14-15 лет, а в психиатрии от 14 до 18 лет. Что же касается сферы педагогики, то преимущественно наблюдается двухзвенная градация, а именно: а) подростковый возраст 11-14 лет; б) старший школьный период 15-18 лет. При этом оговаривается, что в отличие от мальчиков, у девочек подростковый возраст заканчивается на два года раньше. Несколько отличается возрастная периодизация детей изложенная в энциклопедических словарях, где также отражено два периода, это средний школьный возраст – от 12 до 14 лет и старший школьный возраст от 14 до 17 лет. Если рассматривать с общих позиций, то преимущественно в общественных науках, в отличие от правоведения классификация возраста базируется на учете специфики психофизиологического состояния лица.
Критерием градации возрастных периодов международных экспертов ВОЗ также является половое развитие и половая зрелость, а также этап социального созревания. Поэтому, исходя из этого они подростковый возраст подразделяют на два существенных для них периода – первый от 10 до 15 лет, второй от 16 до 20 лет.
Как показывают вышеуказанные цифровые показатели, абсолютных границ возрастной стратификации для рассматриваемой группы лиц не наблюдается. Это подтверждает выводы, что общие законы их развития, в немалой степени зависит от сложившихся условий их жизнедеятельности [6, с. 23-37]. В особенности это касается подростковый период. Ведь никем не оспаривается, что это одни из самых сложных этапов жизни человека, обусловленные происходящими в организме и в психике подростка значительными изменениями, а также возникающими противоречиями между гражданской и социальной зрелостью.
В законодательстве стран СНГ наступлением совершеннолетия считается возраст лица равный 18 годам, в отличие от ряда других зарубежных государств. В Португалии и Лихтенштейне это – 20 лет, в Сенегале и Боливии – 21 год.
Следует отметить, что ни в международном праве, ни в законодательстве стран СНГ не дается терминологическое понятие «подросток». В определенной степени — это дефиниция раскрывается правоприменительными структурами, когда они характеризуют подростка с позиции труда и социальной сферы в целом. Речь идет о способности подростка в возрасте от 14 до 18 лет трудиться на законных основаниях, то есть возрастная стратификация определяется и с диапазоном социальных ролей индивида, которую он может выполнить, а также занять свое место в обществе.