Курсовая теория на тему Правовое положение малолетних и несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Понятие правового статуса малолетних и
несовершеннолетних
1.2. Структура и классификация правового статуса
малолетних и несовершеннолетних
2.1. Формы судебной защиты прав и свобод
малолетних и несовершеннолетних
2.2. Внесудебные гарантии защиты прав и свобод
малолетних и несовершеннолетних
2.3. Ограничение и лишение дееспособности
несовершеннолетних
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы
курсовой работы. В современном мире его жизнь с момента появления на свет
подвергается множеству опасностей, хотя больше всего требует заботы и защиты.
Рассматривая существующие в России способы защиты прав и законных интересов
ребенка, поднимается вопрос и об их эффективности.
Последние изменения
законодательства, разрабатываемые законопроекты, новые исследования теоретиков
свидетельствуют об актуальности выбранной темы. Правовые аспекты проблем защиты
и поощрения прав ребенка, в том числе, правового положения детей, нуждаются в
определенном переосмыслении. Актуальной задачей является, сегодня обобщение
теоретических положений и выработка на их основе рекомендаций и
предложений по практической реализации принятых законодательных актов и
намеченных государством мер в сфере.
Объектом
исследования в курсовой работе являются правоотношения, возникающие в связи с
закреплением и реализацией правового положения малолетних и несовершеннолетних.
Предметом исследования в курсовой работе являются нормы гражданского, гражданско-процессуального
законодательства, регулирующие правовое положение малолетних и несовершеннолетних.
Целью курсовой работы является комплексный анализ правового положения
малолетних и несовершеннолетних по российскому гражданскому законодательству.
Указанная цель достигается через ряд последовательных задач курсовой
работы:
— раскрыть понятие правового статуса малолетних и несовершеннолетних;
— изучить структуру и классификацию правового статуса малолетних и
несовершеннолетних;
— рассмотреть формы судебной защиты прав и свобод малолетних и
несовершеннолетних;
— проанализировать внесудебные гарантии защиты прав и свобод малолетних и
несовершеннолетних;
— охарактеризовать ограничение и лишение дееспособности
несовершеннолетних.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по
проблемам правового положения малолетних и несовершеннолетних по российскому
гражданскому законодательству.
Методологическую основу
курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания,
предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из
числа общенаучных методов, прежде всего, используется системно-функциональный
метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического
уровней, из частнонаучных — формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический
и др.
Нормативно-правовую базу
курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации[1], ГК
РФ[2], ГПК
РФ[3], а
также другие нормативно-правовые акты.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной
литературы.
[1] Конституция Российской
Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N
11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. — N 31. — ст. 4398.
[2] Гражданский кодекс Российской Федерации
(часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание
законодательства РФ. — 1994. — N 32. — Ст. 3301.
[3] Гражданский процессуальный кодекс
Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание
законодательства РФ. – 2002. — N 46. — ст. 4532.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.
Категория «правовой
статус малолетних» отличается неоднозначной правовой природой, с одной стороны,
статус отличается стабильностью и фиксирует правовое положение малолетних, с
другой – динамикой, изменяющейся под влиянием определенных юридических фактов:
достижением ребенком определенного возраста, его принадлежностью к
определенному полу, индивидуальных особенностей (умственных и физических),
состояния его здоровья, воспитания в семье или в детском учреждении.
Итак, под правовым
статусом малолетнего и несовершеннолетнего следует понимать совокупность
гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и обязанностей лица, не достигшего
возраста 18 лет. Общий (конституционный) статус ребенка совпадает с общим
(конституционным) статусом человека и гражданина.
Проблемы правового статуса малолетнего и несовершеннолетнего
определяются недостаточным законодательным урегулированием. В настоящее время
правовой статус малолетнего и несовершеннолетнего нуждается в эффективном
государственном юридическом механизме обеспечения и защиты, для чего необходимо
привести в соответствие с нормами международного права российское законодательство,
в том числе устранив пробелы и противоречия в нормах национального права.
Соблюдение международных норм и приведение
национального законодательства в соответствие с международными стандартами —
основное обязательство, принимаемое государством на себя при подписании
международных соглашений. Приведение национального законодательства в
соответствие с международно-правовыми нормами направлено на обеспечение
социальной справедливости для малолетних и несовершеннолетних.
В настоящее время можно говорить о несовершенстве
нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав и законных интересов
несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при
определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной
безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ
обеспечения безопасности несовершеннолетних.
К
правоприменительным механизмам защиты прав ребенка относится, деятельность
различных уполномоченных органов, организаций и лиц, направленная на
обеспечение эффективной защиты прав детей в различных сферах. Эту деятельность
осуществляют: государственные и муниципальные органы (суды, прокуратура, органы
исполнительной власти, органы внутренних дел, комиссии по делам
несовершеннолетних, органы опеки и попечительства); негосударственные органы
(общественные комиссии по делам несовершеннолетних, правозащитные организации);
общественно-государственные органы (прежде всего, институты уполномоченного по
правам человека и уполномоченного по правам детей).
В зависимости от
конкретных обстоятельств суд может как ограничить несовершеннолетнего в праве
на свое усмотрение распоряжаться своими финансами, так и вовсе лишить его этого
права. При этом, основываясь на решении суда, заработок, стипендия, иные доходы
несовершеннолетнего в полном объеме, или частично должны выдаваться не ему, а
его законным представителям – родителям, усыновителям, попечителю. Заслуживает
быть отмеченным тот факт, что возможность ограничения дееспособности
несовершеннолетнего на определенный срок в ГК РФ прямо не предусмотрена.
Фрагмент текста работы:
1.1. Понятие правового
статуса малолетних и несовершеннолетних
Каждый человек есть
личность, и эта личность требует к себе уважения, внимания, понимания, любви,
признания. Человек должен чувствовать свою необходимость, востребованность,
иметь родных и близких ему людей, должен научиться уважать других и, прежде
всего, самого себя, добиваясь успехов в учебе, спорте, творчестве, науке.
Нельзя не согласиться с
тем, что, «если есть ребенок в семье — это благо, дар и счастье и любить его
надо таким, какой он есть. Что означает принимать ребенка? Это значит, что
любить его надо за то, что он есть, а не за то, что он умный, красивый,
сильный, способный, отлично учится, помогает родителям и родным и т.д.»[1].
Первое общественное
пространство, в которое ребенок попадает с момента своего рождения, является
Семья. Первые общественные отношения, в которые ребенок вступает, это отношения
с отцом и матерью, сестрами и братьями, бабушками и дедушками и другими
родственниками начинают формироваться также в семье. Как важно, чтобы эти
первые взаимоотношения, особенно с матерью, потому, что они первые из первых,
стали для ребенка важными, правильными, образцовыми для всех последующих
общественных связей, в которых он будет формироваться как личность, как часть
человеческого общества, как активный участник общественной жизни.
Дети являются особым
субъектом права в силу своего возраста и личных качеств. Поэтому необходимо
выделить особенности специального правового статуса несовершеннолетних. При
этом, необходимо отметить, что ребенком считается лицо, не достигшее
восемнадцати лет.
Правовой статус как
правовая единица, включает в себя круг интересов, взаимоотношения с
государством, политическую, общественную, трудовую деятельность, социальные
нужды лица. Это закрепленное законом положение человека в обществе, социальный
статус.
Правовой статус является
комплексным понятием. У каждого человека есть определенные возможности. Однако,
правовые нормы устанавливают границы дозволенного поведения, границы реализации
наших возможностей. Вне зависимости от каких-либо факторов каждый из нас обязан
соблюдать эти нормы. Реализация прав невозможна без выполнения обязанностей.
В нашем государстве
созданы условия, гарантирующие правовой статус любому члену общества. Главной
гарантией, конечно же, является наша Конституция и соответствующее
законодательство. Следует отметить, что эти нормативно — правовые акты
полностью отвечают требованиям международного законодательства в сфере защиты
прав человека. Благодаря тщательному законодательному регулированию каждый из
нас обладает конкретным юридическим статусом. Но существуют и другие факторы,
влияющие на то положение.
Правовой статус дает
представление о связи человека с социумом. В состав этого термина входят не
только закреплённые на государственном уровне нормы. Это также права и
обязанности субъекта, которыми он и обладает, и осуществляет. Это и
принадлежность к государству; юридическая ответственность; круг интересов. В
юридической литературе приводятся различные классификации правовых статусов.
Например, С.А. Комаров, рассматривая правовой статус личности как родовое
понятие, выделяет четыре его разновидности: а) правовой статус гражданина; б)
правовой статус иностранного гражданина; в) правовой статус лица без
гражданства; г) правовой статус лица, которому предоставлено убежище[2].
Вопрос о правовом
положении ребенка имеет давнюю историю. На Руси с древности положение детей
зависело от доминирующего положения главы семьи, так как это был период
патриархата. Традиционными были большие семьи. Однако, уже к VIII-IX вв. можно
наблюдать тенденцию к уменьшению численного состава древнерусской семьи. Тогда,
как и сейчас о детях заботились. С развитием государственности формировалось и
законодательство, регулирующее положение детей. Так, свод «Пространная правда»
(часть «Русской правды») закреплял передачу детей родным по линии отца в случае
повторного бракосочетания матери. Положение детей-сирот также волновало древних
законодателей. Когда ребенок становился совершеннолетним, ему полагалось его
наследство. «Пространная Правда» в ст. 98 закрепляет права детей свободных
граждан на наследство. Согласно ст. 100 наследство переходило младшему сыну.
Интересно, что древний свод законов закрепляет не только права, но и
обязанности детей и родителей. Так, похоронив супруга, мать должна была
приложить все усилия, чтобы у детей было наследство. Однако, дети должны были о
ней заботиться[3].
[1] Дроздова А.М. Правовая деятельность по
защите материнства и детства. Гл.10. /Правовая деятельность: Коллективная
монография / Отв. Ред. Г.Б.Власова. — Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2018. – С.77.
[2] Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник
для бакалавриата и магистратуры /С.А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — М.:
Издательство Юрайт, 2019. – С.205.
[3] Шимко
Л.С., Дроздова А.М. Особенности правового статуса несовершеннолетних // Теория
государства и права. — 2019. — № 2. — С. 118-121.