Курсовая теория на тему Правовое положение Центрального банка Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
1. Место Центрального банка Российской Федерации в финансовой системе государства 5
1.1 Центральный банк Российской Федерации: структура и принципы деятельности 5
1.2 Цель, задачи и функции Центрального банка Российской Федерации в структуре финансовой системы государства 17
2. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации 28
2.1 Правовое положение Центрального банка Российской Федерации как органа государственной власти 28
2.2 Правовой статус Центрального банка Российской Федерации как юридического лица 30
Заключение 35
Список использованных источников 38
Введение:
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что серьезные изменения во всех сферах общественной жизни России в начале 90-х годов прошлого века привели к нормативному закреплению принципиально новых основ построения банковской системы государства. В результате появилась двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый Центральный банк, обладающий широкими полномочиями по осуществлению государственных функций в сфере управления банковской системой.
Не менее важной является проблема места Банка России в государственном механизме Российской Федерации (далее – РФ).
Таким образом, учитывая дискуссионность проблемы о правовом статусе Банка России и значение этого органа как для банковской системы, так и для государства и общества в целом, вопрос правового статуса Центрального байка РФ актуален и требует теоретического осмысления.
Таким образом, целью курсовой работы является комплексный и всесторонний анализ правового статуса Банка России как особого субъекта финансового права.
Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть теоретические основы правового статуса Центрального Банка Российской Федерации;
— исследовать финансово-правовой статус и функции Центрального Банка Российской Федерации на современном этапе;
— проанализировать функции Центрального Банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании экономики.
Объектом исследования являются финансовые правоотношения, в которых участвует Центральный банк Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие правовое положение и деятельность Банка России, включая нормативно-правовые акты Банка России, принятые им в соответствии с установленной компетенцией.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как Г.Н. Белоглазова, И.Ю. Владимирова, Ю. С. Голикова, С.Л. Ермаков, А.В. Навой, Е.Л. Горюнов, Ю.К. Царгеградская, Г.Г. Фетисов, Г.В. Житмаревю.
Теоретическая и практическая значимость результатов данного исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения дополняют и развивают соответствующие положения в ходе дальнейших научных исследований в данной области.
Материалы данного исследования могут быть широко использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование законодательства в сфере финансового права.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены зарубежный и исторический опыт формирования организационно-правовых основ деятельности центральных банков, а также современные организационно-правовые аспекты Центрального банка Российской Федерации, во второй главе проанализированы функции Центрального Банка Российской Федерации в денежно-кредитном регулировании, бюджетной сфере и как мегарегулятора финансового сектора.
Заключение:
Таким образом, проведя исследование можно сделать следующие выводы.
Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Законом о ЦБ РФ и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 Закона о ЦБ РФ целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
Как участник бюджетного Банк России совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Кроме того, на него возложена обязанность по обслуживанию счетов бюджетов всех уровней, также он выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Банк России осуществляет функции и полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда иное напрямую не предусмотрено действующим законодательством (так, например, в соответствии со ст. 4 Закона о ЦБ РФ разработка и проведение Банком России единой денежно-кредитной политики осуществляется во взаимодействии с Правительством РФ).
Кроме того, в соответствии Федеральным законом от 23 июля 2013 г.
№ 251-ФЗ Банк России был наделен полномочиями по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе страховой, микрофинансовой деятельности, кредитной кооперации, рейтинговых агентств и по инвестированию средств пенсионных накоплений. Вместе с тем закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» дополнился нормой, определяющей, что основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля путем поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Также Центральному Банку передаются полномочия по защите законных интересов акционеров и застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственных пенсионных фондов.
Стоит сказать, что на данном этапе нельзя уверенно заявить как о возможной эффективности такой реформы, так и о ее отрицательном влиянии. Однако, скоропалительность ее принятия не позволила учесть мнение всех заинтересованных субъектов и, как следствие, системно проработать все элементы, необходимые для консолидации финансового надзора.
Центральный Банк РФ не обладает правом законодательной инициативы. Однако, это компенсируется иными нормативно установленными способами его участия в законодательном процессе.
Специфика правового режима имущества Центрального банка РФ выражается в том, что его изъятие и обременение обязательствами без согласия самого Центрального банка РФ не допускаются. Федеральные законы могут устанавливать исключения из этого права. Кроме того, являясь юридическим лицом, Банк России не соответствует ни одной из организационно-правовых форм юридических лиц-коммерческих организаций, предусмотренных Гражданским кодексом РФ
В сфере экономической активности во взаимоотношениях с государством и государственными органами Центральный Банк и Российская Федерация не отвечают по обязательствам друг друга. Федеральные законы могут предусматривать исключения из этого правила.
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Действующее законодательство устанавливает ряд процедур, выявляющих специфику взаимоотношений Государственной Думы РФ и Центрального банка РФ.
Управление денежно-кредитной системой РФ Банк России производит двумя способами: во-первых, экономическими методами, то есть путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями, во-вторых, с помощью властных предписаний.
Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его публично-властных полномочий и хозяйственной деятельности подчинено решению одной и той же задачи – управлению денежно-кредитной системой.
Мировая практика показывает, что наиболее ярким индикатором необходимости создания мегарегулятора становится растущее разнообразие продуктов и услуг, предлагаемых одними и теми же финансовыми организациями.
Переход к обособленному мегарегулятору поставил вопрос о роли центральных банков в новой конфигурации финансового надзора. При любой форме организации надзора практика его осуществления диктует потребность и необходимость тесного сотрудничества с центральными банками: есть мегарегулятор или нет его, все равно центральный банк несет ответственность за надежность банковской системы.
Таким образом, в настоящий момент Центральный банк Российской Федерации является структурой, практически монопольно формирующей политику в сфере финансового рынка, а также осуществляющей ее регулирование, контроль и надзор за его участниками. Практическое значение такой сверхконцентрации полномочий в рамках одной структуры еще только предстоит оценить в будущем.
Фрагмент текста работы:
1. Место Центрального банка Российской Федерации в финансовой системе государства
1.1 Центральный банк Российской Федерации: структура и принципы деятельности
Рост влияния Государственного банка и аппарата его управления продолжился и в последующие 20 лет, но история предопределила судьбу первого национального банка страны. События 1914-1917 годов стали тяжелейшим испытаниям для всех государственных институтов России. Тем не менее национальный банк продолжал занимать центральное положение в финансовом секторе страны, решая поставленные перед ним задачи в конкретных условиях состояния экономики и страны в целом. Однако, история Государственному банка близилась к закату. Пришедшие в 1917 году большевики уже к концу года приняли Декрет «О национализации банков» . В соответствии с данным декретом на банковское дело вводилась государственная монополия, а все уже существующие коммерческие банки подлежали слиянию с Государственным банком. Деятельность иностранных банков вводилась под запрет. Сам же Банк был переименован в Народный банк, основной задачей которого, фактически, стало финансирование Гражданской войны в России. Просуществовал он не долго. К 1920 году из-за катастрофического падения денежного оборота в результате политики «военного коммунизма» его существование было признано нецелесообразным. По сути, происходил полный развал банковского сектора, но смена экономического курса и переход к НЭПу потребовали его восстановления.
В 1921 году учреждается Государственный банк РСФСР, реорганизованный в 1923 в Госбанк СССР с 448 отделениями на территории всей страны. К середине 20-х годов банковская система состояла из Государственного Банка СССР и банков, занимавшихся кредитованием отраслей экономики (Торгбанк, Сельхозбанк, Всекомбанк, Электробанк), которые, однако, могли работать и с иными отраслями экономики, что давало им дополнительную устойчивость. Развитие синдикатов в середине 1920-х годов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выданных отдельным отраслям и распределению между трестами. В 1927 году было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы». Государственный банк получал право управления всей системой. Жестко разграничивались институты долгосрочного и краткосрочного кредитования: на базе Промбанка и Электробанк учреждался Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Как и любое развивающееся или развитое государство СССР нуждалось в институте регулирования денежного обращения в стране, а как представитель плановой экономики тем более нуждалось в институте централизации государственных денежных средств. В этой связи в 1928 году на Государственный банк СССР возлагалась обязанность по кассовому исполнению бюджета, а год спустя он стал регулятором денежного обращения в стране. Политика построения экономики, основанной на принципиально новой «коммунистической» модели, привела к тому, что к концу 2-го десятилетия 20-го века главный банк страны превратился фактически в институт планового финансирования. В результате реформы 1930-1932 годов и ликвидации взаимного коммерческого кредита система была перестроена по функциональному признаку: все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, их филиалы были упразднены, операции проводились через отделения Госбанка, вводилась акцептная форма безналичного расчета через Госбанк, окончательно разграничивались функции между главным банком и банками долгосрочных вложений. В стране окончательно сложилась банковская система, претерпевшая лишь незначительные изменения в течении следующих 50 лет. Госбанк полностью утратил коммерческий характер своей деятельности. Основными направлениями деятельности стали плановое кредитовании хозяйства, организация политики денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета, а также проведение международных операций.
К 1987 году структура банковской системы состояла лишь из Государственного банка СССР, Всесоюзного банка финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР) и Банка для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), а также из специального учреждения «Государственные трудовые сберегательные кассы СССР». Естественно, что Госбанк занимал в этой системе главенствующее положение, выступая, по сути, монополистом в банковской сфере. На него возлагались основные функции по денежной эмиссии, плановому финансированию экономики, кредитованию народного хозяйства и их рассчетно-кассовому обслуживанию. Примечательно, что существовавшие банковские учреждения были ответственны перед вышестоящими организациями, а не своими клиентами. Такое положение вещей отвечало потребностям административно-командной системы, но, разумеется, было далеко от оптимального. Однако, начатый в 1987 году процесс перехода к рыночной экономике потребовал реорганизации всей банковской системы.
17 июля 1987 г. Центральным Комитетом КПСС и Советом министров СССР было принято Постановление 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики» . Фактически, этот правовой акт положил начало формированию двухуровневой банковской системе с главным эмиссионным банком, стоящим во главе системы и рядом специализированных государственных банков, обслуживающих народное хозяйство, что сделало институт кредита реальным экономическим фактором. Естественно, что Госбанк СССР получил статус центрального банка страны с исключительным эмиссионным правом и правом регулирования денежных отношений, что нашло свое отражении в статье 1 Устава Госбанка СССР. При этом закреплялась его подведомственность Совету министров СССР, в частности, Устав главного банка и любые изменения, вносимые в уже действующий Устав, принимались Советом министров СССР. В течении нескольких следующих лет ЦК КПСС и Совет министров приняли 10 постановлений, в том числе о процентных ставках по кредитам, перечне отчетности спецбанков, сводных кредитных планах и другие. Можно с уверенностью сказать, что о какой-либо независимости в рамках существовавшего режима не могло вестись и речи. Даже в Конституции СССР не было ни слова о «главном банке страны, едином эмиссионном центре». На протяжении всего существования советской власти Госбанк СССР создал централизованную систему на территории всей страны: в каждой союзной республике действовали региональные банки главного банка страны. Однако, начавшиеся в конце 80-х годов политические процессы привели к стремлению республик самостоятельно решать стоящие перед ними экономические задачи, базируя свое стремление на провозглашенных принципах государственного суверенитета.