Курсовая теория на тему Правовое обеспечение экономического суверенитета Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Понятие экономического суверенитета и способы правого обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации 5
1.1 Понятие и правовые основы обеспечения экономического суверенитета 5
1.2 Способы правого обеспечения экономического суверенитета 12
2 Государство как основной субъект обеспечения экономического суверенитета 18
2.1 Роль государства в реализации экономического суверенитета 18
2.2 Направления реализации экономического суверенитета Российской Федерации 22
Заключение 28
Список использованных источников 30
Введение:
Актуальность темы исследования выражается в том, что в современных условиях, а именно в рамках глобализации общественной жизни под ударом оказывается государственный суверенитет РФ, в особенности ее экономический суверенитет. Это связано, в первую очередь, с тем, что наибольшим изменениям подвергается именно экономическая сфера общественной жизни, ведь сейчас невозможно представить себе эффективную экономическую деятельность на уровне государства без взаимодействия с другими государствами и даже транснациональными компаниями. В связи с этим государства добровольно ограничивают свой экономический суверенитет, заключая международно-правовые договоры, тем самым передавая часть своих полномочий в сфере экономики. Так, может быть установлено иное правовое регулирование определённых вопросов, нежели это предусмотрено национальным законодательством.
Главным здесь является соблюдение баланса интересов, ведь перекос в соответствующую сторону, может угрожать экономической суверенности государства. Также стоит отметить, почему именно экономический суверенитет является одним из главных и важных составляющих государственного суверенитета. Это связано с тем, что в рамках экономического суверенитета, государство способно самостоятельно определять и осуществлять экономическую политику, которая в основном направлена на обеспечение экономической безопасности, а также способствует функционированию государства. Другими словами, экономическая политика направлена на создание той материальной базы, которая необходима для поддержания государства и его функционирования. Поэтому на данный момент исследование экономического суверенитета РФ, а также правовых методов его обеспечения в условиях глобализации является очень важной и актуальной темой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения экономического суверенитета РФ.
Предметом исследования являются нормы российского и международного законодательства, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе экономического суверенитета РФ.
Целью исследования является комплексное изучение экономического суверенитета РФ, а также правовых методов его обеспечения. Поставленные цели исследования достигаются посредством решения следующих задач:
изучить понятие и правовые основы обеспечения экономического суверенитета;
выявить способы правого обеспечения экономического суверенитета;
рассмотреть роль государства в реализации экономического суверенитета;
выделить направления реализации экономического суверенитета Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили научные статьи российских исследователей.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы, к которым относятся анализ, синтез, индукция, дедукция. Также был использован формально-юридический метод, посредством которого были даны определения понятию «суверенитет», были выделены отличительные черты экономического суверенитета; были определены признаки государства.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные выводы работы и материал, собранный в ней, формируют научную основу.
Структура работы, обусловленная целями и задачами исследования, отражает ее внутреннюю логику и состоит из введения, двух глав, состоящих из двух частей, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Экономический суверенитет государства является неотделимой частью государственного суверенитета, который является обязательным признаком любого государства, как политико-правового образования, организации людей, направленной для более эффективного взаимодействия и сосуществования. Государственный суверенитет представляет собой свойство, при котором государство самостоятельно и независимо осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. При этом стоит отметить, что суверенитет обладает двумя сторонами: внутренней и внешней. Внутренняя выражается в верховенстве государственной власти по сравнению с другими иными властями внутри государства, в частности церковной власти, семейной власти и т.д. Основываясь на этом положения, только государство обладает монопольным правом на применение правового принуждения. Именно правового принуждения, то есть с целью защиты прав и свобод человека, не допускается применение произвольного принуждения, произвола.
Экономический суверенитет государства как часть государственного суверенитета является свойством, которое заключается в совокупности государственных прав и обязанностей в сфере экономики. При этом имеются в виду права и обязанности во многих областях общественных правоотношений, таких как экономические, налоговые, фискальные, таможенные и иные.
Основными показателями экономического суверенитета государства являются его самостоятельность в осуществлении экономической политики, экономическая независимость от иных государств, финансовая самодостаточность, суверенитет над всеми природными ресурсами, а также сбалансированность между его интересами и интересами других хозяйствующих субъектов.
Таким образом, экономический суверенитет государства представляет собой свойство государства, при котором оно способно самостоятельно принимать решения в сфере экономики и проводить экономическую политику. При этом стоит отметить, что именно экономический суверенитет наиболее подвержен ограничением, связанным с глобализацией. В частности, государство для более эффективного экономического сотрудничества добровольно передают свои полномочия в сфере экономики, заключая международно-правовые договоры, которые устанавливают иное правовое регулирование, нежели предусматривает национальное законодательство. При этом правовое регулирование направлено на баланс интересов, что является очень важным во взаимодействии с другими хозяйствующими субъектами.
Фрагмент текста работы:
1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА И СПОСОБЫ ПРАВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и правовые основы обеспечения экономического суверенитета
Государственный суверенитет состоит из двух частей: внутренней и внешней. К внешней части тяготеют факторы и обстоятельства следующих сфер:
финансово-экономической;
военной;
гуманитарной;
информационной;
внешнеполитической .
Основываясь на этом, можно выделить финансово-экономический суверенитет государства, который представляет собой неизменное свойство государства, заключающееся в совокупности государственных прав и обязанностей в сфере экономики как на территории соответствующего государства, так и за его пределами . Стоит отметить, что финансово- экономический суверенитет является не разновидностью государственного суверенитета, а его частью в силу неделимости второго. Финансово-экономический суверенитет государства составляют следующие его части:
1. Экономический суверенитет, который нередко встречается в решениях Конституционного суда, а также в подзаконных актах органов государственной власти. В Указе Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» экономический суверенитет определяется как «объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств». Наряду с экономическим суверенитетом ставят экономическую безопасность. Эти две категории соотносятся между собой следующим образом: экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности национальной экономики от угроз внешнего и внутреннего характера, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны.
2. Фискальный суверенитет — право и в то же время обязанность государства устанавливать эффективные механизмы контроля и ответственности в сфере налогообложения, учитывая права и свободы человека, в случае неисполнения лицами налоговых обязанностей в форме неуплаты законно установленных налогов и сборов или неполноты их уплаты.
3. Налоговый суверенитет — право государства устанавливать налоги и сборы для граждан и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства, а также право государства заключать международные договоры, в соответствии с которыми предусматриваются некоторые особенности в сфере налогообложения доходов иностранных граждан от источников на территории РФ.
4. Таможенный суверенитет, который представляет собой характеристику государства, выражающуюся в совокупности его прав в правоотношениях, возникающих по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Здесь можно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона выражается в верховенстве и монополии государства в определении таможенного регулирования на всей его территории. Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование относится к исключительному ведению РФ, однако бывают случаи, когда субъекты федерации пытаются оспорить ее законные полномочия. Например, Народное Собрание Парламента Чеченской Республики пыталось оспорить в Конституционном Суде РФ конституционность положения о временном прекращении Государственным таможенным комитетом РФ оформления товаров, которые пребывали из-за границы и следовали в Чечню, а также по адресу физических и юридических лиц, которые были зарегистрированы и действовали от имени и в интересах Чеченской Республики. Определением Конституционного суда от 16 января 2007 г. N 22-О было отказано в принятии на рассмотрение в силу отсутствия неопределенности в данном вопросе.
Обеспечение экономического суверенитета основывается на следующих принципах:
1. Право денежной эмиссии, которое принадлежит исключительно РФ и реализуется Банком России согласно ст. 29 ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ . При этом под денежной эмиссией понимается выпуск наличных и безналичных денег в оборот, при котором увеличивается денежная масса, так как бывают случаи, например, когда идет замена старых монет и наличных денег, которая не является эмиссией денег.
Денежной эмиссии характерны конституционно-правовая природа (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ она отнесена к исключительному ведению РФ), публично-правовая природа (производится в целях использования всем обществом, а не отдельными лицами или группами), а также единство и взаимосвязь правового механизма (осуществляется с учетом и взаимосвязи с иными процессами в государстве).