Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правовое государство: понятие, принципы, виды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Сущность правового государства. Его основные принципы и предпосылки возникновения парового государства 6
1.1 Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли 6
1.2. Понятие правового государства, многообразие подходов к его определению 11
1.3. Принципы правового государства 14
Глава 2 Становление правового государства в современный период 16
2.1. Взаимосвязь государства и права как фактор становления и саморазвития правового государства в России 16
2.2. Проблемы формирования правового государства в Российской Федерации 21
Заключение 26
Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

В ряде исследований последовательно подчеркивается необходимость построения в России правового государства. Привлекает взгляд, согласно которому правовое государство — судьба России. Исходя из этого, в частности, профессор Ф.М. Раянов изучает переход от права силы к силе права, гражданское оправдание государства, возвышение конституционного мышления и обеспечение прав и свобод человека . Примечательно, что даже авторы, которые критически воспринимают возможность реализации идеи правового государства, допускают, что признаки идеала могут быть достигнуты.
Профессор М.Н. Марченко , подчеркивая роль правового государства как идеала, не только выделяет его признаки, но и систематизирует данные об условиях и предпосылках построения правового государства и рассматривает пути и формы взаимодействия правового государства и гражданского общества.
К числу теоретически важных и практически полезных вопросов построения правового государства относится понимание необходимости основ, т.е. исходных начал процесса.
Актуальность настоящей работы определяется тем, что Российская Федерация согласно ч. 1 ст. 1 Конституции является правовым государством. Теоретическая концепция правовой государственности не имеет единого общепризнанного стандарта, позволяющего охарактеризовать ее с различных мировоззренческих, правовых, политических и иных позиций. Идея правового государства постоянно наполняется новым содержанием, абстрагируемым из аспектов социальной действительности, правовой теории и практики. Исследование формирования правового государства основывается на сложной динамичной системе «государство — право — человек», изучение которой предполагает учет целого комплекса ее внутренних и внешних условий.
Предмет исследования: понятие правового государства и развитие ее концепций.
Целью настоящей работы является: исследовать идеи, теорию, практику правового государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
— изучить идею правовой государственности в истории политико-правовой мысли;
— рассмотреть понятие правового государства, многообразие подходов к его определению;
— рассмотреть принципы правового государства;
— исследовать взаимосвязь государства и права как фактор становления и саморазвития правового государства в России;
— рассмотреть проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования стали также научные труды российских и зарубежных ученых, обращавшихся к проблемам организации и функционирования института гражданского общества и нотариата. В их числе такие авторы как: Б.С. Антимонов, О.Е. Блинков, И.М. Горбункова, В.В. Гу-щин, Ю.А. Дмитриев и многие другие.
Методологической основой исследования стал комплекс научных методов и средств, которые позволили изучить генезис и развитие, способы практической реализации концепции правового государства в России.
Это диалектический метод как исходный методологический способ дистационного исследования, включающий такой набор принципов познания предмета как объективность, всесторонность и полнота конкретно-исторического подхода, а также метод конкретного социально-правового исследования, сравнительно-правовой, системный и сравнительно-исторический.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что оно вносит определенный вклад в историю права и государства, историю учений о праве и государстве, способствуют развитию концепции правового государства, содержит предложения содействующие практическому ее воплощению в Российской Федерации.
Теоретическое значение исследования состоит также в формировании на основе изучения процессов генезиса и развития учений о правовом государстве, научных выводов и рекомендаций по воплощению на практике соответствующей концепции. Решение ряда теоретико-правовых проблем осуществлено посредством анализа международных документов и национального законодательства, памятников российского права, научных трудов, что позволило, в частности, выявить роль анализируемого учения в развитии отечественного права и государства.
Комплексное исследование общетеоретических и практических проблем обеспечения примата права, взаимной ответственности государства и индивида, ограничения правом государственной власти, использования потенциала от-дельных институтов и структур и, в частности, нотариата в условиях формирования правового государства, позволило сформулировать выводы и предложения, которые будут способствовать развитию концепции правового государства, формированию практических предложений по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Результаты представленной работы могут оказать существенную помощь в научно-исследовательской работе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Феномен развития российских государственности и права состоит в исключительно резком переходе от одного типа к другому, при этом в условиях, не всегда отвечающих требованиям этой трансформации и обеспечивающих соответствующее исполнение манифестируемых идей. Среди прецедентов – превращение советской социалистической России в капиталистическое государство с демократическими ценностями. В частности, Конституция 1993 года первой же статьёй закрепила в статусе страны понятие правового государства.
Понятно, что на тот момент речи о реальном воплощении его как состояния идти не могло, но обозначило принципиальное отличие постсоветской страны (советская юридическая литература критиковала теорию как буржуазную ) и наметило поднятие уровня ее развития на исторически новую высоту.
Однако в научной среде не образовалось единого определения понятия теории правового государства. В трудах родоначальников теории – Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Р. Иеринга и др., а также дореволюционных отечественных ученых – В.М. Гессена, Н.М. Коркунова, Б.А. Кистяковского и др. были систематизированы идеи предшественников и определены собственные принципы и характеристики правового государства, но не было конкретизировано, является ли оно больше вектором (и тогда возможно ли достижение абсолюта-состояния), либо мнения расходились. Позднее (например, в трудах профессора М.Н. Марченко) основным подходом стало понимание теории «в качестве некоего государственно-правового идеала, своего рода законченного государственно-правового штампа, идеологизированного и идеализированного варианта развития того или иного государства, стремящегося к совершенству» , что делает практически невозможным присвоение статуса правового государства какому-либо образованию.
Считаем разумным подходить к пониманию реально, т.е. не как к идеальному типу, но как к максимально возможному к нему приближению в конкретных условиях. Таким образом, актуальность статьи определяется спецификой условий затянувшегося периода политического и правового становления Российской Федерации и необходимостью характеризации этих условий.
Есть мнение, что закрепленное Конституцией положение часто понимается не как государство права, а как государство законности даже на правительственном уровне, что берет своё начало с речи М.С. Горбачёва на XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС 1988 года .
Впрочем, это понимание эксплуатировалось и задолго до перестройки, когда все фундаментальные положения оставались нереализованной теорией, тогда как употребляемое выражение генерального секретаря стоит расценивать как предпосылку возвращения истинного смысла. Эта неопределённость может являться одной из причин несколько затянувшегося процесса выстраивания курса на достижение заявленного состояния в России. Содержание второй статьи основного закона, однако же, должно устранять неопределенность и некоторые проблемы реализации, подтверждая, что право должно стоять выше законности.
Тем не менее, интерпретация не должна менять основных положений теории. Рассмотрение практической выраженности этого декларируемого признака нашего государства и определение «корней» ситуации и факторов влияния на нее и обозначим в качестве целей работы. Для их достижения решим задачи уяснения сути понятия правового государства, вычленения из структуры концепции её существенных элементов, анализ степени их воплощенности.
Само собой, меру реального осуществления идеи правового государства нельзя преувеличивать, создавая миражи. За двадцать лет после провозглашения России правовым государством она всё еще далека от возможного достигаемого уровня.
Разумеется, классическая западная модель не совсем пока согласуется с отечественными условиями. В частности, нужно говорить о неоднородности страны, о четырёх Россиях, находящихся на разных уровнях развития и требующих различных подходов в управлении: это крупные и крупнейшие города (чуть меньше трети населения), собравшие в себе средний класс, готовый к отстаиванию своих интересов; промышленные города (25%), наиболее зависимые от государственных дотаций; 38-мипроцентная стареющая периферия – сёла, посёлки, мелкие города, оторванные от времени, и наиболее проблемные регионы типа Чечни, раздираемые этническими, религиозными противоречиями и борьбой элиты за ресурсы (около 6%). Важной особенностью обозначается низкий уровень благосостояния людей, пропасть между 10% самых богатых и 30%, живущими за чертой бедности.
Основной задачей России на пути построения правового государства сначала должно выступить «выравнивание» экономическое наряду с повышением уровня правового сознания для связания этих двух направлениий воедино как взаимонеобходимых.
Процесс созревания экономических, политических, духовных условий должен быть пережит естественным путём при правильной ориентированности. Тогда и можно будет говорить о реальном соответствии Российской Федерации статусу правового государства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Сущность правового государства. Его основные принципы и предпосылки возникновения парового государства
1.1 Идея правовой государственности в истории политико-правовой мысли
Известно, что понимание является началом знания о предмете <3>. Возникает вопрос: существуют ли такие общие положения в области государства и права, наличие которых объективно ведет к формированию правового государства? К таким началам, как нам кажется, можно отнести современное российское государство, верховенство права, деятельность Конституционного Суда Российской Федерации по охране Конституции и субъективное конституционное право лица на правовое государство. По сути, они являются элементами национальной модели модернизации . Влияние основ на процесс построения правового государства является позитивным. Под их воздействием процесс становится целостным и целенаправленным, планомерным и гарантированным.
Государственное воздействие на процесс делает его легитимным и соответствующим состоянию развития общества. Посредством верховенства права процесс построения правового государства протекает в рамках использования общечеловеческих ценностей . В связи с деятельностью Конституционного Суда РФ процесс развивается в обстановке конкуренции и реальной значимости установлений Конституции. Конституционное субъективное право лица на правовое государство вводит процесс в область правоотношений и связывает его с интересами субъектов права и обязанностями государства. Обратимся к рассмотрению перечисленных основ.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою дея­тельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах раз­вития человеческой цивилизации. С идеями правового государства связыва­лись поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни.
Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функцио­нирование общества той эпохи.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государствен­ности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того време­ни Н. Макиавелли и Ж. Боден. Цель государства Макиавелли видел в воз­можности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей ме­ре отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить человеку права и свободы.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепций правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и др. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.
Так, Гроций цепью государства считал охрану частной собственности по­средством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому че­ловеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действитель­ные права и свободы человека.
Гоббс в своих научных трудах обосновывал необходимость формального ра­венства перед законом, незыблемость договоров. Он отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения соб­ственности, а также использует общественные силы для исполнения этих за­конов, защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.
Основной идеей в учении Монтескье о правовом государстве стала теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, со­средоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравно­вешивающих друг друга. В последующем эта идея нашла практическое во­площение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.
Дидро правовые начала государственной власти обосновывает ее суверенно­стью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который прида­ет обществу организованную политическую форму.
Джефферсон, автор «Декларации независимости Соединенных Штатов Аме­рики», практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиций теории общественного договора и естественных не­отчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории право­вого государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Философская концепция правового государства по Канту оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы