Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правовое государство: понятие и проблемы формирования в современной России.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………. 3

1. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  5

1.1 . Правовое государство: понятие и признаки………………………………………. 5

1.2. Пути построения правового государства…………………………………………… 9

2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА ПО КОНСТИТУЦИИ 1993
ГОДА…………………………………………………………………. 12

2.1. Российская Федерация как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления…………………………………………………….. 12

2.2. Российская Федерация как светское государство……………………………… 17

2.3. Российская Федерация как социальное государство………………………….. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….. 25

  

Введение:

 

Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г. [1] (далее Конституция
РФ)  определяет основы конституционного
строя как базовые, основополагающие принципы, на которых основано
государственное устройство. В современных государствах основы конституционного
строя содержат в себе основные признаки правового государства.

Правовое государство как идея  основывается на выделении  в качестве основных принципов
функционирования государства верховенства права, связанности государства
правом, провозглашения и обеспечения основных право и свобод человека и
гражданина. Основные принципы правового государства обычно содержатся в основах
конституционного строя.

Актуальность исследования проблем
формирования правового государства в России заключается в том, что
конституционные характеристики 
организации государственной власти включают в себя все особенности
механизма управления, которые на настоящий момент реализуются в РФ. При этом
важным является исследование вопроса, отражаются ли в конституционных
характеристиках российского государства необходимые  признаки правового государств и гражданского
общества.

Объектом настоящего исследования —
правовое государство как явление правовой действительности.

Предмет исследования- отдельные аспекты
понятия правового государства и отражения его признаков в Конституции РФ.

Цель исследования —  определить понятие правового государства и
основные проблемы его формирования в России.

Для достижения указанной цели должны быть
выполнены следующие задачи:

· раскрыть содержание понятия правовое
государство,

· проанализировать признаки правового государства,

· рассмотреть пути становления правового
государства,

· рассмотреть основные конституционные
характеристики российского государства с точки зрения реализации признаков
правового государства.

Нормативную основу исследования составляет Конституция РФ.

Методологию исследования составляют
логический, системный, сравнительный и формально-юридический методы.

Научная разработанность проблемы
характеризуется освещением понятия и признаков правового государства в научных
работах по теории государства и права авторов Малько А.В., Корельский В.М,
Мелехин А.В. а также отдельными характеристиками РФ как правового государства,
рассматриваемых в работах по конституционному праву Безрукова А.В., Червонюка
В.И. и других.

Источниковая база исследования включает
Конституцию РФ, которая содержит основные конституционные характеристики
российского государства, а также учебники и монографии по теории государства и
права и конституционному праву, научные статьи, раскрывающие проблему правового
государства и его признаков. В целом, источниковая база является достаточно
полной и позволяет осветить поставленную проблему.

Практическая значимость исследования
проявляется в возможности использовать выводы о конституционных характеристиках
российского государства в качестве правового в ходе практической работы органов
государственной власти, организаций, учреждений.

Структурно работа представлена  введением, двумя главами, заключением и
списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев особенности реализации
принципов правового государства в основах конституционного строя РФ, можно
прийти к следующим выводам.

1. Основные признаки правового
государства связаны с идеей верховенства права при осуществлении
государственного управления. Верховенство права в правовом государстве
означает, что все действия органов государственной власти должны быть подчинены
нормам права. Помимо этого должна быть обеспечена рациональная форма
государственного управления. На настоящий момент такой формой является
осуществление управления на основе принципа разделения властей. В правовом
государстве  помимо этого должны быть
провозглашены и обеспечены основные права и свободы личности. К
основополагающим из них относятся: право на жизнь, право на личную
неприкосновенность, право на участие в управлении делами государства,
социальные права, обеспечивающие поддержку незащищенных слоев общества и  т д. Ответственность государства выражается в
обязанности соблюдения всех указанных прав. Ответственность личности в правовом
государстве заключается в необходимости следовать в своем поведении правовым
нормам.

2. В Конституции РФ закреплены все основы конституционного
строя, которые позволяют характеризовать РФ как правовое государство. В
частности, установлен демократический политический режим, провозглашены все
основные права человека и установлены гарантии их реализации. Республиканская
форма правления предоставляет гражданам наиболее полные возможности по участию
в управлении делами государства. Федеративное устройство обеспечивает
определенную самостоятельность для субъектов РФ в вопросах государственного управления.
Не менее значимыми для определения сущностных характеристик правового
государства являются нормы, определяющие светский и социальный характер
российского государства.

3. В многонациональном государстве исключительно важным
представляется урегулирование вопросов отношения государства к религии.
Светский характер государства предполагает 
отделение вопросов религии и государственного управления. Государство
признает свободу вероисповедания. Это значит, что граждане РФ вправе
исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.  При этом религиозные организации или
религиозные деятели не имеют права 
принимать участия в государственном управлении или определенным образом
влиять на политику государства. 
Социальный характер государства означает, что обеспечивается
государственная поддержка социально незащищенных слоев населения. К ним
относятся: пенсионеры, инвалиды, семьи ис детьми. Для них предусмотрено
пенсионное обеспечение, различные виды социальных услуг. Однако, нельзя не
отметить, что при законодательном закреплении принципов правового государства,
в их практической реализации присутствуют определенные проблемы. Так, не всегда
удается обеспечить неукоснительное соблюдение правовых норм. В ряде случаев,
закрепленные в Конституции права и свободы граждан нарушаются. Поэтому для
дальнейшего укрепления принципов правового государства  необходимо проведение существенной работы по
правовому воспитанию, повышению уровня правовой культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 1.1 . Правовое государство: понятие и признаки Понятие правового государства формируется на основе связанности
государства правом. В правовом государстве деятельность органов государственной
власти основана на нормах права, подчиняется ему. При этом в нормах права
должны быть закреплены такие принципы как: защита прав и свобод граждан,
разделение властей, ответственность государства.

В сущности правового государства в современной концепции правового
государства выделяются такие признаки как: 
господство права, система государственной власти, основанная на законе,
провозглашение и защита прав и свобод граждан. 
«Первостепенным в характеристике конечных целей построения правового
государства выступает утверждение правовых начал и правовых форм во
взаимоотношениях публичной власти с субъектами права, правового равенства всех
индивидов, прав и свобод человека и гражданина. Сущность правового государства
— в подчиненности государственной власти праву» [10, c.140].

В составе признаков правового государства в юридической литературе
выделяются:  верховенство права и закона,
функционирование государственной власти на основе разделения полномочий между
органами законодательной, исполнительной, судебной власти, признание и
гарантированная защита прав и свобод человека и гражданина, взаимная
ответственность государства и личности. «Правовое государство — это
демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство
закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и
гарантируются права и свободы человека и где в основу организации
государственной власти положен принцип разделения законодательной,
исполнительной и судебной властей» [7, c. 374].

1. Принцип приоритета права означает, что в правовом государстве
деятельность органов государственной власти и должностных лиц основана на
праве. Соблюдение норм права является обязательным. При этом соблюдается
иерархия источников права, в которой 
высшей юридической силой обладает Конституция и законы. Все  нижестоящие правовые акты должны
соответствовать правовым актам более высокой юридической силы.

2. Выделение в государственном механизме именно трех ветвей власти
основано  на практическом разграничении
функций государства на функцию принятия законов, функцию их исполнения функцию  осуществления правосудия. Исторически
государство для управления обществом наделается правом издавать законы —
общеобязательные для исполнения нормативно-правовые акты.  Для того, чтобы законы могли реализовываться
государство выполняет также правоприменительную функцию, которая
предоставляется органам исполнительной власти. 
Коме того для обеспечения защиты законов от нарушений необходимо также
выполнение судебной функции или функции правосудия. Поэтому основные ветви
власти соответствуют трем основным функциям государства. «Традиционная концепция разделения властей
на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным
государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы
сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми
ветвями власти своих функций»[11,
c.120]. При этом определяющим в теории разделения властей является
система взаимного контроля ветвей власти. Соединение функций законодательных,
исполнительных и судебных органов недопустимо. Сущность теории разделения
властей заключается в том, что органы различных ветвей власти могут
контролировать друг друга.  Методы
контроля устанавливаются, путем определения в Конституции полномочий органов
различных ветвей власти.

3. Приоритет основных прав и свобод человека и гражданина
заключается в том, что в правовом государстве обязательным  является закрепление прав и свободы граждан в
конституции, либо в законе, если государство не имеет писаной конституции.
Закрепление прав свобод не должно ограничиваться их формальным провозглашением.
Права и свободы человека в правовом государстве должны реально действовать. Их
соблюдение и защита — это задача государства в целом и органов государственной
власти и должностных лиц в частности. Защита прав и свобод граждан
обеспечивается системой гарантий, основными из которых являются гарантия
судебной защиты и гарантия защиты прав и свобод в деятельности
правоохранительных органов.

4. Принцип взаимной ответственности государства и личности
заключается в том, что взаимоотношения между государством и личностью строятся
на основе равноправия и сотрудничества. Ответственность государства перед
личностью заключается в необходимости обеспечения его прав и свобод.
Ответственность личности перед государством заключается в необходимости
исполнения обязанностей, возложенных государством, например, обязанности
платить налоги, защищать отечество и др.

Таким образом, основываясь на перечисленных признаках правовое
государство можно определить как «организацию политической власти, создающую
условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а
также для наиболее последовательного связывания правом государственной власти» [12, c.254].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы