Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Правовое государство: идея и современность

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
1. Идея правового государства. 5
1.1. История развития идей на пути становления
правового государства. 5
1.2. Развитие теории правового государства. 8
2. Правовое государство в настоящее время. 14
2.1. Понятие, признаки и принципы правового
государства. 14
2.2. Проблемы формирования и развития правового
государства. 19
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 27

  

Введение:

 

Данная работа посвящена изучению идеи становления
правового государства и современного состояния.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем,
что Идея правовой государственности развивается несколько столетий, отражая все
новые и новые существенные изменения в развитии общества и государства. Но и
сейчас теория правового государства, как и практика ее реализации, выступает
предметом многочисленных и непримиримых дискуссий как в отечественной, так и в
зарубежной науке. Несмотря на это, практика государственно-правового
регулирования свидетельствует о том, что «правовое государство» как идея,
ориентир, цель закрепляется в основных законах многих стран.

Феномен «правовое государство», во-первых, следует
рассматривать в одном ряду с понятием «государство». Действительно, правовое
государство обладает теми же классическими признаками государственности, что и
«неправовое» государство: суверенитетом; публичной властью; территорией; правом
на легитимное принуждения и так далее. Но при этом правовое государство —
качественно новый вид государственности. Перечень признаков и принципов
правового государства, предлагаемый многочисленными трудами ученых, остается
открытым, и его обсуждение вызывает научные дискуссии. При этом мнения
разделяются: от признания правовыми некоторых современных демократических
государств, достигших определенного уровня развития и имеющим определенные
необходимые признаки, до отрицания существования в современности правового
государства как государства нового исторического типа, в котором воплотились
основные принципы правовой государственности.

Цель работы – рассмотреть процесс становления
правового государства и проблемы современного состояния.

Задачи исследования:

1) рассмотреть историю развития идей на пути
становления правового государства;

2) рассмотреть развитие теории правового государства в
послереволюционный период до нашего времени;

3) рассмотреть понятие, признаки и принципы правового
государства;

4) выявить проблемы формирования и развития правового
государства.

Объект исследования – государственная система.

Предмет исследования – организационно-управленческий
механизм обеспечения правовой системы государства.

В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.

По структуре работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования
посвящена рассмотрению развития идеи правового государства. Во второй главе
работы нами рассматриваются концептуальные основы правового государства в
настоящее время.

Источниковую базу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам правового государства, опубликованные за последние 5 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Государство как организация
публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом
правового государства. Идея правового государства, зародившаяся в античную
эпоху, усилиями передовых мыслителей многих столетий превратилась в стройную
теорию, а затем нашла свое практическое применение в развитых странах мира, в
том числе и в Российской Федерации на современном этапе ее развития.

2) В рамках вопроса о развитие
теории правового государства рассматривается опыт строительства российского
конституционализма на историческом горизонте от Конституции РСФСР 1937 года до
действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.

3) Современное правовое государство
— это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы,
участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через
представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической
культуры, развитое гражданское общество. К числу отличительных признаков
правового государства относятся: признание и защита прав и свобод человека и
гражданина, верховенство правового закона, организация и функционирование
суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей,
свободы, равенства. Основные характеристики правового государства касаются
принципов, на которых строятся отношения в треугольнике, состоящем из таких
субъектов, как личность, общество и государство. Основополагающими принципами
правового государства являются: 1) верховенство права. 2) народный суверенитет,
3) разделение властей, 4) незыблемость прав и свобод личности. Каждый из этих
принципов закреплен в Конституции РФ, потому они могут рассматриваться как
конституционные основы правовой государственности.

4) Процесс формирования правового
государства не является одномоментным и требует значительных усилий как со
стороны государства, так и со стороны общества. Построение правового
государства в современной Российской Федерации — это непрерывно продолжающийся
процесс, в основе которого лежат соответствующие положения Конституции
Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и конституционализм в
широком смысле — это необходимая база для построения подлинно правового
государства. Вместе с тем для формирования полноценного правового государства
необходимо выполнение ряда условий, которые позволят перевести конституционное
установление о правовом государстве в практическую плоскость. Среди данных
условий можно выделить последовательную реализацию принципа верховенства закона
во главе с Конституцией 1993 года, развитие конституционного правосознания и
уважения к закону у граждан России, повышение эффективности деятельности
судебной системы Российской Федерации по законному и справедливому
осуществлению правосудия, повышение статуса Президента и парламента Российской
Федерации.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
ИДЕЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 1.1. История
развития идей на пути становления правового государства Идея
правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство
как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы
прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель,
Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью,
которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества. Они считали, что
наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон
обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная
власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных
мыслителей, считается справедливой государственностью. Например, Аристотель
считал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и (какой-либо) форме
государственного строя». Он также отмечал, что во всяком государственном строе
имеются три элемента: первый — законосовещательный орган о делах государства,
второй — магистратуры, третий — судебные органы[1].

С идеями
древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве
перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и
общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность
людей. «Государство, — утверждал Цицерон, — есть достояние народа, а народ не
любое единение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а
соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и
общностью интересов».

Символическим
выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ
богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия),
олицетворяющей единение силы и права -правопорядок, в равной мере обязательный
для всех.

Идеи о
взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали
заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности,
разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени. Новое
юридическое мировоззрение требовало новых представлений о свободе и достоинстве
личности путем их утверждения посредством права. Обеспечение политической
свободы личности возможно только на основе правовой организации и деятельности
системы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В основе
современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г.
Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.
Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену
бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в
основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,
неотчуждаемыми правами и свободами. Впервые законодательное закрепление права и
свободы человека получили в конституции США (1789), а также были объявлены в
Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789). С точки зрения
концепции естественного права люди по договору образуют государство для охраны
своих прав и свобод[2].

Идея
правового государства вместе с этим тесно связана с концепцией разделения
властей. Либеральное правовое государство заинтересовано в известном ослаблении
государственной власти путем осуществления принципа ее разделения. Смысл этой
идеи заключается в том, что государство не должно возлагать все свои полномочия
на какого-либо одного правителя (или органа). Сосредоточение всей власти в
одних руках порождает произвол, уничтожает свободу.

Свобода
может быть там, где власть ограничена правом. Речь идет о том, что надо
различать законодательную, исполнительную и судебную власти. Они должны быть
самостоятельны. Принцип разделения властей исключает какое-либо сосредоточение
власти в одних руках или в одном органе, что служит гарантией от произвола,
неограниченного и бесконтрольного самовластия.

Принцип
разделения властей предусматривает не просто отделение законодательной,
исполнительной и судебной властей друг от друга, но и создание таких условий,
при которых они ограничивали бы друг друга на основе системы «сдержек и
противовесов»[3].
Законодательная власть может контролировать исполнительную власть путем издания
обязательных для нее законов. Исполнительная власть имеет право законодательной
инициативы. Судебная власть контролирует обе ветви власти путем проверки
конституционности (законности) принимаемых ими юридических актов.

Философские
основы теории правового государства содержатся в трудах Иммануила Канта,
которые можно свести к следующим тезисам: источником нравственных и правовых
законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек
становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей
ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна
руководствоваться требованиями категорического императива: «поступай так, чтобы
ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так
же, как к цели, и никогда не относился бы к нему, как к средству» и «поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения
людей, для того чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило
свободе другого.

Право призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми. Государство [1] Грудинин Н.С. Условия формирования правового
государства в России // Вестник Костромского государственного университета.
2020. Т. 26. № 2. С. 205. [2] Измайлов В.С., Олейник Р.Р. Закон и его роль в
правовой системе государства // Актуальные проблемы права и государства в XXI
веке. 2020. Т. 12. № 1. С. 132. [3] Кагерманов А.С. Правовое воспитание как необходимое
условие формирования гражданского общества и правового государства // Вестник
Чеченского государственного университета. 2020. Т. 38. № 2. С. 166.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы