Курсовая теория на тему Правовое государство и гражданское общество: соотношение понятий.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Правовое государство. 5
1.1. Понятие
правового государства. 5
1.2. Основные
признаки правового государства. 8
Глава 2. Гражданское общество. 14
2.1. Понятие гражданского общества. 14
2.2. Признаки и
структура гражданского общества. 17
Глава 3. Взаимосвязь гражданского общества и правового
государства. 21
3.1. Исторические предпосылки взаимодействия гражданского
общества и правового государства. 21
3.2. Механизм взаимодействия гражданского общества и
правового государства на современном этапе. 25
Заключение. 28
Библиографический список. 30
Введение:
При
образовании новой организации общества – государства, возникли различные
факторы, которые способствовали созданию современной формы государства,
государственного правления. Государственная власть не могла сводиться к
единоличному органу, и произошло разделение государственной власти на
структурные единицы, поставленные на выполнение определенных функций и
сохранения правового характера общественной жизни.
Формы
государства, которые сформировалась в странах, проходя через временные
препятствия, видоизменяется, расширяется, сокращается, чувствуя на себе
характер менталитета нации, ее морали, влияния на него внешних факторов, таких
как международные организации, но, имея в своей основе тот же принцип
сохранения прав человека. Наиболее рациональным средством понимания государства
является глубокий анализ ее основных признаков, в которых фактически раскрыты
те атрибуты государства, без которых ее существование невозможно.
Но
концентрируясь на формальных признаках мы забываем о социальном происхождении
самого государства, о котором говорят в своих работах такие ученые, как Г.
Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Вполне соглашаясь с договорной
теории происхождения государства, мы считаем, что в наше время люди отдаляются
от понимания того, что государство – продукт народа. Сам термин «государство» в
наше время скорее ассоциируется с органами власти, учреждениями, силовыми
структурами, что являются целостным организмом сердцем, которого есть социум, а
не государственный аппарат.
Именно,
если рассматривать государство с разных позиций – философской, исторической,
социологической, географической и др., можно выделить отрывочное представление
о ней. Мы же попробуем сделать это комплексно, более опираясь на юридический
подход. Не менее важным для правильного понимания государства является и подход
к ее типологии. Здесь, как собственно и самого понятия государства, у ученых
нет абсолютного единства. Среди основных подходов к типологии каждый имеет
определенные недостатки – неучтенные факторы, как вот, например, формационная
теория не учитывает все варианты возможного развития отдельных стран, например
особенностей государств, возникающих я на основе так называемого восточного
способа производства.
Целью
работы является раскрытие понятия, сущности, генезиса, основных характеристик
правового государства и гражданского общества; анализ взаимосвязи гражданского
общества и правового государства.
Задачи
исследования:
охарактеризовать
понятие и основные признаки правового
государства,
изучить понятие, признаки и структуру гражданского
общества,
проанализировать исторические предпосылки
взаимодействия гражданского общества и правового государства,
охарактеризовать
механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства на
современном этапе.
Объект
исследования – государство и гражданское общество как правовая дестинация.
Предмет исследования – особенности определения,
происхождения и концепции правового государства и гражданского общества в их
взаимоотношении.
Методологической основой исследования являются методы синтеза, анализа,
исторический метод, системный и структурно-функциональный методы.
Структура работы. Работа
состоит
Заключение:
Рассматривая тему, мы проработали множество разнообразных точек зрения и
теорий. Учитывая раскрытия вопроса понятия в данной курсовой работе необходимо
подвести определенные выводы.
В
частности в работе проработаны следующие моменты:
охарактеризовано
понятие и основные признаки правового
государства,
изучено
понятие, признаки и структуру гражданского общества,
проанализировано исторические предпосылки
взаимодействия гражданского общества и правового государства,
охарактеризовано
механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства на
современном этапе.
Вышеизложенные понятия
позволяют понять принцип демократизма и гуманизма в правовой деятельности
нашего государства, то есть осознать значимость свободы общества, силу
государства, направленную на осуществление, охрану и защиту основных прав
человека и принципов.
Рассматривая тему, в
литературе довольно часто встречался термин «правовое государство», именно
такой подход, по нашему мнению, является наиболее приближенным к правильному
пониманию государства и включает в себя также ее комплексное.
Интересным является объем
работы, который в разные времена в этом направлении вели сотни ученых, что еще
раз подтверждает немалую важность этого вопроса. Анализируя отечественную и
зарубежную литературу, можно сказать, что она и поныне проникнута крайностями:
труды времени СССР предлагают нам понимать государство и подходы к его
пониманию чисто по идеологии марксизма-ленинизма, а более современная
литература бросается в крайности, отвергая все советские научные достижения,
видя чисто гуманистические начала в этих явлениях.
Сущность государства
проявляется в его функциях, в той служебной роли государства в обществе,
качественная определенность которой характеризуется устойчивым осуществлением,
обеспечением им преимущественно узко группируемых (в том числе классовых) или
обще-социальных интересов. История показывает, что государство в своей
деятельности всегда в определенной мере сочетает (координирует, консолидирует)
эти интересы для сохранения целостности и единства общества (без наемных
работников нет капиталистов, без крестьян – феодалов, без рабов –
рабовладельцев, без общинников и их труда – чиновничьего аппарата восточной государства).но
мера сочетания этих интересов государством исторически неоднозначная.
Подытоживая, можно
констатировать, что только в развитом гражданском обществе возникает
необходимость в конституционном государстве, не только формально признает, но и
реально обеспечивает права и свободы человека и гражданина, создает
соответствующие институты, ориентированные на демократическое развитие
государственности. Одной из важнейших задач такой государства является
обеспечение гражданам реальной возможности самостоятельной политической
творчества, возможности свободного выбора такой модели общественных отношений,
которую в
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовое государство 1.1. Понятие
правового государства Чтобы
раскрыть понятие государства, необходимо проникнуть в ее сущность. Сущность
государства – это внутреннее содержание ее деятельности, которая выражает
единство общесоциальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое
государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и
общесоциальные задачи («общие дела»), без которых не может функционировать ни
одно общество. Это – средства транспорта и связи, строительство дорог,
ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по
обеспечению мира и другие.
Два
аспекта сущности государства определились с момента ее возникновения[1]:
•
классовый аспект – защита интересов экономически господствующего класса, осуществления
организованного принуждения;
•
общесоциальный аспект – защита интересов всего общества, обеспечения
общественного блага, поддержание порядка, выполнения других общих социальных
дел. Общесоциальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в ее
сопоставлении с гражданским обществом
Соотношение
узкоклассовых (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов
всего общества в разных исторические времена не одинаково. Как правило,
усиление одной из них приводит к ослаблению другой. К середине XIX в. в
большинстве стран преимущество было на стороне организованного принуждения,
защиты интересов экономически господствующего класса. Постепенно, в ряде
цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все
большее значение приобретают общесоциальный аспект государственной
деятельности, задачи обеспечения общественного блага. В наши дни этот аспект
играет существенную роль в неокапиталистических и несоциалистических
государствах, в том числе в России. Преимущество общесоциального аспекта
сущности государства состоялось благодаря снижению доли его классового
содержания как определенного результата развития гражданского общества,
утверждение прав и свобод личности. В современных цивилизованных государствах не
стало четко выраженных классов, социальные противоречия потеряли
антагонистический характер, вырос общий жизненный уровень населения[2].
Содержание
деятельности государства приобрело новых качеств:
—
государство стало на путь преодоления общественных противоречий не путем
насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса,
толерантности, создание условий для развития гражданского общества;
—
государство в своей деятельности широко использует такие общедемократические
идеи и институты, как разделение властей, плюрализм мнений, высокая роль суда,
гласность и др.;
—
государство применяет средства защиты человека труда, социальной защищенности
всех граждан;
—
на международной арене государство проводит политику, что требует взаимных
уступок, компромиссов, договоренностей с другими государствами.
Такое
государство в современных западных теориях трактуется как надклассовое
образование, представляющее интересы всех слоев общества. Оно называется
социальным правовым государством, государством социальной демократии. Сущность
и этого государства не лишена классового аспекта, однако он не настолько
выражен, как в эксплуататорских государствах – рабовладельческих, феодальных,
буржуазных. Более того, в современных государствах (вследствие потери антагонистического
характера классовых противоречий) эти аспекты отнюдь не обязательно
противоположные друг другу. Социальное правовое государство предполагает
наличие гражданского общества, где гражданин – субъект права – является
свободной, автономной лицом.
Итак,
рассмотрим основные признаки государства. Это единственная политическая
организация, которая[3]:
1)
охватывает все население страны в пространственных границах. Территория –
материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государство.
Она только создает пространство, в пределах которого государство распространяет
власть на население, которое проживает в ней. Территория порождает гражданство
– юридическая связь лица с государством, выражающаяся в установлении общих прав
и обязанностей, основным ее назначением является осуществление властных,
управленческих функций в обществе;
2)
итак, неотъемлемым признаком государства является население, которое связано с
ним гражданством или подданством;
3) оно имеет организацию
особой публичной власти: государство – это такая публичная власть, которая не
сливается с обществом, а стоит над ним; это система специальных
профессиональных органов как [1] Авадов,
Г.Т. Политология: учебник / Г.Т. Авадов. – 2-е изд. стер. – М.: ОМЕГО-Л, 2011.
– 371 с. [2] Авцинова, Г.И., Супряга,
И.А. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте обеспечения
общественной безопасности России / Г.И. Авцинова, И.А. Супряга // PolitBook. 2019.
№1. – С. 126-128 [3] Бондаренко,
Е.О. Значение гражданского общества в современном государстве / Е.О. Бондаренко
// Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-2 (123). С. 175-177.