Курсовая теория на тему Правовая основа социальной поддержки и помощи молодёжи в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические и правовые основы понятия социальной поддержки и помощи 6
1.2 Правовые основы социальной поддержки и помощи в России 11
2. Характеристика правовой основы социальной поддержки и помощи молодежи в России 18
2.1 Нормативно-правовые основы молодежной политики в РФ 18
2.2 Особенности социальной поддержки и помощи молодежи в России 20
Заключение 27
Список источников и литературы 29
Введение:
Актуальность темы. Одним из структурообразующих компонентов государственного строя государства является государственная система обеспечения определенного уровня доходов, безвозмездных льготных услуг. При этом каждая страна отличается содержанием и формой данного компонента, имеет свою специфику, порядок предоставления и реализации мер социального обеспечения. Масштабность, динамичность развития законодательства в социальной сфере, необходимость правового обеспечения реализации национальных проектов по вопросам социальной защиты населения, повышения качества и уровня его жизни, требуют безусловной взвешенности, последовательности, системности принимаемых законодательных решений, что напрямую связано с разработкой кодифицированных актов. Социальная потребность осуществления данной деятельности постоянно находится в поле зрения ученых, практиков.
Молодые люди в нашей стране являются динамично развивающимся потенциалом и реальной ценностью современного общества, составляющая одну из самых больших частей населения Российской Федерации. Существуют различные варианты определения понятия «молодежь». Данную категорию понимают, как большую социально-демографическую группу, которая проходит стадию социализации, а также формирования ценностных ориентаций, характеризующуюся присущими ей физиологическими и психологическими особенностями.
Тенденцией последних лет в стране стало ухудшение тех показателей, которые характеризуют материальный достаток и уровень жизни молодёжи: неблагоприятная ситуация в сфере демографии, понижение общего уровня физической дееспособности, психологической устойчивости, снижение профессиональных, образовательных возможностей, деградация определённой части молодёжи, активное внедрение контркультур и т.д. Безусловно, указанные обстоятельства требуют скоординированных политических решений в рамках государственной политики в отношении молодёжи.
Историография темы. Исследования институтов социальной политики и социальной защиты как родовых понятий по отношению к рассматриваемой тематике проводились в трудах ученых науки права социального обеспечения, конституционного и трудового права. Отдельные вопросы социальной защиты молодежи и молодежной политики исследовались в работах следующих исследователей: Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов, В. В. Аленичев, В. Ю. Альбицкий, Н. М. Золотухина, Л. А. Карапетян, Л. А. Карапетян и др.
Объектом исследования является молодежь в России.
Предметом исследования является социальная работа с молодежью в России.
Цель исследования – изучить правовую основу социальной поддержки и помощи молодежи в России.
Задачи исследования:
– рассмотреть понятие и становление социальной поддержки и помощи в России;
– охарактеризовать правовые основы социальной поддержки и помощи в России;
– охарактеризовать нормативно-правовые основы молодежной политики в РФ;
– рассмотреть особенности правовой основы социальной поддержки и помощи молодежи в России.
В основу настоящей работы был положен принцип историзма, для этого были использованы специальные исторические методы. Наряду с общенаучными методами исследования (формально-логическим, социологическим, системного анализа, структурно-функциональным, сравнительным) использовались и специально-юридические методы (сравнительного правоведения, толкования, историко-правовой). Также применялись общелогические методы – анализ, синтез, обобщение, аналогия.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы работы способствуют оптимизации организации социальной поддержки молодежи в регионе. Основные выводы работы могут быть использованы при разработке нормативно-правовых документов на региональном уровне, при подготовке учебных курсов по социологии молодежи, социальному обслуживанию молодежи и организации работы с молодежью.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список источников и литературы.
Заключение:
Государству, несмотря на имеющиеся и возникающие проблемы с их необходимостью срочного решения, следует налаживать и осуществлять процесс социальной защиты и поддержки населения страны. Опираясь на имеющийся опыт преобразований в России и одновременно эффективно используя наиболее соответствующие национальному законодательству международные нормы ООН, МОТ, Совета Европы, законодатель стремится к принятию взвешенных и выверенных источников регулирования права социального обеспечения.
Проводимое поэтапное реформирование системы социальной защиты и обеспечения направлено на рост благополучия, сохранение здоровья, повышение продолжительности жизни людей, поэтому сотрудничество в этой области с международным законодательством является важнейшим достижением нашего времени. Молодежная политика в современной России, обусловленная спецификой государственно-организованного российского общества, носит этатистско-патерналистский характер. Этот характер проявляется в том, что государство разрабатывает основные принципы, цели и задачи молодежной политики и курирует все направления ее реализации. Основой этой политики выступает принцип государственного патернализма, или государственной опеки над молодежью.
Создание нормативно-правовой базы, законодательно закрепляющей государственную молодежную политику, защищает ее от изменений во внешней и внутренней политике государства, интересов отдельных личностей, определяющих и организующих реализацию молодежной политики. Фундаментальные основы молодежной политики заложены в Конституции РФ. Несмотря на отсутствие понятия «молодежная политика», конституционно-правовое регулирование в области поддержки молодежи укладывается в процесс формирования России как правового, социального государства с разделением властей, отсутствием государственной идеологии, отделением церкви от государства, поддержки предпринимательства и незащищенных слоев общества.
Отсутствие конституционных положений о государственной молодежной политике восполняется в рамках формирования нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальных уровнях власти. Законодательное регулирование вопросов проведения молодежной политики на федеральном уровне, безусловно, требует учета особенностей российской молодежи и социально-экономических возможностей ее поддержки со стороны государства.
Таким образом, изучение реальных потребностей молодежи в социальной помощи является ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Основой системы социальной защиты российской молодежи выступает правовая база, включающая государственные законы Российской Федерации, государственную молодежную политику и местные положения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПОМОЩИ
1.1 Понятие и становление социальной поддержки и помощи в России
Социальное обеспечение в России как предмет правового регулирования существует уже не одно столетие. Исторически первым социальным явлением, оказавшимся в сфере государственного регулирования в России, стала бедность, а право социального обеспечения формировалось в прямой связи с призрением бедных и благотворительностью.
Впервые о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России упоминается в древние времена. В летописях отмечается, что князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения, и по достижении старости [30, 42].
В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных выступали:
содержание как привилегия, предоставляемая государственным чиновникам и военным при выходе в отставку по возрасту или в связи с увечьем, полученным на войне;
благотворительность;
опека и попечительство;
гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений;
государственное призрение для беднейших слоев населения;
коллективная взаимопомощь внутри крестьянской общины и другие [15, 167].
Одним из первых нормативных актов России в области социального обеспечения стал Указ Ивана IV (Грозного) «О милостыне», в соответствии с которым начали строить богадельни для престарелых и прокаженных, при Иване IV (Грозном) также появились правила об отставке от службы «за старостью, болезнями и ранами». Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались «лечебные» денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Основными формами социальной поддержки военных, уволенных со службы по ранению, было предоставление поместья или увеличение имеющихся земельных владений [18, 72].
Во времена Петра I раненых и престарелых воинов стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета. Указ Петра I 1712 г. обязывал создавать во всех губерниях госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям (били кнутами, посылали на каторгу, принуждали к «казенным работам» и т. п.) и за «профессиональное нищенство» взимался штраф от 5 до 10 рублей. Пенсионное обеспечение государственных чиновников и военнослужащих осуществлялось, начиная с XVII века, за счет казны на основании специального законодательства в зависимости от заслуг перед государством или в соответствии с табелем о рангах [27, 211].
Екатерина II в период правления определила для отставников военной службы денежное содержание из государственной казны. Размеры пенсий были увеличены. Законодательство, регулировавшее государственное и общественное призрение при Екатерине II, основывалось на следующих принципах:
– полное осуждение и воспрещение добровольного нищенства;
– применение репрессивных мер к трудоспособным нищим;
– призрение нетрудоспособных нищих преимущественно в закрытых учреждениях (богадельни, странноприимные и сиротские дома, дома для умалишенных и пр.), строительством и содержанием которых занимались городские (сословные) управления (магистраты).
Обязанности по предоставлению пропитания и одежды нетрудоспособным жителям деревни были возложены на помещиков. Бывшим солдатам и сиротам помощь оказывали монастыри, которым на эти цели выделяли средства из государственной казны.
Таким образом, созданная Екатериной II система государственного призрения просуществовала с незначительными изменениями до начала XX в. В дальнейшем законодательство о социальном обеспечении России продолжило свое становление и развитие, расширялись правовые институты видов обеспечения, организовывались специализированные органы и учреждения, уполномоченные предоставлять соответствующее обеспечение [33, 39].
Россия при этом имела многовековой опыт и устойчивую традицию к оказанию различных видов помощи социально недостаточному населению. Личная и организованная частная благотворительность охватывала в попечении к началу XX в. большое количество граждан различных возрастных категорий, по тем или иным причинам испытывавших серьезные жизненные затруднения.
В 1864 г. в результате земской реформы дела приказов общественного призрения были переданы земским учреждениям, организованным по сословному принципу (для крестьян, мещан, купцов), которые выплачивали единовременные пособия пострадавшим от стихийных бедствий, неурожаев, пожаров, семьям в случае призыва кормильцев в армию, крестьянам на переселение в другие местности, стипендии на обучение детей из бедных семей, принимали участие в финансировании домов и колоний для умалишенных, колоний малолетних преступников, приютов для подкидышей, строительства школ и благотворительных заведений и пр. В целях предупреждения бедности, земства вели профилактическую работу: открывали временные помещения для переселенцев, бесплатные столовые, странноприимные дома, бюро и конторы по трудоустройству, занимались организацией общественных работ [17, 185].
К специальному законодательству относится Устав о пенсиях и единовременных пособиях 1827 г. Согласно Уставу, царь единолично устанавливал размеры пенсий для своих приближенных, величина которых достигала 12 тыс. руб. в год. В зависимости от служебного положения пенсии бывших государственных чиновников колебались от 300 руб. до 4000 руб. в год. На основании актов правительства пенсиями и пособиями обеспечивались также чины полиции и их семьи [28, 780].