Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правовая культура: понятие и структура.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Правовая культура: понятие, виды, деформации. 5

1.1 Понятие и структура правовой культуры. 5

1.2 Виды правовой культуры. 11

1.3 Деформации правовой культуры.. 13

2.
Правовой нигилизм и правовое воспитание
. 16

2.1 Правовой нигилизм. 16

2.2 Правовое воспитание. 22

Заключение. 27

Список
использованных источников
. 29

  

Введение:

 

На сегодняшний день формирование правовой культуры актуально, т.к. она играет
важную роль в построении гражданского, а затем и правового общества. Правовая
культура, во-первых, необходима для создания правового государства, т.к.
является составным элементом, во-вторых, как она представляет собой
совокупность всех культур, на которые распространяется право, выступает
показателем ценностей всех явлений и общественных отношений, регулируемых и
упорядоченных правом.

Не последнее место правовая культура занимает в реализации
знаменитого правового принципа «что законом не запрещено, то разрешено».
Человек с недостаточным уровнем нравственности и правовой культуры без труда
может пойти путем злоупотребления данным принципом. Или же он попросту не будет
до конца понимать, что именно разрешено, а чего делать не стоит. В нашей стране
данная аксиома, в силу правовой неграмотности большинства наших граждан, уже
породила и продолжает порождать существенные негативные последствия. Даже
несмотря на то, что в условиях рыночных отношений, которые предполагают
предприимчивость субъектов и их личную инициативу, она попросту необходима.

Итак, политическая культура развивается вместе с социумом,
формируя ценностные ориентиры, идеалы справедливости и влияя на поведение
большинства его членов. Например, в рабовладельческом обществе не было ценности
личности раба, он трактовался как вещь и товар, но в более поздних обществах
была принята норма свободы людей, и сейчас, когда говорится о случаях
рабовладения, большинство это осуждает, хотя в Древней Греции это было
общепринятой нормой.

Актуальность данной темы характеризуется тем, что ,
во-первых, правовая культура отображает качественное состояние правовой жизни
общества, во-вторых, правовое сознание занимает одно из ключевых мест в механизме
правового регулирования общественных отношений, в-третьих, правовая культура
общества является частью его общей культуры и является показателем уровня
правосознания и правовой активности общества, степени прогрессивности
юридических норм и юридической деятельности.

Правовая культура всегда была объектом пристального внимания
исследователей, среди которых наиболее яркими представителями являются: М.В. Антонов,
В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, С.А. Комаров, В.В. Лазарев, С.В. Липень, А.В.
Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.С. Пиголкин, В.Д. Перевалов, О.В.
Старков и прочие.

Объектом исследования
выступает правовая культура.

Предметом исследования
являются сущность правовой культуры, её виды, составляющие и их характеристики.

Цель исследования – обозначить подходы к формулированию
понятия «правовая культура», рассмотреть структуру и виды правовой культуры.

Задачи, поставленные для достижения цели, заключаются в следующем:

1. Определить понятие и структуру правовой культуры;

2. Рассмотреть виды правовой культуры;

3. Выявить деформации правовой культуры;

4. Рассмотреть правовой нигилизм;

5. Рассмотреть правовое воспитание.

Методами, используемыми в данном исследовании, являются: формально-юридический
анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение.

Теоретической основой исследования являются работы Д.В. Абражеевой, А.Е. Адамова, Е.В.
Бузуна, М.Ж. Дакашева, Ю.А. Кобзева, Н. М. Коркунова, А.В. Малько, Р. Т. Мухаева,
В. Н. Протасова, Т. Н. Радько, Р. А. Ромашова, и прочих.

Практическая значимость исследования: результаты данного исследования
можно использовать в качестве методического материала по данной теме, а также применять
в качестве основы для будущих исследований.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Правовая культура – это обусловленное всем социальным,
духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой
жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой
деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового
развития человека, различных групп и всего населения.

Правовая культура имеет виды, которые выделяются в
зависимости от ее носителей:

— индивидуальная культура, под которой понимается культура отдельного
человека;

— групповая культура, например, в качестве неё
рассматриваются правовая культура студентов, водителей, пешеходов и других лиц;

— общественная культура, например, российская, французская,
американская и так далее;

— профессиональная культура, под которой понимается правовая
культура юридических работников. Она основывается на специальной теоретической
и практической юридической деятельности, подготовки кадров юридической сфере и
адекватном правовом сознании.

Правовой
нигилизм
подразумевает
под собой отрицание права как социального института, системы правил поведения,
которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.
Он характеризуется непризнанием
права в качестве социальной ценности. На практике он проявляется в явно
негативном отношении к закону, правовым нормам, в отрицании необходимости
поддержания правопорядка.

Правовой
нигилизм является негативным фактором, а потому с ним необходимо бороться с
помощью следующих методов:


социально-экономических реформ;


модернизации практики претворения в жизнь правовых норм;


теоретического обоснования необходимости юридических и правовых норм в жизни
общества;


повышения авторитета судебной системы в государстве;


модернизации содержания юридических и правовых норм государства.

Поэтому
существует н
еобходимость в современных условиях обоюдной
ответственности государства, общества и личности в построении правового
государства путем снижения
правового
нигилизма в сознании людей.

Таким образом, правовая культура является духовной базой
всех преобразований. Здесь большое значение приобретает правовое воспитание
населения. Не зная своих прав и не имея привычки соблюдать закон, невозможно
решать серьезные проблемы.

В правовую культуру входят такие показатели, как уважение
законов, четкая и отлаженная работа правоохранительных органов, юридическая
грамотность населения, прочные правовые традиции. А также широкий спектр прав и
свобод граждан и их гарантии, развитая правовая система, полноценное
законодательство, достигнутый уровень правового сознания и многое другое, что
определяет развитие и жизнь государства.

Правовая модернизация – это значительная трансформация
нормативно-правовых актов, модернизация всей системы государственно-правовой
деятельности, юридических процедур. Необходимо формирование конкретного
механизма защиты прав и интересов граждан, их взаимодействие с государственными
органами. Важна правовая защита социальной активности субъектов, поддержки
гражданских инициатив.

При модернизации рассматривается необходимость
преодоления социально-правового объективного противоречия. В законодательстве
отражены и декларированы широкие свободы и права личности, отсутствует система
мер по защите прав и свобод, которые часто проявляются в качестве персональных
усилий индивидов, но не в качестве систематической деятельности государственных
органов и самого государства, общественных объединений и правозащитных
структур.
 

Фрагмент текста работы:

 

1. Правовая культура: понятие, виды, деформации

 

1.1 Понятие и структура правовой культуры

 

Правовая культура – это часть культуры общества, которая
создавалась в период всего его развития, и включает в себя нажитый опыт
предыдущих поколений и прочих мировых культур.

Правоприменительная и правотворческая деятельность может
быть эффективной только в том случае, когда в указанных процессах вышестоящее
место занимают интеллектуальная деятельность, организующее, созидательное
творчество. Рассматривая данные сознательные и созидательные процессы в
правоприменении и правотворчестве, обуславливается понятие правовой культуры и
правосознания.

Правовая культура довольно тесно пересекается с духовной
нравственностью и политическими видами культур. В первую очередь, естественно,
поведенческой, которая связана с воспитанием людей, их адаптированностью к
уважению, организованности, дисциплине, порядку и законам страны. Также важным
элементом правовой системы общества является юридическая культура – обязательное
условие для нормального функционирования страны.

Правовая культура – это не только деятельность людей в
правовой сфере, но также за её пределами, которая, так или иначе, имеет
отношение к применению правовых знаний[1].

Для любой правовой системы понятие личности является
центральным, выступая в различных качествах. Так, она (личность) выступает в
роли субъекта нормативной системы, гражданина, носителя обязанностей,
ответственности и свободы, праводееспособности, законности и прочего. К ней
обращены различные юридические предписания, она во многом определяет, на каком
уровне находится правовая культура общества, состояние правопорядка. Кроме
того, она является объектом судебной и прочей нормативной защиты.

Правовая культура обуславливает границы дозволенного
поведения, свободы субъектов правоотношений, формирует благоприятные условия
для повышения активности граждан, а также укрепляет законность, социальную
справедливость, т.е. создает нравственную атмосферу для комфортной жизни
каждого человека.

Правовая
культура зависит от политических (политическое сознание), экономических и
культурных (мораль, религия) факторов.

Сегодня властям нужно
направить силы на формирование уважения к праву и государству. Сделать это
непросто из-за отпечатка, который наложили этапы истории на правовую культуру
России.

Главное препятствие на
пути РФ к развитию правового государства – это традиция презренного отношения к
праву. В наши дни население часто не воспринимает право в качестве регулятора
общественных отношений. Причиной этому выступает незнание законов, юридическая безграмотность,
боязнь судов и неверие в возможность решения жизненных споров правовыми
методами. Это все говорит о низких показателях развития правовой культуры.

Поэтому если граждане
осознают свои права и свободы, то их соблюдение превратят российского
гражданина в достойного члена гражданского общества. Только «равноправные
отношения» общества и власти, развитые институты гражданского общества могут
ликвидировать такой недостаток как правовой нигилизм.

Структура правовой культуры может быть описана следующим
образом. Прежде всего, это психологическая правовая культура (например,
воровать нехорошо и стыдно). Затем следует поведенческая (я не буду воровать)
и, наконец, идеологическая парадигма (воровство – это преступление)[2].

В качестве структурных элементов правовой культуры можно
выделить следующие признаки[3]:

— Право в качестве системы норм — нормы права не должны
противоречить друг другу, при этом сочетаясь с иными социальными нормами,
например, с нормами морали, религии и так далее. Однако господствовать должны
именно правовые нормы. Нормативно-правовые акты должны содержать правовые
нормы, соответствующие действующим правоотношениям в обществе, не должно быть
устаревших норм, пробелов в праве.

— Правоотношения — общественные отношения, которые нуждаются
в правовом регулировании нормами права. Данные правоотношения характеризуются
типичностью, подконтрольностью, наличием противоположных интересов. Например, у
продавца может быть интерес продать просроченный товар, покупатель же нуждается
в свежем товаре. Иные отношения не могут регулироваться нормами права,
например, не может существовать закона о любви и дружбе.

— Правосознание — население должно иметь высокий уровень
правовых знаний, то есть сформированную правовую идеологию, и уважение к праву,
а именно правовую психологию. Правосознание может подвергаться деформации,
однако оно может быть преодолено путем правового образования, а также правового
воспитания личности и общества.

— Правовые учреждения — обеспечение эффективной деятельности
системы правоохранительных органов, например, судов, полиции, прокуратуры,
адвокатуры и других. Также, необходима развитая система юридических служб в
организациях, на предприятиях, наличие специализированных средств массовой
информации, которые бы доносили правовую информацию до населения, в частности,
«Российская газета».

— Правовая деятельность — все участники
правоотношений должны соблюдать нормы права, в том числе и адресованные им
персонально. Это накладывает некоторые обязательства на человека и гражданина в
силу его правового



[1] Старков
О.В. Теория государства и права: учебник. М.: Дашков и К, 2018. С. 307

[2] Мухаев
Р. Т. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е
изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 429

[3] Теория
государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев,
С.В. Липень. 5-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. С. 395-396

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы