Курсовая теория на тему Правовая характеристика Законника вавилонского царя Хаммурапи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законник. 5
1.1. Личность
царя Хаммурапи. 5
1.2. Общая
характеристика законов Хаммурапи. 7
Глава 2.
Законы царя Хаммурапи, характеристика. 12
2.1.
Характеристика экономической жизни древневавилонского общества по Законнику
Хаммурапи. 12
2.2. Преступление
и наказание. Судопроизводство. 16
Заключение. 20
Список
использованных источников. 22
Введение:
Введение
Для изучения юридических
дисциплин необходимо познание предмета любой области юридических знаний, в том
числе и историю государства и права зарубежных стран. В данной дисциплине
говорится о становлении и развитии права в мире, исследование на различных
исторических этапах для выявления закономерности тенденции движения, извлечения
исторических уроков и определения перспектив развития. Вне историко-правового
анализа, связывающего явления и процессы настоящего, невозможно понять правовую
природу самой современности. Поэтому исследование правовых явлений и процессов
не может ограничивать себя рассмотрением их состояния на данный момент «наличного»
существования, поскольку, таким образом, будет утрачена причинно-следственная
связь в историческом развитии права. Все это отражает актуальность написания и
изучения исследования по теме «Правовая характеристика Законника вавилонского
царя Хаммурапи».
Объектом исследования
данной курсовой работы являются общественные отношения, урегулированные нормами
Законника вавилонского царя Хаммурапи.
Предметная направленность
– непосредственно сам свод законов Хаммурапи, как основной источник
древневавилонского права.
Целью данной курсовой
работы является выявление основных черт и принципов функционирования древневавилонской
системы гражданского права в той мере, в какой они отражены в своде законов вавилонского
царя Хаммурапи, как правового регулятора общественного поведения.
Для выполнения
поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— дать общую
характеристику законника Хаммурапи, как основного источника древневавилонского
права;
— подробно рассмотреть
структуру законника Хаммурапи путём разбора отдельных его элементов;
— подробно
проанализировать нормы законника Хаммурапи, регулирующие отдельные сферы
общественных отношений (социальный строй, судопроизводство и т.д.);
— подвести итог курсовой
работы на тему «Правовая характеристика Законника вавилонского царя Хаммурапи».
Исследование темы
указанной работы осуществлялось при помощи методов – метод всестороннего познания
предмета исследования, метод обобщения полученных материалов по изученной теме.
Структура курсовой работы
обусловлена кругом исследуемых проблем и отвечает поставленным целям и задачам.
Работа состоит из введения, двух глав, объединивших
четыре параграфа, заключения и списка
использованных источников.
Методология исследования
данной работы основана на общенаучных методах. В работе использовались такие
общенаучные методы как анализ и синтез,
раскрывающиеся в аналитическом обобщении изученных материалов, законодательных
актов. Также в методологию исследования данной работы вошли такие методы как
обобщение, основанное на выделении существенных признаков предмета
исследования. В теоретическую основу данной исследовательской работы входят
такие положения как научные труды, к которым
отнесены работы А.А. Вологдина, А.О.
Захарова, А.В. Поповой, В.И. Авдиева, М.А. Исаева и другие.
В конце каждого параграфа
имеются обобщенные выводы по рассматриваемому вопросу. Также в конце каждой
главы имеется общий вывод. На основании всего имеющегося в курсовой работе в
заключении подводятся общие итоги написанной курсовой работы на тему «Правовая
характеристика Законника вавилонского царя Хаммурапи» в виде обобщения
изученного материала.
Заключение:
Заключение
Исследование темы курсовой
работы осуществлялось при помощи методов:
— метод всестороннего
познания предмета исследования — с его помощью был проведен анализ судебника
вавилонского царя Хаммурапи на основании изученной специальной литературы;
— метод обобщения
полученных материалов по изученной теме — с его помощью можно сделать тезисы,
на основании которых формулировались выводы в проделанной работе. Выводы были
приведены как в конце каждого параграфа, так и в конце главы курсовой
работы, что позволило основные выводы
описать в заключении.
Структура работы:
введение, глава 1. Вавилонский царь Хаммурапи и его законник; 1.1. Личность
царя Хаммурапи; 1.2. Общая характеристика законов Хаммурапи; Глава 2. Законы царя Хаммурапи, характеристика; 2.1. Характеристика
экономической жизни древневавилонского общества по Законнику Хаммурапи; 2.2. Преступление
и наказание. Судопроизводство; заключение, список используемых источников.
Данная структура курсовой работы дает возможность изучить как незаурядную
личность вавилонского царя Хаммурапи, так и созданный им свод законов, на
основе которого развивалось законодательство в древности. Обобщив проделанную
работу можно сделать следующие выводы:
1. законы
Хаммурапи – это первый в истории достаточно полный и многосторонний свод
правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более
ранних законов и весьма четко определявших права и обязанности населения, в
частности ограничивавших сделки частнособственнического характера.
2. Кодекс
Хаммурапи является дальнейшим развитием и кодификацией древнешумерийских
законов, оказавших сильное влияние на вавилонское законодательство. Судебник
Хаммурапи несколько более систематичен, чем сборники шумерийских судебных
решений, и в нём уже ясно чувствуется попытка законодателя объединить в группы
родственные по содержанию статьи закона. Однако он всё же ещё не может быть
признан кодексом в полном смысле этого слова и скорее является сводом отдельных
юридических решений (казуальное право).
3. Наказания
за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью.
Основной принцип назначения наказаний – талион, т.е. воздаяние по принципу «око
за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба».
На основании имеющихся
выше выводов, можно говорить о том, что на поставленные для написания курсовой
работы на тему «Правовая характеристика Законника вавилонского царя Хаммурапи»
задачи:
— дать общую
характеристику законника Хаммурапи, как основного источника древневавилонского
права;
— подробно рассмотреть
структуру законника Хаммурапи путём разбора отдельных его элементов;
— подробно
проанализировать нормы законника Хаммурапи, регулирующие отдельные сферы
общественных отношений (сельское хозяйство, судопроизводство и т.д.);
— подвести итог курсовой
работы на тему «Правовая характеристика Законника вавилонского царя Хаммурапи»
выполнены.
При написании работы была
изучена научная литература таких авторов как А.А. Вологдина, А.О. Захарова,
А.В. Поповой, В.И. Авдиева, М.А. Исаева и другие.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Вавилонский
царь Хаммурапи и его законник
1.1. Личность царя Хаммурапи
Народы Двуречья обладали
развитой материальной культурой и письменностью (клинописью), которые благодаря
археологическим находкам стали известны современным исследователям. Тексты,
высеченные на камне, а также сделанные на глиняных табличках, позволяют судить
о государственном строе, социальной культуре населения, правоотношениях в
обществе. Среди источников большое количество документов как частного, так и
государсвтенного, политического характера. Выделим лишь наиболее известные из
них: сказания о Гильгамеше, изложение «реформ» Урукагины, правителя Лагаша,
законы царя Ур-Намму из города Ура, законы Липит-Иштара, правителя царства
Исии, законы царя Билаламы царства Эшнунны, и один из самых значительных памятников
Древнего мира – законы царя Хаммурапи[1].
Однако, перед тем как
давать правовую характеристику Законника Хаммурапи, необходимо сказать о самом
вавилонском царе Хаммурапи, как личности.
Период от падения III
династии Ура до завоевания Месопотамии кассетами (XX—XVII вв. до н. э.) условно
принято называть старовавилонским. В это время Вавилон впервые возвысился над
всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, в конце концов,
объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии. К 1800 г. до н. э. Месопотамия
превратилась в грандиозный цветущий, заботливо ухоженный сад. Так как старые
города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости, то новые
способы ведения хозяйства способствовали укреплению торговых центров, таких,
как Вавилон. Первые правители небольшого царства Вавилона вели осторожную
политику, заключая союзы с сильными соседними государствами – Ларсой, Исином,
Мари, причём точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Так, первая пятёрка
Вавилонских царей смогла значительно расширить свои владения, но он ещё не
достиг уровня союзников.
Положение меняется, когда
к власти приходит шестой царь Вавилона – Хаммурапи, который был одним из
величайших политиков древности. Он правил в Вавилоне с 1792 по 1750 гг. до
новой эры.
«Я —
Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова
отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но
мудрому они созданы для соблюдения[2]» —
так было написано в Законнике Хаммурапи о его предназначении.
Хаммурапи был одним из
самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий
законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления
территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы
туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не
дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и
разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы
расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце
концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.
Хаммурапи был выдающимся
политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг
вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в
нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская
власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и
источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично
понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и
справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов
Хаммурапи. [1] Вологдин
А. А. История государства и права
зарубежных стран в 2 т. Том 1 : учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин.
— 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020 г, с. 25 [2] Законы Хаммурапи (История Древнего
мира, изд. 2-е, Т. 1). — М.: Наука, 2004 г., с. 37