Курсовая теория Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая теория на тему Правотворческий (законодательный) процесс и его этапы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава І. Понятие, принципы и
функции правотворчества. 5

1.1. Понятие
правотворчества. 5

1.2. Функции и
принципы правотворчества. 10

Глава
ІІ. Субъекты, виды и стадии правотворчества. 13

2.1.
Субъекты правотворческой деятельности. 13

2.2. Виды
правотворчества. 17

2.3. Стадии
правотворческой деятельности. 19

Заключение. 22

Список
использованной литературы.. 24

  

Введение:

 

Проблематика деятельности, связанной
с правом, государственно-правового воздействия на общество, правотворчество
является чрезвычайно широкой. Ей посвящен довольно широкий круг научных исследований.
В то же время такая ситуация пока что не позволила сформировать единую научную
концепцию юридической деятельности, такого ее вида как правотворчество.

Однако в поле зрения ученых до
сих пор не всегда находятся вопросы деятельности, связанной с правом,
правотворчества в контексте ее результативности, природы закона как
управленческого решения государства и его признаков.

В отличие от других процессов
принятие нормативно-правовых решений отличается тем, что является особым
процессом, а именно: деятельностью государства, связанной с правом, то есть с
разработкой юридических норм. При этом последние должны быть выработаны и
реализованы в правовой способ как особые управленческие решения
–нормативно-правовые акты.

По поводу форм государственной
деятельности В. С. Петров в свое время отмечал: "что касается правовых
форм деятельности государства, то к ним относятся создания, реализация и охрана
права. В литературе эти формы называют видами государственной деятельности или
формами осуществления функций государства. Создание права (правотворчество)
есть специфический вид деятельности государственных органов, поскольку никакие
другие органы и учреждения господствующего класса не имеют права создавать
юридических норм. Если юридические нормы в виде исключения создаются
негосударственными органами, то и в этом случае конкретное полномочие на
создание права они получают от государственной власти».

В любом правовом,
демократическом, социальном государстве правотворчество органов государственной
власти занимает ведущее место. Это связано, прежде всего, с тем, что следствием
правотворчества является возникновение определенных общественных отношений, которые
могут изменяться и прекращаться под действием нормы права.

Правотворчество является одним
из показателей развития государства. Поэтому считаем необходимым придерживаться
принципа правильного применения сроков, поскольку в научной литературе
по-разному толкуют и используют термины “нормотворчество” и “правотворчество”.

Цель работы – проанализировать
особенности правотворческой деятельности.

Задачи работы:

Изучить понятие правотворчества,

Проанализировать функции и
принципы правотворчества,

Охарактеризовать субъекты
правотворческой деятельности,

Проанализировать виды и стадии
правотворчества.

Объект исследования –
правотворчество.

Предмет исследования –
теоретические особенности осуществления правотворческой деятельности.

Структура работы. Курсовая
работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной
литературы (15 позиций). Общий объем работы —  
страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как итог, отметим, что в научной
литературе по-разному применяют и  толкуют
термины “правотворчество”, “законотворчество”, “правообразование”,
“нормотворчество”. На наш взгляд, законотворчество не нужно отождествлять с
правотворчеством, несмотря на то, что эти процессы тесно связаны между собой.
Однозначно, что результатом законотворчества является принятие законов. В свою
очередь, следствием правотворчества в широком понимании являются
нормативно-правовые акты, юридические прецеденты, договоры, правовые обычаи,
правовые доктрины, принципы права и другие источники права.

Относительно научного понимания
правообразования соглашаемся с мнениями тех ученых, которые утверждают, что
правообразования является формой возникновения и бытия права в широком правовом
поле: к правотворчеству, наряду с ним, в виде правотворчества, после
правотворчества, в процессе реализации правая.

Анализ определений
“правотворчества” и “нормотворчества” приводит к выводу об отсутствии у ученых
единого взгляда относительно этих категорий. Неправильно отождествлять противопоставлять
ли эти категории. Нормотворчество является разновидностью правотворчества.
Стоит отметить, что первоочередным вопросом в решении любой дискуссии есть
термины и их правильное определение.

В юридической литературе
сформировались различные подходы к определению правотворчества, в узком
понимании ее определяют как деятельность государства по принятию
нормативно-правовых актов, их изменения и отмены, в широком – как деятельность
широкого круга субъектов правотворчества по принятию, изменению и отмене
нормативно-правовых актов. От правотворчества следует отделять механизм
правотворчества. Правотворчество и механизм правотворчества являются
самостоятельными разноплановыми правовыми явлениями. Правотворчество – это
целенаправленное динамический процесс, направленный на создание правовых норм,
механизм правотворчества является целенаправленной системой правовых средств,
комплексом взаимосвязанных правовых инструментов, с помощью которых происходит процесс
определения потребностей правового регулирования общественных отношений и с
целью принятия, изменения, отмены правовых норм субъектами правотворчества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава І. Понятие,
принципы и функции правотворчества 1.1. Понятие правотворчества Вопрос о возникновении
(формирования) содержания права и сейчас остается дискуссионным. Или право
создается стихийно, независимо от человека, под давлением исторических
обстоятельств или это результат только человеческой творческой деятельности –
однозначно ответить не просто.

Бесспорно только факт данности
(реальности) права как регулятора общественных отношений, так же как и
изменчивости содержания его норм на длительном историческом пути становления. Проводя
параллели с процессом эволюционного развития и формирования человеческого
общества, следует считать, что право также формировалось постепенно, в
результате межличностного человеческого общения, выкристаллизовывалась из
практики общественной жизни[1].

Главными рычагами, которые
влияли и влияют на процесс формирования содержания права, природа человека и
различные общественные факторы. Выделившись из животного мира, человек как
мыслящее существо сохранила много образцов поведения, присущих ее
первоначальной природе. Это касается и заботы матери о своем ребенке, и
склонности отделять собственные участки для жизни, и формировать длительные
пары и тому подобное. Также в человеческой природе коренятся многочисленные
базовые потребности и интересы, которые заложены в ней на уровне инстинктов
(например, пищевой, половой, властный), потребность в безопасности и свободе,
не может не принимать во внимание право.

Необходимость
приспособиться к окружающей среде, обеспечивать свои потребности в пище,
безопасности, продолжении рода, обусловили у людей необходимость вступать во
взаимодействие друг с другом, постепенно образуя [1] Андриченко, Л. В. Концепции развития российского законодательства /
Л.В. Андриченко, О.А. Акопян, В.И. Васильев. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 128 с.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОГО (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО) ПРОЦЕССА 5
1.1. Понятие, задачи и функции правотворческого (законодательного) процесса 5
1.2. Соотношение правотворческого (законодательного) процесса со смежными правовыми категориями 9
2. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО) ПРОЦЕССА 14
2.1. Законодательная инициатива как начальная стадия законодательного процесса 14
2.2 Обсуждение законопроекта в Государственной Думе и его последующее отклонение или принятие 16
2.3 Одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона, или отклонение его 20
2.4. Промульгация закона 24
2.5. Официальное опубликование закона и вступление его в силу закона 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

 

  

Введение:

 

Жизнь современного социума, а также всего государства в целом, непрерывно меняется. Появляются новые отношения, меняются уже существующие. В связи со всем этим, законодательство переживает существенные изменения. Ведь иногда нет возможности урегулировать новые отношения в социуме законодательством, принятым десятки лет назад.
В современном социуме все лица каждый день соприкасаются со особыми правилами, закрепляемыми в законах, а вместе с тем в подзаконных нормативных актах. Каждое государство устанавливает в отношениях в социуме определенный порядок, который регулируется посредством законодательства. Законодательством охвачена большая часть сфер всей жизнедеятельности людей, расширяются границы регламентирующего воздействия на отношения в социуме, в зависимости от усложнения общественного бытия.
Такая значительная в жизни человека и всего социума роль законодательства предполагает знание того, как это законодательство функционирует, как оно формируется и развивается. Без данного знания невозможна эффективная деятельности, направленная на разработку законов и подзаконных нормативных актов, призванных разрешать задачи по обеспечению свобод гражданина и человека, а также прогресса всего социума в целом.
Законодательный процесс в России на сегодняшний день осуществляется в весьма сложной политической обстановке. Этим обусловлены особенности и проблемы современного законодательного процесса, его принципы, элементы.
Феномен законодательного процесса в нашем государстве – это комплексная проблема и в теоретическом, и в практическом отношении. Необходимость усложнения и совершенствования парламентских процедур, через которые законопроект проходит в законодательном государственном органе, предполагает наличие соответствующего уровня правосознания у законодателя. Следовательно, всем вышесказанным обусловлена актуальность темы данной работы.
Целью данной работы является анализ теоретических основ правотворческого (законодательного) процесса и рассмотрение его этапов.
В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
— определить сущность понятия законодательного процесса;
— рассмотреть основные принципы законодательного процесса;
— охарактеризовать стадии законодательного процесса в Российской Федерации и проанализировать их особенности;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом исследования являются социальные отношения, возникающие между субъектами законодательной инициативы и субъектами деятельности по законотворчеству, а также между самими субъектами законотворческой деятельности.
Предметом исследования являются этапы правотворческого (законодательного) процесса.
Структура работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Правотворчество — это наиболее важный фактор жизни социума. Законы и другие нормативные акты различного уровня регламентируют все сферы социальной жизни. В настоящее время считается очень важным иметь положительную правовую среду. существование качественной правовой системы в государстве непосредственно отражается на жизни социума, гарантирует развитие экономической среды, оказывает положительное влияние на политическую жизнь, способствует развитию общественных отношений, совершенствует внешнеполитические отношения.
Одним из важнейших видов правотворчества считается законотворчество. В рамках данного исследования изучение законодательного процесса (законотворчества) стоит на первом месте.
В широком смысле законодательный процесс рассматривается как порядок или совокупность действий парламента страны по вопросам создания нормативно-правовых актов, таких как, к примеру, федеральных конституционных и федеральных законов, начиная с принятия законопроекта на рассмотрение и заканчивая принятием закона . В более узком смысле, законодательный процесс рассматривается в рамках конституционного права, в качестве совокупности последовательно сменяющих друг друга стадий, которые установлены Конституцией.
Под стадией законодательного процесса понимается урегулированная Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, совокупность действий полномочных органов и должностях лиц государственной власти по вопросам внесения, рассмотрения, одобрения, подписания и опубликования принятого нормативно правового акта.
Выделяются следующие основные стадии законодательного процесса такие как:
1. Осуществление права законодательной инициативы на то субъектами законодательной инициативы, уполномоченными на то, а также подготовка законопроекта для рассмотрения в Государственной Думе, либо его отклонение.
2. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе, которое чаще всего проходит в трех чтениях.
3. Одобрение закона или его рассмотрение в Совете Федерации.
4. Возврат законопроекта в Государственную Думу с целью повторного рассмотрения.
5. Подписание законопроекта Президентом Российской Федерации, либо его возврат на рассмотрение в Совет Федерации.
6. Опубликование закона в официальных источниках и вступление его в законную силу.
Стадии возврата в Государственную Думу и Совет Федерации признаются дополнительными стадиями, которые применяются о необходимости, их существование не носит обязательного характера. Можно сказать, что данные стадии служат гарантиями для реализации конституционных положений и одним из элементов в системе сдержек и противовесов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОТВОРЧЕСКОГО (ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО) ПРОЦЕССА
1.1. Понятие, задачи и функции правотворческого (законодательного) процесса
Законодательный процесс представляет собой неотъемлемый элемент государственной и общественной жизни, присущий любому государству с любой формой правления, поскольку без создания законов, определяющих правила поведения не может существовать государство как общественно-политический институт. В результате законодательного процесса создаются нормы права, которые облечены в форму закона – нормативный правовой акт, являющийся основополагающим источником права и обладающим свойством верховенства.
Отметим, что единого понятия законодательного процесса юридическая наука не сформировала, что показывает многоплановость данного явления и демонстрирует различные подходы к определению его содержанию.
Вместе с тем, полагаем, понятие законодательного процесса должно быть шире, поскольку он включает в себя также стадию разработки законопроекта, стадию законодательной инициативы. Факультативными стадиями являются публичное обсуждение законопроекта, а также принятие закона всенародным голосованием.
Нельзя не отметить и особенности законодательного процесса в субъектах РФ, регулируемого Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ , согласно положениям которого можно выделить три формы регионального законодательного процесса: деятельность органов законодательной власти по принятии законов субъекта РФ; деятельность органов законодательной власти по официальному толкованию законов РФ; и законодательный процесс, осуществляемый путем регионального референдума. Значимую роль в региональном законодательном процессе играют главы субъектов РФ, общественные палаты, экспертные советы .
Таким образом, приведенные в начале настоящего раздела традиционные определения понятия законодательного процесса не в полной мере отражают современные реалии. А они таковы, что в законодательный процесс включается сегодня больше участников, не ограничиваясь только органами государственной власти. На различных стадиях рассмотрения и принятия закона в законодательном процессе могут принимать иные субъекты законодательной инициативы, экспертные группы, народ России в целом.
Учитывая рассмотренное выше, понятие законодательного процесса в следует формировать с учетом более широкого по сравнению с традиционным подходом.
Итак, полагаем, что законодательный процесс – это урегулированная нормами Конституции РФ , федеральными и региональными законами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на реализацию права законодательной инициативы, связанная с рассмотрением, обсуждением (в том числе с привлечением общественности) законопроектов, принятием, подписанием и опубликованием законов, создающих, изменяющих или отменяющих нормы права.
Теоретической проблемой, обсуждаемой в юридической литературе, является вопрос о соотношении понятия «законодательный процесс» со смежными категориями, в частности, такими как «правотворческий процесс», «законотворческий процесс».
Как полагаем А.С. Пиголкин, правотворческий процесс – это определенный процессуальный порядок осуществления государственно-властной деятельности по принятию и опубликованию нормативных правовых актов .
На наш взгляд, можно говорить о том, что результатом процесса законодательного являются следующие виды законов, принимаемых в Российской Федерации: закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, конституция или устав субъекта РФ, закон субъекта РФ.
Круг продуктов правотворческого процесса при этом гораздо шире: помимо законов к ним можно отнести подзаконные акты, муниципально-правовые акты.
Законодательный процесс составляет важную часть деятельности Федерального Собрания РФ. В то же время в его деятельности более фундаментальной по отношению к законотворчеству является представительная функция. Не случайно в статье 94 Конституцией РФ определяется: «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным» и уже затем «законодательным органом Российской Федерации». В любом случае законодательная и представительная функции в конституционном тексте разведены.
Данная функция заставляет рассматривать активность парламента, в том числе в области законотворчества, как способ реализации коллективного права народа на власть (ст. 3 Конституции РФ). Представительный статус парламента наиболее значим именно в законодательной деятельности, поскольку ее продукт — законы — лежат в основании правовой системы страны, являются формой стратегического управления и соотнесения между собой интересов всех групп населения.
Динамизм экономических, политических и социально культурных потребностей современного общества выдвигает все новые и новые задачи правового регулирования соответствующих общественных отношений. Из существующих задач необходимо выделить такие как:
— исследование различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений;
— выявление и тщательный учет при формировании законов многообразных интересов социальных и национальных образований, общественных групп и общества в целом, их особенностей, обычаев, традиций;
— использование в процессе создания закона соответствующих достижений науки, техники и культуры;
— проведение сравнительного анализа проектируемого закона не только с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств, но и с другими регуляторами общественной жизнедеятельности;
— постановка в целесообразных и возможных случаях специальных экспериментов для определения оптимального варианта правового регулирования соответствующих групп общественных отношений и выработки наиболее эффективной формы правового воздействия на эти отношения,
— определения связи, соответствия и взаимодействия проектируемого закона с данной правовой системой в целом и прежде всего с Конституцией РФ;
— совершенствование организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Главное в законодательной деятельности парламента — поиск и формулирование компромиссных решений, снижающих уровень общественных противоречий и обеспечивающих классовый мир, с одной стороны, а с другой — позволяющих органам исполнительной власти в рамках действующего законодательства принимать достаточно эффективные управленческие решения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы