Курсовая теория Юриспруденция Правоохранительные и судебные органы

Курсовая теория на тему Правосудие как исключительная функция судебной власти

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Правосудие в системе функций судебной власти 5

1.1. Понятие и виды функций судебной власти 5

1.2. Понятие и сущность правосудия 8

2. Проблемы и перспективы осуществления правосудия в РФ 13

2.1. Актуальные проблемы осуществления правосудия в РФ 13

2.2. Проблема доступности правосудия в РФ 15

Заключение 18

Список использованных источников 20

  

Введение:

 

В российском государстве каждый человек вне зависимости от рода занятий наделен правом обращения в соответствующие государственные органы власти за защитой своих нарушенных прав и свобод. Считается, что наиболее эффективным способом такой защиты являются суды и содействующие им в этом иные правоохранительные органы. Указанное право получило свое официальное закрепление в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. , которая гласит: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом», Конституции Российской Федерации , федеральном законодательстве.

Исторически правосудию всегда был присущ особый авторитет и восприятие обществом как важной функции государства. В представлении людей суд осуществляется лицами, чьи моральный облик и поведение не вызывают сомнения, а отношение их к рассматриваемому делу реализуется только с позиции справедливости и законности. Можно согласиться с И. В. Дворянсковым, что правосудие не нужно воспринимать как некую самодостаточную ценность, а следует исходить из его институциональной и функциональной способности, с одной стороны, разрешать социальные конфликты и противоречия, с другой стороны, выступать истинным защитником и гарантом прав человека .

В толковом словаре В. Даля правосудие понимается как «право судить по правде, по закону, по совести» . Вместе с тем в юридической науке нет однозначного мнения о понятии правосудия и пределах его действия. Данное обстоятельство и определяет актуальность выбранной темы.

Цель работы – рассмотреть правосудие как одну из функций судебной власти в РФ. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определение места правосудия среди функций судебной власти

2. Анализ понятия правосудия как функции судебной власти

3. Выявление проблем осуществления правосудия в РФ и поиск путей их преодоления.

Объект исследования – общественные отношения в сфере осуществления судебной власти. Предмет исследования – нормы права, регулирующие реализацию правосудия в РФ.

Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания, а также исторический, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие частные научно-исследовательские методы.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ , Федеральные Законы, постановления Пленума Верховного Суда РФ.

В работе использованы труды Скуратова Ю.И., Кузьминых, Ротар А. И., Прокудиной Л.А., Поповой Е. С., Носенко Л.И., Ждановой Ю. А., Ахмадеева Р.Г. и других авторов.

Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопрос об общем понятии правосудия до сих пор остается дискуссионным. Во многом это обусловлено тем, что, несмотря на активное использование термина «правосудие» в российских нормативных правовых актах, его значение в них не раскрывается. Например, ст. 118 Конституции РФ содержит всего лишь одну краткую формулу: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Однако, чтобы понять, какой юридический смысл вкладывает в этот термин законодатель, необходимо проанализировать целый ряд конституционных норм, закрепляющих базовые судоустройственные и судопроизводственные принципы, в которых правосудие находит свое отражение. Впрочем, этот пробел законодательства компенсируется огромным количеством определений данной правовой категории в научных публикациях, в которых понятие «правосудие» наполняется конкретным содержанием.

Произошедшие с начала современной судебной реформы объективные изменения предмета деятельности суда, связанные с расширением границ судебного контроля в административном и уголовном процессе, появлением административных дел и административного судопроизводства, упрощенных и приказных производств, упростивших процедуру рассмотрения и разрешения отдельных категорий административных и гражданских дел, расширением полномочий судей по делам об административных правонарушениях, требуют существенного изменения понимания правосудия, которое уже нельзя ограничить только рассмотрением и разрешением в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел, как это было в советский период отечественной истории. Правосудие, по существу, теперь охватывает самые разнообразные правовые конфликты, требующие разрешения с использованием критериев законности и справедливости, в том числе административные правонарушения. Таким образом, суд всегда выступает как орган правосудия независимо от того, какую категорию дел он решает.

Таким образом, современные проблемы реализации правосудия и вопросы преодоления негативного на него влияния необходимо рассматривать в комплексе. Важное значение имеют не только оперативное реагирование на уже существующие отрицательные моменты, но и своевременное выявление их предпосылок и профилактика. Правосудие – это составляющая основного функционального содержания судебной власти и осуществляемая в установленном законом процессуальном порядке деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению конституционных, административных, гражданских и уголовных правовых споров и конфликтов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Правосудие в системе функций судебной власти

1.1. Понятие и виды функций судебной власти

Важнейшей задачей правового регулирования в современных условиях является установление основ стабильного функционирования общества, отвечающее интересам личности и государства. Сущность и социальное назначение права проявляются в его основных функциях, отражающих его воздействие на характер общественных отношений в целях их урегулирования, упорядоченности и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма .

Понятие «функция» в современной науке рассматривается как внешнее выражение качеств конкретного объекта в определенной системе отношений, как форма связи между изучаемыми объектами. Функция в общесоциологическом аспекте выражается как совокупность определенных действий лиц, органов, обусловленных их компетенцией, назначением, как обязанность действовать в соответствии со служебными полномочиями. Понятие «функция» применительно к государству трактуется как основное направление государственной деятельности, определяемое ее содержанием и стоящими перед государством целями и задачами.

Содержание каждой функции формируется на основе различных аспектов государственной деятельности В Российской Федерации на конституционном уровне закреплены цели и задачи формирования подлинно демократической государственной власти, принадлежащей суверенному многонациональному народу России.

Государственная власть по своей сущности и по своему содержанию едина, но реализуется на основе разделения ее ветвей, их координированном взаимодействии на основе заложенной в Конституции Российской Федерации системы сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей означает разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, В современных условиях данная классическая триада дополняется сформировавшейся президентской и контрольно-надзорной властью. В основе сложившегося взаимодействия всех ветвей власти заложена система определенных сдержек и противовесов, которая законодательным путем препятствует сосредоточению властных полномочий в одном каком-либо органе государственной власти. Принцип разделения властей способствует утверждению верховенства права, подчинению и подконтрольности государственной власти обществу; обеспечение условий для защиты и реализации прав и свобод человека. Демократическая государственная власть использует формы непосредственной, представительской, президентской демократии, для осуществления власти народа Российской Федерации.

Правовой статус судебной власти в системе разделения властей обеспечивает органам судебной власти, наряду с иными органами государства значительную роль в механизме государства. Осуществление судебной власти в соответствии с принципом разделения властей является фундаментальным признаком современного демократического государства, поскольку судебная власть как относительно самостоятельная, обособленная от иных государственных структур ветвь власти свидетельствует об утверждении в российском государстве принципа верховенства права, обеспечивающего гуманистические идеалы свободы и справедливости. Являясь самостоятельной независимой ветвью государственной власти, судебная власть от имени государства обеспечивает защиту прав личности, разрешение противоречий, конфликтов между гражданами и государством, между юридическими лицами. Величайший философ И. Кант полагал, что судебная власть должна осуществляться только судами. Он вывел важнейшее положение о независимости суда и необходимости введения выборного суда присяжных и утверждал, что «приговор верховного судьи неизменяем». Характеризуя сущность судебной власти, он обосновал положение о том, что судебная власть обязана признавать то, что в конкретных случаях соответствует праву . Кант определяет понятие «справедливость» как вынесение приговора судом, в соответствии с положениями законодательства. Он трактует суд как высшую справедливость государства и полагает, что вопрос о понимании справедливости суда является самым важным из всех правовых вопросов.

С.С. Алексеев рассматривает правосудие как важнейшее силовое средство, основанное на нормах и ценностях высшего, подлинного естественного права, поддержанное авторитетом государства. Он утверждает, что нормы естественного права, закрепленные в системе позитивного права, становится ценностным нормативным регулятором .

Практическая реализация судебной власти в реальной действительности определяется наличием объективного и субъективного права, реализуется в процессе применения права в определенной жизненной ситуации.

Функции судебной власти выражают наиболее важные направления судебной деятельности, направленные на реализацию основных задач, от выполнения которых зависит дальнейшее развитие общества и государства. Они обладают такими признаками, как устойчивость, непрерывность, длительность действия. Но формы осуществления функций судебной власти носят также изменчивый характер, они трансформируются в результате изменяющихся объективных условий общественного развития.

Таким образом, судебная власть, осуществляя функции по выполнению общесоциальных задач от имени государства, разрешает вопросы, возникающие перед судами как носителями одной из ветвей государственной власти, и в то же время осуществляет собственные судебные функции .

Сущность и содержание судебной власти определяются функциями права, тесно связанными с функциями государства. Разделение властей на ветви не означает нарушение принципа единства государственной власти. Данное единство государственной власти предполагает определенную степень относительной автономности составляющих ее компонентов, являющейся фундаментом теории разделения властей . Все ветви власти функционируют согласованно. Система разделения властей определяет их свойства, формы, функции, методы деятельности, закрепляет их координацию и взаимодействие друг с другом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы