Курсовая теория на тему Правосубъектность юридического лица и лицензирование его деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
Понятие и виды юридических лиц
1.1... Понятие и признаки юридических лиц
1.2... Правосубъектность юридических лиц
ГЛАВА 2.
Лицензирование деятельности юридических лиц
2.1.
Правовое регулирование лицензирования деятельности юридических лиц
2.2.
Проблемы лицензирования деятельности юридических лиц и пути их решения
Список
использованных источников
Введение:
Актуальность темы исследования.
Демократические преобразования, которые начались в нашей стране в начале XX
века, затронули все сферы экономической и политической жизни общества.
Практическая реализация принципа свободного предпринимательства в сочетании с
принципом его национальных положений об условиях интеграции в международное
сообщество привела к признанию России в качестве страны с рыночной экономикой.
Конституция Российской Федерации провозгласила Российскую Федерацию
демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой
правления[1].
Реформы, направленные на создание наиболее важных институтов правопорядка,
затронули все отрасли национального права.
В изменившихся социально-экономических
условиях институт юридического лица претерпел значительные преобразования.
Связи с общественностью, возникающие в процессе создания и деятельности
юридических лиц, в том числе корпоративные правовые отношения, складывающиеся
между юридическим лицом, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими
функции его органов, являются сложными, появляются новые типы соглашений,
формируются принципы корпоративного поведения и разрабатываются критерии
взаимной гражданской ответственности участников этих отношений.
Категория юридических лиц стремительно
развивается под влиянием достижений европейского континентального и
англо-американского корпоративного права. В российском общественном порядке
была построена новая система юридических лиц, которая продолжает быстро
развиваться. Принципиальные изменения претерпели фундаментальные принципы
регулирования правового механизма создания и функционирования юридических лиц.
В связи с этим теоретические подходы, установленные ранее для объяснения
сущности юридического лица, требуют глубокого переосмысления. Возникла острая
необходимость в создании целостного и научно-обоснованного концепта,
раскрывающего сущность, методы и формы реализации правосубъектности
юридического лица.
Объектом исследования являются общественные
отношения, возникающие в сфере деятельности юридических лиц, а также в сфере
института лицензирования.
Предметом исследования являются правовые
нормы, определяющие правовой статус юридических лиц и порядок их деятельности.
Целью исследования является характеристика
сущности юридического лица. Для достижения этой цели были решены следующие
задачи:
– определить понятие юридического лица и выявить
сущностные признаки юридического лица;
–проанализировать конструкцию
правосубъектности юридического лица;
–проанализировать правовую базу
лицензирования деятельности юридического лица;
– выявить проблемы, существующие в сфере
лицензирования деятельности юридических лиц, а также обозначить возможные пути
их решения.
Теоретическую базу исследования составили
труды таких цивилистов советского и постсоветского периода как С. И. Аскназий, С.Н. Братусь, О. С. Иоффе. В работе
были также использованы научные работы современных исследователей, занимающихся
проблематикой юридических лиц.
Методологической основой исследования является
совокупность научных приемов и методов изучения явлений и процессов, в том
числе диалектический, конкретно-исторический, формально-логический,
структурно-функциональный метод, метод сравнительного исследования
[1] Конституция
Российской Федерации (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от
30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание
законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
Заключение:
Данная работа посвящена исследованию понятия
юридического лица и значении понятия правосубъектности в гражданском обороте.
В современных условиях роль юридических лиц в
обществе усилилась. Их деятельность оказывает непосредственное влияние на
экономическую и политическую жизнь общества. Они в полной мере участвуют в
правовых отношениях и, следовательно, имеют ряд прав и обязанностей. Поэтому
вопрос о правосубъектности юридического лица является особенно актуальным.
В рамках исследования рассматривается
значение современного законодательства для концепции правосубъектности
юридического лица, а также ряд теоретических вопросов, связанных с
межотраслевой правосубъектностью юридического лица.
В соответствии с новым Гражданским кодексом
все юридические лица могут осуществлять только те действия, которые
соответствуют целям их деятельности, как предусмотрено в уставе или любом
другом учредительном документе, и несут обязанности, связанные с этой
деятельностью. Ст. 49 ГК РФ показывает, что общим принципом всех юридических
лиц, как и прежде, остается особая правоспособность. Универсальная
правоспособность имеет характер исключения из общего правила и действует только для негосударственных юридических
лиц.
Правоспособность юридического лица
определяется не только его общим или частным характером. Юридическое лицо не
может иметь таких прав, которые в силу своей специфики могут принадлежать
только гражданам. Осуществление определенных видов деятельности требует
получения специальных разрешений от государства — лицензии.
Одним из наиболее важных и ключевых для
практической деятельности субъектов хозяйствования моментов является изменение
списка лицензируемых видов деятельности.
Перечень лицензируемых видов деятельности
приведен в Законе № 99-ФЗ, принятом в мае 2011 года. Кроме того, этот
законодательный акт устанавливает основные принципы в области лицензирования:
принцип единого экономического пространства в Российской Федерации;
фиксирование всех видов деятельности, на которые требуется лицензия;
консолидация единой процедуры лицензирования; установление единых требований
для лицензиатов; информация о лицензировании должна быть открыта и доступна;
запрет на оплату лицензий (помимо взимания государственной пошлины); реализация
принципа законности.
Лицензирование осуществляется исполнительными
органами государственной власти субъектов, осуществляющих надзор в сфере
лицензируемой деятельности. В некоторых случаях эти полномочия могут быть
переданы государственным органам субъектов или местным органам власти.
Отличительной чертой современного лицензионного законодательства является
отсутствие полной систематизации правил лицензирования. Следовательно,
административно-правовая защита общественных отношений в сфере лицензий
основана на различных законах, а потому во многих случаях фрагментарна, что
требует дальнейшего научного и практического осмысления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. Понятие и виды юридических лиц
1.1.
Понятие и признаки юридических лиц
Наряду с гражданами субъектами гражданского
права являются также юридические лица — особые лица с рядом специфических
особенностей. Они формируются и прекращают свою деятельность в особом порядке.
Жизнь современного общества немыслима без
объединения людей в группы, союзы всех видов, без объединения их личных усилий
и их капитала для реализации определенных идей и целей.
Появление института юридического лица в его
наиболее общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и
эволюция права: усложнение социальной организации общества, развитие
экономических отношений, следовательно, и общественного сознания. На
определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с
участием только отдельных лиц как единственных субъектов частного права
оказалось недостаточным для развития экономического оборота.
Бурное развитие экономики в середине конца
XIX века дало мощный толчок развитию доктрины юридических лиц. Появились
оригинальные исследования проблем юридических лиц таких авторов, как Савиньи,
Иеринг, Гирке, Денбург, Саллейль и др[1].
В XX веке важность создания юридического лица
возросла еще больше из-за сложности инфраструктуры для интернационализации предпринимательской
деятельности и появление новых информационных технологий. В результате резко
увеличивается объем законодательства о юридических лицах и, отчасти, повышается
его качество. Наука гражданского права классифицирует их среди центральных
проблем теории юридического лица, совершенствования и практического применения
этого института[2].
Каковы цели законодательного регулирования
статуса юридического лица сегодня? Ответ на этот вопрос ясен из функций,
выполняемых институтом юридического лица.
– Опосредование коллективных интересов.
Институт юридического лица организует определенным образом внутренние отношения
между участниками юридического лица, трансформирует их волю в организацию в
целом и позволяет ему появляться в гражданском обороте в качестве единого лица.
– Объединение капиталов. Юридическое лицо, такое
как, например, акционерное общество, является оптимальной формой долгосрочной
централизации капитала, без которой немыслима масштабная предпринимательская
деятельность.
– Ограничение предпринимательского риска.
Конструкция юридического лица позволяет ограничить риски участников рынка размером
вклада в капитал конкретной компании.
– Управление капиталом. Создание юридического
лица создает основу для более гибкого использования капитала, принадлежащего
одному лицу (включая государство), в различных формах предпринимательской
деятельности. Действующее законодательство о юридических лицах (главным
образом, фондовом законодательстве), ценных бумагах и фондовых биржах является
одним из средств управления капиталом по всей стране и, следовательно, является
мощным фактором самоорганизации рыночной экономики.
Теперь поговорим о признаках юридического
лица.
Признаки юридического лица являются такими
внутренними неотъемлемыми свойствами, каждое из которых необходимо, и все
вместе достаточны для признания организации субъектом гражданского права.
В правовой доктрине традиционно выделяются
четыре фундаментальные характеристики, каждая из которых необходима и в целом
достаточна для признания организации субъектом гражданского права, а именно
юридическим лицом.
Организационное единство юридического лица
проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, подчиненности руководящих
органов (единых или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четком
регулировании отношений между его участниками. Благодаря этому становится
возможным преобразовать пожелания многих участников в единую волю юридического
лица в целом, а также выразить эту волю согласованным образом вовне. Вместо
единственного объединения интересов человека единством его мысли и его воли (в
юридическом лице) мы имеем искусственную комбинацию, в которой часть интересов
отдельных людей растворяется, а затем трансформируется в высшую единицу —
общность интересов[3]. Таким
образом, многие люди, объединенные в организацию, появляются в гражданском
движении как одно лицо, один субъект права. Организационное единство
юридического лица гарантируется его учредительными документами (уставом и / или
учредительным актом) и положениями, регулирующими правовой статус конкретного
вида юридического лица.
Если организационная единица необходима для
объединения множества лиц в единый коллективный субъект, отдельное свойство
создает материальную основу для деятельности такого субъекта. Любая
практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов:
технологических объектов, знаний и, наконец, денежных средств. Объединение этих
инструментов в единый комплекс, принадлежащий этой организации, и его отграничение
от имущества, принадлежащего другим людям, называется имущественной
обособленностью юридического лица. Степень обособленности активов для разных
типов юридических лиц может широко варьироваться. Таким образом, хозяйственные
товарищества и общества имеют право собственности на свое имущество, а
унитарные предприятия — только право хозяйственного ведения или оперативного
управления. Однако в обоих случаях наличие полномочий, использование и
отчуждение имущества указывают на такую степень обособленности имущества,
которая достаточна для признания этого социального субъекта юридическим лицом.
Появление обособленного юридического лица от отделения имущества, как правило,
должно совпасть с моментом появления его уставного капитала (совместных
действий). Все активы организации учитываются на ее собственном балансе или
оцениваются в соответствии с независимой сметой, которая является внешним
проявлением существенной обособленности юридического лица. Личный состав
участников в нескольких юридических лицах и их руководящих органах, а также их
компетенция иногда могут полностью совпадать, поэтому их трудно отличить с
чисто организационной точки зрения. В этом случае именно имущество принадлежит
этому юридическому лицу и только ему, отдельно от имущества всех других
юридических лиц, что позволяет точно идентифицировать его.
[1]
Братусь С.Н.
Субъекты гражданского права.
М., 1950. С. 112.
[2]
Основные
вопросы теории социалистического гражданского права [Текст] / С. И. Аскназий; науч. ред. В. С. Ем. — М. :
Статут, 2008. С. 17.
[3]
Дернбург Г. Юридические
лица // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2018. №3 (43). С. 252.