Курсовая теория на тему Правосознание и правовая культура.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2. Роль и
значение правосознания и правовой культуры
2. Факторы
формирования правосознания личности
2.1. Трансформация
правосознания под влиянием изменений в российском обществе
2.2. Пути повышения
уровня правовой культуры и правосознания граждан в Российской Федерации
Введение:
В современных условиях трансформации общественных
отношений возникает необходимость научного исследования правовой системы современной
России, к которым относятся правосознание и правовая культура. Весьма
актуальными являются особенности формирования «правовой культуры» и «правового
сознания», их сущности и социального значения в условиях развития правовой
системы. Существенными
факторами формирования указанных категорий являются общечеловеческие ценности,
ведь они влияют на интересы и цели личности и общества.
В нынешних условиях наблюдается повышение интереса со
стороны юридической науки к проблемам правовой культуры как фактора постоянного
развития государственности и порядка общества.
Состояние правового сознания и правовой культуры
общества в целом и личности в частности не соответствует европейским
стандартам, вследствие чего возникает безразличие людей к правовым ценностям,
отсутствие потребностей и навыков пользования нормами права, что приводит к
появлению нелегитимных норм поведения и правонарушений. В связи с ростом
количества правонарушений актуализируется необходимость профилактической и
воспитательной функции правовой культуры.
Правовая культура граждан российского общества желает
лучшего и находится еще в стадии формирования зачатков демократической,
правовой культуры. Констатация направленности на развитие демократического
общества, правового государства, формирование гражданского общества еще не
является гарантией становления основ провозглашенных целей. Когда же мы говорим
о правовой культуре демократического общества, то речь идет прежде всего об
ориентации на личность, ее права и свободы. Правовая культура используется как
инструмент состояния правовой жизни общества
в целом. Феномен правовой культуры является детерминантой общественного
развития и порядка общества.
Вопросы становления правовой системы, правосознания и
правовой культуры исследовали В. Бабкин, А. Зайчук, Н. Онищенко, П. Рабинович,
В. Селиванов, А. Скакун, Ю. Шемшученко и др.
Проблемы развития правовой системы, ее сущности,
структуры, функций изучали в своих трудах С. Алексеев, Д. Керимов, В. Лукашева,
О. Малько, Н. Марченко, Н. Матузов, Л. Тиунова, Ю. Тихомиров, Л. Явич и др., а
также зарубежные ученые — Г. Давид, Же. Карбоньє, Л. Фридмен и др.
Объектом данной работы
является правосознание и правовая культура как составляющие правовой системы.
Предмет исследования – процесс формирования правосознания и правовой культуры российского общества.
Цель данной работы
— определить особенности правовой
культуры и правосознания в структуре правовой системы российского общества.
Задачи работы:
1. изучить научно-теоретические подходы к понятиям
«правовое сознание» и «правовая культура»,
2. определить виды и структуру правовой
культуры и правосознания в структуре правовой системы российского общества,
3. выявить факторы формирования правовой культуры и правосознания,
4. определить пути повышения правовой культуры и правосознания
современного российского общества.
Основными методами для написания работы послужили:
анализ научной литературы по теме исследования, описание, сопоставление и
прогнозирование.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Итак, правовая культура постоянно влияет на
правосознание отдельных индивидов. В этом проявлении правовой функции
общественного правосознания осуществляется формирование индивидуальной правовой
культуры, образования состояния правовой духовности, атмосферы общества.
Через правосознание происходит познание окружающей
среды, формируется система знаний, понимания и осознания права и его
требованиям, отношение к праву в целом и выработка направления и характера
поведения в сфере права. Правосознание по своей природе – это именно осознание
права, а не чувство, эмоция или инстинкт. Глубина внутреннего убеждения в
необходимости соблюдения требований и норм права, а степень осознания принципов
и идей создают содержание аспекта убеждения. Наличие единства, тесной
взаимосвязи, которая существует между правосознанием и правовой культурой,
свидетельствует о невозможности разделения правосознания от правовой культуры.
Правосознание общества, отдельных групп, индивидов и
правовая культура органически связаны между собой и правом как целостным
социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием,
иными сторонами правового бытия общества.
С точки зрения исследуемой темы мы считаем, что
эффективное совершенствование уровня правовой культуры в гражданском обществе
будет возможно при условии осуществления правового образования населения —
правовой всеобуч, правовое воспитание. Повышение уровня правовой культуры
возможно при условии правового воспитания. По нашему мнению, правовое
воспитание ограничивается влиянием на небольшой круг лиц.
Необходимость формирования правовой культуры индивида,
за которой уважение к праву, закону становится личным убеждением каждого
человека, выдвигает требования к обеспечению не только внешне правомерного
поведения членов общества, но и поведения, основанной на глубоком осознании
необходимости и потребности в правовых нормах, на убеждении в их справедливости
и ценности. Такое поведение неотделима от правовой культуры и дает возможность
выбирать наиболее эффективные пути осуществления прав и исполнения
обязанностей, основанных на уважении к праву, способствует превращению
потребностей закона в жизненную необходимость [5, с. 76].
По нашему мнению, формирование правовой, в частности,
конституционной, культуры большинства членов общества должно начинаться еще со
школы.
По нашему мнению, правовая культура, что материализуется
в умениях и навыках, становится основой их личного правомерного поведения. Она
способствует формированию правосознания, морально-правовой деятельности, политической
и трудовой активности, а также обеспечению законности. В целом, общество,
каждый отдельный гражданин, требует немедленного повышения уровня своей
правовой культуры с целью выполнения положений Конституции и законов.
Проблемы правовой культуры и правосознания требуют не только
дальнейшего теоретического изучения, но и переосмысления многих положений
практического применения. В стране должен постоянно повышаться уровень правовой
культуры каждого человека, каждого гражданина, каждого должностного лица,
каждого государственного служащего с целью формирования соответствующих
представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих
соблюдение и исполнение конституционной обязанности соблюдать Конституцию и
законы.
Фрагмент текста работы:
В современных условиях трансформации общественных
отношений возникает необходимость научного исследования правовой системы современной
России, к которым относятся правосознание и правовая культура. Весьма
актуальными являются особенности формирования «правовой культуры» и «правового
сознания», их сущности и социального значения в условиях развития правовой
системы. Существенными
факторами формирования указанных категорий являются общечеловеческие ценности,
ведь они влияют на интересы и цели личности и общества.
В нынешних условиях наблюдается повышение интереса со
стороны юридической науки к проблемам правовой культуры как фактора постоянного
развития государственности и порядка общества.
Состояние правового сознания и правовой культуры
общества в целом и личности в частности не соответствует европейским
стандартам, вследствие чего возникает безразличие людей к правовым ценностям,
отсутствие потребностей и навыков пользования нормами права, что приводит к
появлению нелегитимных норм поведения и правонарушений. В связи с ростом
количества правонарушений актуализируется необходимость профилактической и
воспитательной функции правовой культуры.
Правовая культура граждан российского общества желает
лучшего и находится еще в стадии формирования зачатков демократической,
правовой культуры. Констатация направленности на развитие демократического
общества, правового государства, формирование гражданского общества еще не
является гарантией становления основ провозглашенных целей. Когда же мы говорим
о правовой культуре демократического общества, то речь идет прежде всего об
ориентации на личность, ее права и свободы. Правовая культура используется как
инструмент состояния правовой жизни общества
в целом. Феномен правовой культуры является детерминантой общественного
развития и порядка общества.
Вопросы становления правовой системы, правосознания и
правовой культуры исследовали В. Бабкин, А. Зайчук, Н. Онищенко, П. Рабинович,
В. Селиванов, А. Скакун, Ю. Шемшученко и др.
Проблемы развития правовой системы, ее сущности,
структуры, функций изучали в своих трудах С. Алексеев, Д. Керимов, В. Лукашева,
О. Малько, Н. Марченко, Н. Матузов, Л. Тиунова, Ю. Тихомиров, Л. Явич и др., а
также зарубежные ученые — Г. Давид, Же. Карбоньє, Л. Фридмен и др.
Объектом данной работы
является правосознание и правовая культура как составляющие правовой системы.
Предмет исследования – процесс формирования правосознания и правовой культуры российского общества.
Цель данной работы
— определить особенности правовой
культуры и правосознания в структуре правовой системы российского общества.
Задачи работы:
1. изучить научно-теоретические подходы к понятиям
«правовое сознание» и «правовая культура»,
2. определить виды и структуру правовой
культуры и правосознания в структуре правовой системы российского общества,
3. выявить факторы формирования правовой культуры и правосознания,
4. определить пути повышения правовой культуры и правосознания
современного российского общества.
Основными методами для написания работы послужили:
анализ научной литературы по теме исследования, описание, сопоставление и
прогнозирование.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правосознание: понятие, структура, виды 6
1.1 Понятие и структура правосознания 6
1.2 Виды правосознания 8
Глава 2. Правовая культура: понятие и структура 12
2.1 Понятие и структура правовой культуры 12
2.2 Правовое значение правосознания и правовой культуры 15
Заключение 20
Список использованных источников 23
Введение:
Актуальность. Интерес к проблеме правосознания и правовой культуры вызывается, прежде всего, тем обстоятельством, что правовое сознание неизменно связано с общественно-политической активностью личности. Поэтому, наряду с радикальными изменениями в экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания и об овладении им в процессе общественно-политической практики.
ХХI век в России принес много проблем, которые сопровождались и сопровождаются испытаниями на крепость государственности, на стабильность социально-экономических связей, на зрелость правовой культуры и правосознания общества. В таких условиях наиболее актуальным является поиск новых путей одоления и понижения отрицательных явлений в общественной, политической и социальной сферах.
Средства массовой информации, научные статьи и монографии в последнее время часто уделяют внимание правовой культуре и правосознанию, а также их влиянию на духовный мир человека, развитию законности и укреплению государственного порядка, на формирование позитивной активности человека.
Понятия «правосознание» и «правовая культура» вошли в научный оборот и заняли прочное место в ряду других категорий.
Активная трансформация современной действительности изменила отношение молодого поколения к праву как к жизненной ценности. Меняются взгляды и оценки правомерного и неправомерного поведения, социальной деятельности, а также формы и методы развития правосознания .
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения так же, как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания и правовой культуры всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правовосознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов И. А. Ильина и П. И. Новгородцева .
В трудах М. К. Горбатовой, О. О. Зандановой, И. В. Теслицкого, Н. Н. Сатониной, М. В. Кручинина, Е. В. Ким отражены особенности процесса формирования правосознания студентов, как юридического факультета, так и обучающихся на направлениях неюридического профиля .
В этой связи особую актуальность приобретает глубокое и всестороннее изучение собственно процесса применения права, раскрытие его стадий.
Анализ мнений различных ученых по данному вопросу, показал, что применение права рассматривается в юридической литературе, как с логической, так и функциональной позиции.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере правосознания и правовой культуры.
Предметом исследования являются общественные отношения урегулированные нормами права регламентирующие правосознание и правовую культуру.
Исходя из вышесказанного, целью предстоящей работы является теоретический анализ правосознания и правовой культуры.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Раскрыть правосознание: понятие, и структуру и виды.
2. Рассмотреть правовую культуру: понятие и структуру.
Методологическую основу работы составляет: диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам, а так же метод материалистической диалектики, так и другие методы, свойственные различным отраслям науки, прежде всего, теории права.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _____________________________________ факультета, состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Заключение:
Таким, образом, сделаем следующие выводы.
Разработка теории правового сознания в русской юридической науке началась в начале девятнадцатого века. Большой вклад в формирование теории правового сознания был внесен такими выдающимися личностями, как М.М. Ковалевский, М.Н. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин. До семидесятых годов прошлого столетия правовое сознание было классовым явлением, потом в строении правового сознания наряду с мировоззренческим компонентом, была выделена правовая психология, раскрыты главные функции правосознания.
На современном периоде российская юриспруденция сотворила основания общей теории правового сознания, но все же, в нынешней правовой теории имеют в своем распоряжении место разнообразные концепции правового сознания.
На процесс развития российского правового сознания выразили воздействие надлежащие главные факторы:
— принятие христианства в древней Руси, большая религиозность людей, самодержавная власть, время многовекового крепостничества, коллективный уклад существования .
Концептуально российское государство существовало под идеей подчинения государственных интересов при традиционно низкой роли судебной власти, а также при смешанном евразийском характере правовой системы и многонациональном составе населения государства.
Правовое сознание является формой общественного сознания, представляет собой совокупность познаний, мнений, чувств, которые выражают связь социальных единств и отдельных личностей к действующему или желаемому праву.
Сущность правового сознания содержится в его особенностях:
-взаимосвязь и взаимодействие с остальными видами общественного сознания; характеризуется преемственностью накопленного поколениями правового материала;
— правовое сознание отображается в тех явлениях, которые будут составлять правовую сторону общественной жизнедеятельности; его присутствие в правовых механизмах регулирования; особенности правового сознания будут определяться состоянием экономики;
— классовый политический характер, содержание правосознания характеризуется наличием в нем общечеловеческих ценностей.
Структура правового сознания состоит из 2 элементов: правовой идеологии и правовой психологии.
Выделяются уровни правового сознания: обыденное, (эмпирическое) профессиональное и научное (теоретическое). Правосознание подразделяется на следующие виды: общественное, групповое и индивидуальное. Правовое сознание выступает как структурный элемент правовой культуры. Правовая культура характеризуется тем, что в отличие от правового сознания содержит в себе только позитивные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности. Особенностью правовой культуры, является то, что она выступает не только как совокупность правового сознания, но и содержит в себе материальную сторону правовой жизни общества.
Формирование правосознания личности является серьезной теоретической проблемой в условиях реформирования социально-правовой действительности. Процесс формирования правового сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы. Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов, государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Правовая культура является частью духовной культуры общества. К основным функциям правовой культуры следует отнести социализацию – посредством целенаправленной воспитательной работы для формирования правовых качеств личности, коммуникативную, ценностно-нормативную.
Основные функции правовой культуры: познавательная, оценочная, регулятивная.
Правовая культура является не только каким-либо отношением общества и личности к правовому сознанию, это, прежде всего уважительно-корректное отношением к нему.
Различают три основных вида правовой культуры: массовая, групповая и индивидуальная.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правосознание: понятие, структура, виды
1.1 Понятие и структура правосознания
Право, как общественное явление порождает разное отношение к нему людей, отношение может быть позитивным (личность постигает надобность и ценностный потенциал права) или негативным (личность полагает право ненужным и лишним). Человек в разных формах выражает свой взгляд ко всему, что касается правовых вопросов, что объединяет его с представлением о праве (к законам, нормативно-правовым актам, к деятельности судебно-исполнительных органов, прокуратуры, также поведения общества в сфере действия права). Люди по-разному относятся к прошлому праву, к праву, которое существует сегодня, к праву которое человек хотел бы видеть в будущем. Эти отношения могут быть разумными и экспансивными, на уровне чувства или настроения. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .
Понятие правосознание производно от понятия сознание. Сознание является высшей, интегрирующей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, она выступает высшим уровнем отражения действительности. Сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. В социуме бывают разные формы общественного и индивидуального познания. К ним относятся политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое сознание.