Курсовая теория на тему Православный предприниматель как объект изучения экономической социологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Социологическое изучение православного
предпринимательства. 5
1.1. Краткий
социологический обзор предпринимательства. 5
1.2. Анализ
понятий «православный предприниматель» и
«православное предпринимательство». 8
1.3. Анализ
объективных условий функционирования православного предпринимателя в условиях
рыночной экономики. 11
Глава 2. Социальный портрет
православного предпринимателя. 17
2.1. Социально-психологические
свойства поведения православного предпринимателя 17
2.2. Социально-экономический
потенциал православного предпринимателя…. 26
Заключение. 29
Список литературы. 30
Введение:
Актуальность
исследования социального пространства обусловлена как фундаментальными
теоретическими вопросами академической науки, так и задачами, выдвигаемыми
конкретно-научным анализом современных социальных процессов, повседневной
практики.
В настоящее время важной особенностью
развития национального сознания, — процесса, происходящего в условиях
существенно изменившихся реалий современного социума, — является повышенный
интерес русских людей к духовным и нравственным истокам, к религиозным
институтам, в том числе и к православным монастырям. Много причин побуждает их
обращаться к этой теме. Одна из них — это убеждение значительного числа
верующих в том, что добрые дела, исполнение церковных обрядов и участие в
литургической жизни является вполне достаточным условием нормальной духовной
жизни.
Все это приводит к появлению большого
количества людей, которые активно занимаются предпринимательством с точки
зрения воцерковленного мировоззрения в том числе. Это приводит к тому, что все
чаще говорят о православных предпринимателях как об уже сложившемся классе.
Объект – процесс профессионального
становления православного предпринимателя.
Предмет – мотивы выбора православной
предпринимательской деятельности, личностные ценности на разных этапах
профессионального становления, а также компоненты профессионального
самосознания православных предпринимателей.
Цель — социально-экономический анализ
места и роли православного мировоззрения в процессе предпринимательской
деятельности.
Задачи:
— проанализировать
литературные источники, посвященные проблеме православного предпринимательства;
-уточнить содержание понятий «православный
предприниматель» и «православное предпринимательство» как социального явления;
-выявить социально-психологические
свойства поведения православного предпринимателя;
-обосновать объективные условия
функционирования экономического мышления православного предпринимателя в
условиях рыночных отношений;
-определить социально-экономический
потенциал православного предпринимателя и задачи формирования его личностной
стратегии;
-сформировать социальный портрет
православного предпринимателя;
В данной работе задействован анализ
следующей литературы:
—
статья «Православие и предпринимательство», авторы Сергей Шарапов, Марина
Улыбышева, сайт — https://expert.ru/ .
— книга "Бедность и богатство. Этика
православного предпринимателя" Сергей Федорович Шарапов.
— В.В. Радаев учебник «Экономическая
социология».
— Н.Н. Зарубина учебник и практикум для академического бакалавриата «Экономическая
социология».
Проблема работы – Определение социального
портрета православного предпринимателя.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Система образования, науки и культуры
выступает непосредственным инструментом формирования социального и культурного
единства общества и является сферой прямого интереса предпринимательского
сообщества, как предмет его профессиональной компетенции. Православные
предприниматели выступают за формирование общества, как общества свободы и
равенства возможностей реализации каждой отдельной личности.
Предпринимательскому сообществу необходимо
заботиться о духовном, интеллектуальном и физическом развитии каждого человека
в обществе без учета пола, национальности или вероисповедания. Капитал
материальный и финансовый сегодня невозможно ни создать, ни удержать без
капитала интеллектуального – добровольного приложения человеком своих
способностей, умений и знаний. Ему должны быть доступны знания и сокровища
культуры, возможность реализовать себя через образование, научную и творческую
деятельность. Употребленная на это часть интеллектуальных и материальных
ресурсов окупится улучшением конкурентоспособности предпринимательства и
общества в целом.
Вместе с тем православный предприниматель
не поддерживает крайних оценок технологического прогресса и творчества как
самодостаточных для жизни человека. Нравственным ориентиром для него в вопросе
отношения к творчеству и материальной культуре является следующее положение:
«Если творчество способствует
нравственному и духовному преображению личности, Церковь благословляет его.
Если же творчество противопоставляет себя Богу, становится антирелигиозным или
античеловечным, превращается в антитворчесво, то Церковь противостоит ему»
(Основы социальной концепции РПЦ).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социологическое изучение православного
предпринимательства.
1.1. Краткий социологический обзор предпринимательства Специфика современного предпринимательства
в России коренится на афиллированности его с органами власти. Конечно, в
большинстве своем, это касается крупным предпринимательством.
В России услуги являются крупнейшим
сектором экономики и составляют 58% ВВП. В сфере услуг наиболее важными
сегментами являются: оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей,
мотоциклов, товаров личного и бытового назначения (17% от общего ВВП); государственное
управление, здравоохранение и образование (12%); недвижимость (9%) и хранение
транспорта и связи (7%). Доля промышленности в общем объеме производства
составляет 40%. Горнодобывающая промышленность (11% ВВП), обрабатывающая
промышленность (13%) и строительство (4%) являются наиболее важными отраслями
промышленности. Оставшиеся 2% составляют сельское хозяйство.
Явление предпринимательства в России
достаточно новое и неизведанное, по своей природе отличающееся особой
специфичностью. Для стран с сильной рыночной традицией типичен фактор семейного
предпринимательства, формировавшего независимую личность, ориентированную на
позитивный образ предпринимателя. Предпосылки развития российского
предпринимательства рассматриваются несколько в ином ракурсе. По некоторым
данным, подавляющее большинство предпринимателей (70 %) – интеллигенты во
втором поколении, и только 20 % – из рабочих семей. Под данную категорию также
попадают хозяйственны, и партийные работники [12].
В процессе зарождения нового класса можно
выделить три наиболее крупные волны. Первая состоит из советских
предпринимателей, имевших все черты психологических аутсайдеров, недовольных
своим социальным статусом, работой и образом жизни. Доля предпринимателей
первой волны намного выше среди крупных бизнесменов, чем мелких и средних:
соответственно 48 % и 18 %. Если в первой волне преобладали люди, пришедшие в
бизнес потому, что “не могли иначе”, то во второй волне, возникшей через два
года, представлены социальные типы, которые пытались реализовать себя в деле,
не задумываясь об экономической эффективности. Начиная с 1989 г. в бизнесе
пошло “начальство”, которое стало основывать коммерческие банки, биржи.
Представители первой волны выступали в роли организаторов кооперативов. Вторая
волна породила 36 % крупных предпринимателей и 44 % – мелких и средних.
После августа 1991 г., наряду с
“прирожденным предпринимателем”, “предпринимателем-идеалистом” и “начальником”
появился новый тип – “массовый предприниматель”. Представители третьей волны
составили 40 % мелких и 13 % крупных предпринимателей.
Итак, доля предпринимателей первой волны
намного выше среди крупных бизнесменов (48 %), чем среди мелких и средних (18
%). Вторая волна дала 36 % респондентов в выборке крупных предпринимателей и 44
% в выборке мелких и средних. В третьей волне оказалось 40 % мелких и 13 %
крупных предпринимателей [12].
Таким образом, просматривается тенденция:
чем раньше индивид начинает бизнес, тем с большей вероятностью он попадает в
разряд крупных предпринимателей. И, наоборот, более позднее вступление в бизнес
затрудняет продвижение.
Российский бизнес в отличии от западного
сохраняет некоторые традиционные черты. Так доля мужчин предпринимателей
достигает 83 %. Это объясняется тем, что на российском рынке всегда возникает
проблема преодоления препятствий, требуется много силы и выносливости. На
Западе большинство предпринимательских операций почти автоматизировано. Таким
образом, в России руководители фирм и их помощники – в основном мужчины в
возрасте от 30 до 40 лет. В то время как женщины данного возраста выполняют
работу специалистов на участках, где требуется не столько свободный поиск и
способность идти на риск, сколько осмотрительность, пунктуальность и знание
деталей. Женщины до 30 лет работают, как правило, секретарями-референтами или
операторами.
По возрастному признаку складывается
следующая картина: 40 % респондентов стали предпринимателями от 31 до 40 лет, а
также 18 % – от 41 до 45 лет. Около 30 % мелких и средних предпринимателей не
старше 30 лет! Мелкие и средние предприниматели моложе крупных российских бизнесменов
и гораздо моложе бывших директоров государственных предприятий [9].
Предприниматели в возрасте моложе 30 лет
составляют 25 – 30 %, от 30 до 40 лет – 30 – 40 %, старше 40 лет – около 30 %. Анализ уровня образования показывает, что
новый российский бизнесмен сейчас – самый интеллектуальный в мире. По данным
Фонда “Общественное мнение”, доля лиц с высшим образованием среди
предпринимателей превышает 80 %. Из них лица с кандидатской степенью доходит до
38 %, не завершивших аспирантуру – 11,5 %; и 6,5 % имеют два высших
образования.
Кратко о национальном составе: русские
составляют 84 % мелких и средних предпринимателей, а 63 % – крупных.
По критерию оценки предпринимателей своих
возможностей разделяются три группы: оценивающих свои возможности как
“ограниченные”, “средние” и “широкие”. Стоит заметить, что со временем
снижается доля первых и увеличивается доля третьих. Результаты опроса показали,
что только 35 % готовы сами предпринять какие-либо действия, направленные на
расширение возникших трудностей; 30 % заняли пассивную позицию и 35 % –
неопределенную, но со временем показатели изменились: 78 % стремятся к большей
независимости и более активной деятельности.
Таким образом, социологический портрет
современного предпринимателя достаточно противоречивый и коренится на
восприятии предпринимательства как нового явления в российской
действительности.