Теория культуры Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему православные образы и символы в культуре современной россии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Символы и образы в православной культуре. 6

Глава 2. Социокультурная картина мира современного
православия. 15

Глава 3. Православные образы в современном искусстве. 17

Заключение. 21

Список литературы. 22

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В системе культуры религиозно-художественный символ выделен
как средство познания мира, участвующий в формировании человеческой культуры.
Особое место в культурологии занимает понятие символа. Через символы, смыслы
раскрываются нашему сознанию, они живут в бессознательных глубинах человеческой
души. "Символы" (от греческого-символы, сигналы, шифры, знаки,
когнитивные символы-соединения, столкновения, сравнения) играют роль в
культуре.  Этот символ, как понятие,
захватывает материальные вещи, события и образы, выражающие желаемое
содержание, в отличие от его способности к непосредственному материальному
существованию».

Православная церковь стала одним из важнейших
социокультурных акторов в современной России, православные иерархи постоянно
присутствуют в медиапространстве, высказываясь по всем основным вопросам
развития современной России. Новейшие инициативы, выдвинутые руководством
Русской православной церкви, серия публикаций по проблемам социального участия
РПЦ свидетельствуют об определенных изменениях в социальных приоритетах церкви.

Культура России исторически формировалась под
воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием.
Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная
культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их
историческом развитии и современном состоянии.

Актуальность темы исследования зависит от
существенных изменений, происходящих в духовной сфере современного российского
общества. Необходим всесторонний анализ различных факторов, влияющих на этот
процесс, среди которых трудно найти факторы, которые на протяжении веков играли
более стабильную роль, чем религия. С древних времен и до наших дней
развивающаяся религия остается неразрывно связанной с культурой и обществом,
независимо от соотношения верующих и неверующих. Анализ статуса и роли
религиозного фактора и его влияния на общественную, политическую и духовную
жизнь остается одним из важных направлений современной науки, в том числе
философской.

Проблема
исследования заключается в недостаточной теоретической научной разработке вопроса
влияния образов и символов православия на современное культурное течение.

Степень
разработанности. Объем литературы по выбранной теме является довольно
значительным. Он охватывает труды, посвященные исследованию проблем религии как
социального института, внесли труды многочисленных зарубежных ученых и
мыслителей. Среди них Давид Эмиль Дюркгейм («Элементарные формы религиозной
жизни»), Макс Вебер («Протестантская этика и дух капитализма»), Бронислав
Малиновский («Магия, наука и религия»).

Активная разработка проблемы религиозного воздействия
на общество на глубоком теоретическом уровне началась в конце XVIII — XIX вв. в
среде зарубежных (Г. Гегель, Э. Дюркгейм, И. Кант, Г. Спенсер, А.Д. Тойнби, Л.
Фейербах, А. Шопенгауэр К. Юнг и др.)1, и отечественных мыслителей (А.Я. Данилевский,
Ю.Ф. Самарин, П.Я. Чаадаев и др.).

Отечественная социально-философская и научная
традиция в исследовании проблем взаимосвязей религии и общества представлена
трудами классиков русской философской и социально-политической мысли (H.A.
Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев,
П.А. Сорокин, Г.П. Федотов, C.JI. Франк)4, которые, раскрывая особенности
российской цивилизации, обращали особое внимание на ее духовные,
религиозно-нравственные традиции.

Анализ научных работ, посвященных художественному
воспитанию личности, позволяет сделать вывод, что этот феномен с каждым годом
привлекает все больше исследователей. Однако нет работ, посвященных глубокому
теоретическому рассмотрению вопроса влияния на современную российскую культуру
православных образов и символов.

Объектом
данного исследования православные образы и символы

Предметом –
роль православных образов и символов в культуре современной России

Целью данной
работы является анализ просветительской деятельности симфонического
оркестра в процессе художественного воспитания современной молодежи.

Для достижения цели будет решен ряд задач:

1.Изучить символы и образы в православной культуре

2.Проанализировать современную социокультурную
картину через призму религиозных образов и значений

3. Рассмотреть роль образов и символов православия в
современном искусстве

Методы
исследования. Для достижения поставленной цели и решения определенных задач
использован комплекс методов исследования, в частности теоретические — анализ
философской, социологической, психолого-педагогической и религиозной литературы
для разработки теоретических основ исследования; методы системного анализа.

Структура
дипломной работы. Структура и объём работы определены логикой научного
исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Очень важно в современном мире проявлять благородство,
гостеприимство, доброту и умение даже повседневные заботы и личные проблемы
осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам.

1. Религиозные и художественные символы-это средства
познания мира, обретения божественной истины и самопознания. С помощью
религиозной и художественной символике в системе культуры содержание и сущность
определенных ценностей, идеалов и культурных норм выражаются различными
способами и словами

2. Термин "символ" рассматривается в рамках
религиозного знания, основанного на контакте божественного с ограниченным
человеческим разумом. Религиозные символы не могут быть полностью
истолкованы-они не могут быть истолкованы рационально.

3. Художественная символика-это особый тип
художественного и образного мышления. Он служит творческим посредником между
божественным и человеческим, помогает открыть весь духовный мир. В церковных
произведениях искусства художественные символы "сливаются" с
религиозными символами и действительно ощущают глубокий духовный опыт.

В искусстве человек создает реальность, основанную
на" законах" существования символа. Критерием формирования
человеческой культуры является классика, которая всегда необходима в истинном
художественном творчестве, в том числе для создания модных тенденций. Это
модно, как символическая реальность. Одежда-это средство духовно-нравственного
развития личности человека. Поэтому дизайнеры одежды должны стремиться не к
самовыражению, а к реализации проектов, способствующих улучшению культуры и
вкуса потребителей.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Символы и образы в православной культуре

Знаки и символы давно существуют на земле. Они
используются для обозначения отношения к определенной культуре, религии,
стране, семье или чему-то. Символы христианской православной культуры
подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Святому Духу через веру в Троицу.

Понятие «символ» оказывается центральным
в исследованиях Г. Юнга, К. Гирца, Н. Гудмена, Ч. Пирса, Э. Кассирера, П.
Тиллиха, К. Ясперса, Вяч. Иванова. Значение символа в жизни человека
рассматривается в работах С. С. Аверинцева, П. А. Флоренского, Э. М.
Спировой, К. И. Уколова, Т. Б. Захарян, С. Н. Булгакова, А. Ф. Лосева
и др. Э. Кассирер в своем исследовании отмечает, что вся человеческая
деятельность носит символический характер, а сами символы есть религия, искусство
и язык.

"В церкви есть огромное место символике
(образу), и христианин должен понять ее и использовать свой ум, чтобы
проникнуть в ее глубинный смысл", — говорит святой просто священник. Все
церковное богослужение Иоанна Кронштадтского и церковно-христианское искусство
наполнены символами, через которые открывается верующим духовная реальность.[1]

Самые ранние христианские символические образы
относятся к древним катакомбным церквям и временам первых гонений. Затем
символизм использовался в основном как шифр, тайное письмо, чтобы те же
религиозные люди могли идентифицировать друг друга во враждебной среде. Однако
смысл символов полностью обусловлен религиозным опытом; поэтому можно сказать,
что они привели нас к богословию ранней Церкви.[2]

"Другой" мир
раскрывается в этом мире через символы, поэтому символическое видение-это
свойство человека, предназначенного для обоих миров. Поскольку Бог более или
менее открыт для людей всех дохристианских культур, церковь использует
некоторые "языческие" образы, которые происходят не из самого
язычества, а из глубины человеческого сознания, [1]
Багдасарьян Н. Г. Культурология: учебник для вузов. М.: Высшее образование,
2008. 495 с. [2]
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М . Мысль. 1993.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы