Курсовая теория на тему Правоприменение как особая форма реализации права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
1.Реализация
права в механизме правового регулирования. 4
2.
Правоприменение – способ или форма реализации права: дискуссионные вопросы 11
3. Виды,
стадии и принципы правоприменения. 18
Заключение. 24
Список
использованных источников. 25
Введение:
В управлении обществом
государство использует такой мощный инструментарий как законодательство. Но как только законы публикуются,
их необходимо реализовывать, претворять в жизнь.
Без процесса реализации закон
потерял бы свое значение, потому что положения, содержащиеся в нормативных
актах, являются отражением должного; а реальность такова, как и в какой степени
соблюдаются нормы закона. Одна из форм реализации права – это правоприменение.
Реализация принципа законности
предполагает, что правоприменение является единственным легальным способом
претворения в жизнь механизма государственного принуждения. Это, очевидно,
свидетельствует об особой важности данного правового явления. Процесс
построения правового государства, продолжающийся в Российской Федерации, еще
более актуализирует правоприменительную деятельность.
Должностное лицо органа,
уполномоченного применять правовые нормы, должно понимать причины, по которым
правоприменение необходимо, знать этапы правоприменительного процесса и уметь
логически выстроить весь этот процесс.
При рассмотрении применения норм
права особое внимание необходимо уделять требованиям, которые предъявляются к
правоприменению, так как несоблюдение этих требований может привести к потере
авторитета и доверия к государственным органам, закону и праву в целом.
Цель данной работы — рассмотреть
правоприменение, его признаки, а также изучить стадии и акты применения права.
Определенная цель предполагает
решение следующих задач:
рассмотреть понятие применения
права и его признаки;
дать характеристику стадиям
применения права, изучить установление фактических обстоятельств дела,
установление юридической основы дела, вынесение решения по делу;
усвоить акты применения права, их
виды;
выявить отличие актов применения
права от нормативно-правовых актов;
уделить внимание требованиям,
предъявляемым к правоприменению.
Исследование носит комплексный
характер, используются как обшенаучные, так и частнонаучные методы
исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод,
формально-юридический.
Заключение:
Итак, мы выяснили, что применение права — это
деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных
предписаний.
Она имеет ряд существенных признаков:
Во-первых, применение правовых норм — это
деятельность, которая может осуществляться только органами, специально
уполномоченными государством.
Во-вторых, применение права имеет властно-государственную
природу.
В-третьих, правоприменительная деятельность
осуществляется посредством специальных процедур, установленных законом.
В-четвертых, результат правоприменительной
деятельности – создание индивидуально-конкретных предписаний.
В-пятых, правоприменение основано на юридических
нормах.
Три основные стадии правоприменения —
установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы
дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение
правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового
акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные
предписания, а в нормативно-правовых — нормы права, то есть предписания общего
характера.
На протяжении всего этапа существует юридическая
значимость — правовая оценка фактических обстоятельств всего дела со ссылкой на
конкретную норму права в этом случае. Суть состоит в том, чтобы разрешить
вопрос о том, применима ли применимая норма права к конкретному делу,
распространяется ли ее действие на тот
Фрагмент текста работы:
1.Реализация
права в механизме правового регулирования Поведение субъекта права может правомерным,
неправомерным и юридически нейтральным, где последний вид поведения никаким
юридическим оценкам не подлежит, никаких юридических последствий не порождает
и, как следствие, к правовому поведению не относится [1]
Правовым поведением называют поведение, обладающее следующими признаками:
происходит при свободной воле лица, обладающего дееспособностью, то есть
отвечающего за свои действия; действие социально значимо и порождает
юридические последствия; соответственно, входит в правовую сферу и
обеспечивается силой государственного принуждения.
Понятие правомерного поведения связано с понятием
реализации права, что подразумевает осуществление норм права субъектами
правоотношений посредством использования принадлежащих им прав, исполнения
обязанностей и соблюдения предписываемых государством запретов. Соответственно,
противоправность – это противоположный по значению термин, означающий
неподчинение норме права, ее нарушение, заключающееся в игнорировании
установленного запрета на совершение определенного действия или же закрепленной
обязанности совершить определенное действие, нарушение которых приносит вред
обществу. И правомерное, и противоправное поведение свойственно таким субъектам
правоотношений как государство и его органы, общественные, коммерческие
организации и физические лица. В случае противоправного поведения наступает
юридическая ответственность, выступающая как инструмент государственного
принуждения и заключающаяся в назначении виновному лишений или ограничений
личного, имущественного или организационного характера. При этом для
государства назначение юридической ответственности является правом, в то время
как подчинение гражданами юридической ответственности – обязанностью.
Правовое регулирование и правоприменение отделены друг
от друга и имеют определенные особенности и аспекты, связанные с действием
закона.
С другой стороны, они крайне тесно взаимосвязаны друг
с другом. Реализация правовых норм, являющихся инструментом регулирования
общественных отношений, производится за счет внешних и внутренних форм
воздействия на поведение субъектов таких отношений. Из этого следует, что
деятельность лиц, занимающихся реализацией права, в том числе и обнародованием
различных нормативных правовых актов, интегрирована в общий механизм правового
регулирования. Поведение лиц, причастных к реализации правовых норм, которое не
получает институционального воплощения в виде правовых средств и
характеризуется саморегулированием, не входит в правовое регулирование. [1] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред.
0-28 В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — стр. 179