Курсовая теория на тему Правоохранительные органы Советской России (1917-1922)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Слом старой правоохранительной системы России в 1917 г. 4
2. Правовые основы создания органов милиции в 1917-1920 гг. и их деятельность 11
3. Создание ВЧК: задачи и функции в условиях революции и гражданской войны 19
4. Поиск форм надзора за исполнением закона. Создание прокураторы в 1922 г. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что правоохранительные органы входят в структуру исполнительной власти государства и занимают одно из центральных мест в системе государственных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с правоохранительной деятельностью.
В годы революции органы охраны правопорядка сыграли значимую роль в создании советской государственности. В ходе революционных событий были упразднены государственные органы дореволюционной России. Период между двумя революциями 1917 г. − Февральской и Октябрьской – характеризовался разрушением системы старых и созданием новых органов правопорядка.
Российские органы внутренних дел сложились и развиваются вместе с российской государственностью. История их развития свидетельствует о том, что им всегда принадлежала важная роль в выполнении государственных, хозяйственных и общественных функций и обеспечении социальной и политической стабильности, защите прав, свобод и интересов граждан.
Исходя из этого, целью данной работы является анализ правоохранительных органов Советской России (1917-1922 гг).
В рамках курсовой работы, поставив следующие задачи:
1) Рассмотрим слом старой правоохранительной системы России в 1917 г.
2) Проанализируем правовые основы создания органов милиции в 1917-1920 гг. и их деятельность.
3) Исследуем создание ВЧК: задачи и функции в условиях революции и гражданской войны
4) Рассмотрим поиск форм надзора за исполнением закона и создание прокураторы в 1922 г.
Заключение:
После Февральской революции 1917 года важное значение в процессе создания милиции в России имели общественные организации, сформирование которых на местах осуществлялось, как правило, быстрее создания и реорганизации центральных органов власти. В отсутствие надлежащего правового регулирования и оперативных организационных решений, общественные организации способствовали установлению и сохранению общественного порядка в регионах, приданию легитимности новым органам власти. Комплексный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что такое положение было обусловлено несколькими факторами: во−первых, всеохватывающие идеи децентрализации и гласности, переходящие в ряде случаев в анархию и сепаратизм; во−вторых, невозможность принятия каких-либо решений без согласования с Советом рабочих и солдатских депутатов; в−третьих, продолжавшаяся война и царящие в стране−разруха, хаос и рост преступности.
Действие этих факторов в совокупности вызывало противоречие, которое не смогло разрешить Временное правительство. Различные организации, такие как Советы рабочих и солдатских депутатов и Комитеты общественных организаций, губернские думы, комиссары Временного правительства, правительственные инспекторы по делам милиции, пытались установить свое влияние и контролировать деятельность всех иных организаций и населения. Четкого разграничения полномочий между указанными институтами государственной власти не существовало. Однако все эти институты управления можно условно разделить на правительственные и неправительственные органы власти.
Практически сразу после Октябрьской революции Россия оказалась во враждебно настроенном окружении. Петроград был осажден внешними врагами. На всей территории страны, в частности, столице, пылала контрреволюция, формировались заговоры и совершались мятежи. Объективно было решено создать такой орган государственной безопасности, который будет способен усмирить противников новой власти, разрушая все попытки совершить государственный переворот. В такой ситуации, Советское правительство принимает ряд кардинальных мер и решений. Инициатором их был сам В.И.Ленин. На основании его указа 20 декабря 1917 года была создана особая организация по борьбе с внутренней контрреволюцией и внешними врагами, саботажем и спекуляцией – Всероссийская чрезвычайная комиссия – ВЧК. Ее задачи были сформулированы следующим образом: преследовать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия по всей России, со стороны кого бы они ни исходили; предавать суду революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними; вести предварительное расследование. В качестве карательных мер предусматривались конфискация имущества, выселение, лишение продовольственных карточек, опубликование списков контрреволюционеров и т.п.
В дореволюционной России прокурор был независим, в отдельные периоды осуществлял общий надзор в отношении соблюдения законности, тем не менее, основной направленностью было независимое участие на стороне публичного обвинения как представителя власти, действующего от лица государства. В первые годы советской власти прокуратура формировалась исходя из реализации общих надзорных функций в рамках уголовного процесса. Начиная с средины 1930-х годов прокуратура, хотя и наделяется общими надзорными полномочиями, реально не имеет возможности надзора в отношении законности даже в уголовном процессе.
В годы гражданской войны в стране разгорелась острая классовая борьба, органы внутренних дел были вынуждены выступить как многофункциональная структура, которая охватывает широкий комплекс социальных, экономических и политических отношений. Деятельность ОВД была направлена на подавление сопротивления контрреволюционеров, на развитие нового социалистического сектора хозяйства.
Фрагмент текста работы:
1. Слом старой правоохранительной системы России в 1917 г.
Февральская революция 1917 года в России — революционные события февраля-марта 1917 года, завершились падением монархии в Российской империи. Главными причинами обострения политической ситуации в Российской империи были участие империи в Первой мировой войне 1914-1918, бездарность верховного командования во главе с императором Николаем II и вследствие этого большие человеческие потери на фронтах.
Участие Российской империи в мировой войне и мобилизация в армию значительного количества крестьян привели к разорению и общего обнищания значительных масс населения империи, углубила социально-экономические и политические противоречия в стране. С начале 1917 года недовольство войной и экономические трудности вызвали массовый забастовочное движение, особенно в крупных промышленных центрах. Забастовка на Путиловский завод в Петрограде, который начался 17 февраля 1917, стал предвестником массовых революционных выступлений.
В ночь на 28 февраля Временный комитет в обращении к народам империи заявил, что берет на себя организацию новой и к образованию Временного правительства государственное управление осуществлять комиссары из членов Думы.
Большинством голосов 2 марта 1917 Петроградский Совет поручил формирование правительства Думской комитета.
В тот же день император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила, который 3 марта также отказался от трона. Была опубликована декларация о программе и состав Временного правительства во главе с князем Львовым, который до созыва Учредительного собрания взял на себя всю полноту власти в стране (Временное Правительство).
События Февральской революции 1917 года привели к образованию новых правоохранительных органов для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Временным правительством принимаются постановления «О ликвидации корпуса жандармов» (06.03.1917), «Об упразднении Департамента полиции» (10.03.1917). Провозглашается замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности народной милиции были определены в постановлении «Об учреждении милиции» и во «Временном положении о милиции», изданных 17 апреля 1917 г. Вместо полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти.
4 марта 1917 г. из стен канцелярии гражданского коменданта вышел правовой акт, в котором указывалось, что служащий Всероссийского земского союза Михаил Александрович Михайлов (Михаил Васильевич Фрунзе) назначался временным начальником милиции Всероссийского земского союза по охране порядка в городе.
Именно в этот день отряды боевых дружин рабочих и милиции разоружили полицию, захватили городское полицейское управление, сыскное отделение, взяли под свою охрану важнейшие государственные учреждения, почту и телеграф. Таким образом, 4 марта 1917 г. является днем рождения милиции. В течение последующих дней (5–10 марта) пришли сообщения об образовании милиции из городов и уездов.
После Февральской революции процесс строительства демократического государства нового типа в результате столкновения различных политических сил протекал неоднозначно. Многие основополагающие принципы преобразований в экономической, политической и социальной сферах были провозглашены, но не реализованы. Этот противоречивый процесс отражался в государственном строительстве, в том числе и создании правоохранительных органов, замене прежних институтов монархической государственности на более прогрессивные и демократические. Составной частью этого процесса и явилось создание нового органа борьбы с преступностью и охраны общественного порядка – народной милиции.
После победы Октябрьской революции 28 октября (10 ноября) 1917 г. по инициативе В.И.Ленина Народным комиссариатом внутренних дел (далее – НКВД) РСФСР издал постановление «О рабочей милиции», являвшееся нормативным документом, определяющим создание милиции как исполнительного органа Советов рабочих и солдатских депутатов. Местным органам власти предоставлялась свобода в организации милиции. В соответствии с постановлением НКВД «О рабочей милиции» на местах создавались вооруженные формирования трудящихся. Народная милиция, созданная Временным правительством, не ликвидировалась, а реорганизовывалась. Суть реорганизации заключалась в том, что милицию под свой контроль брали органы советской власти, которые проводили чистку личного состава, пополняя ее преданными революции людьми. Таким образом, милиция становилась не только органом охраны общественного порядка, но и органом диктатуры пролетариата.
Большинство исследователей истории советской милиции отмечают, что ее деятельность в большой степени носила политический характер. Являясь вооруженным защитником существующего режима, милиция участвовала в вооруженной борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, осуществляла реализацию политики «военного коммунизма», содействовала внедрению социалистических методов ведения хозяйства, оказывала «административное содействие местным органам власти».
Формирование милиции на территории России проходило в русле общероссийских процессов. Правовой основой ее организации и деятельности являлись нормативные правовые акты РСФСР. Необходимо отметить, что республики не только распространяли действие нормативных актов РСФСР на своей территории, но и использовали их для разработки своих нормативных актов, регулировавших организацию и деятельность милиции.
В октябре 1918 года НКВД и Наркоматом юстиции РСФСР была утверждена Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции, в которой закреплялись правовые основы ее функционирования как штатного государственного органа для охраны общественного порядка. Особенностью оформления правового статуса рабоче-крестьянской милиции являлось закрепление ее классового характера. В Инструкции отмечалось, что «советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности».
Первоначально центральным органом рабоче-крестьянской милиции являлось Управление милиции, созданное на правах подотдела в составе отдела местного управления НКВД РСФСР. В октябре 1918 года оно было реорганизовано в Главное управление милиции НКВД РСФСР – самостоятельное звено НКВД.
10 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первое Положение о рабоче-крестьянской милиции, в котором был обобщен и законодательно закреплен опыт строительства милиции, накопленный в первые годы советской власти. С изданием данного Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.
Формирование советской милиции в России в 1917–1920-х годах имело свои особенности, обусловленные тем, что на ее территории начиная с 1915 года фактически не прекращались военные действия (Первая мировая война (1914–1918 гг.), Советско-польская война (1919–1921 гг.). Организация милиции в этот период происходила на территориях, занятых Красной Армией и где устанавливалась советская власть.
Усилия по централизации милицейского аппарата России были предприняты 13 августа 1920 г., когда руководство Губмилиции переименовывается в Управление рабоче-крестьянской милиции республики.
Переход к мирному строительству требовал выработки Положения о НКВД, точно определяющего его структуру и задачи в новых условиях. 24 мая 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о НКВД. В нем по сравнению с Положением о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. была детализирована и уточнена компетенция центрального аппарата милиции. Выделялись такие направления руководства, как порядок учета, комплектования и распределения личного состава, руководство деятельностью уголовно-розыскных учреждений, обеспечение милиции всеми видами довольствия.
Главмилиция ССРБ являлась самостоятельной структурной единицей НКВД. Начальник Главмилиции назначался Президиумом ЦИК по представлению коллегии НКВД, а начальники отделов Главмилиции назначались и увольнялись НКВД по представлению начальника Главмилиции.