Курсовая теория на тему Право собственности государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 8
1.1. Понятие, сущность и виды права государственной собственности 8
1.2. Правовое регулирование права государственной собственности 11
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ И УПРАВЛЕНИЕ ПРАВОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ 17
2.1. Объекты, субъекты и виды государственной собственности 17
2.2. Управление государственной собственностью в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
В современных непростых условиях развития российской экономики особого внимания заслуживает сфера права государственной собственностью, в частности, бюджетными средствами, которые, являясь неотъемлемой частью государственного имущества, выступают в качестве важнейшего управляющего рычага России, направленного на обеспечение безопасности граждан и усиление экономических позиций государства.
Одним из основных инструментов государственной политики в сфере управления государственным имуществом на протяжении уже нескольких лет является приватизация, которая в качестве своей цели подразумевает сокращение государственного сектора экономики. При этом необходимо отметить, что Правительство РФ в качестве основной задачи государственной политики обозначило увеличение доходов федерального бюджета от управления государственной собственностью. Актуальность данного направления неоспорима, особенно в сложившихся кризисных для отечественной экономики условиях.
Становлению и развитию института государственной собственности отводится особое место в организации жизни общества. Государственная собственность является важнейшей составляющей экономической основы органов власти и несет в себе огромный потенциал для решения задач инновационного развития страны и улучшения уровня и качества жизни населения. Государственная собственность, как специфический объект управления, требует инновационного подхода при построении системы управления. В настоящее время каждым объектом государственной собственности органы власти управляют отдельно, что, безусловно, сказывается на состоянии экономики.
Проблемы государственной собственности находятся в центре внимания современной науки и практики. Проводимые преобразования в сфере отношений собственности в Российской Федерации определили, что своевременное выявление проблем государственной собственности и разработка мер, способствующих повышению качества управления объектами государственной собственности являются основным направлением деятельности органов государственной власти. Упорядоченные отношения субъектов в данной сфере способствуют повышению качества управления государственной собственностью, позволяют избежать неуправляемости и хаоса, которые всегда присутствуют в переходном обществе при смене принципов, функций, форм и методов государственного управления, при внедрении рыночного механизма в социально-экономические отношения и позволяют обеспечить рост экономики страны.
Государственная собственность, выступая как национальное богатство. является не только важнейшим экономическим и политическим фактором развития национальной экономики, обеспечивает экономическую независимость страны, она также является гарантом выполнения государством своих социальных функций, поэтому на сегодняшний день вопрос решения проблем государственной собственностью в Российской Федерации является актуальным. На сегодняшний день проблемы, относящиеся к использованию государственного имущества и эффективному управлению им, недостаточно теоретически проработаны как экономической, так и юридической наукой.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена значительной ролью права собственности и иных вещных прав в условиях рыночной экономики. Это в свою очередь определяется тем, что отношения собственности всегда считались наиболее сложными вопросами в теории гражданского права, учитывая их непосредственную связь с политическими, идеологическими и социально-экономическими отношениями в обществе. Проблемы защиты прав собственности и иных вещных прав имеют практическую значимость, поскольку в современных условиях возникает много спорных вопросов относительно правового регулирования отношений собственности.
В отечественной и зарубежной литературе достаточно широко исследованы вопросы государственной собственности и проблем управления государственной собственностью. К числу ученых, проводивших свои исследования по данным вопросам, относятся В.В. Бандурин, А.О. Воронцова, С.Г. Еремин, В.В. Касаткин, О.В. Панина, С.Е. Прокофьев, Г.В. Пушкарева, О.С. Сухарев, С.В. Торопов и др. Однако, мировой экономический кризис, условия международной изоляции Российской Федерации, введенные экономические санкции обусловливают динамичность экономических изменений и появление новых проблем в анализе государственной собственности, что требует их более глубокого изучения.
Объектом исследования курсовой работы выступают объекты имущественного комплекса, находящиеся в государственной собственности.
Предметом исследования курсовой работы являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в процессе развития государственной собственности в России, а также нормативно-правовая база, регулирующая данные отношения.
Целью курсовой работы является выявление особенностей права собственности государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы:
— раскрыть понятие, сущность и виды права государственной собственности;
— изучить правовое регулирование права государственной собственности;
— рассмотреть объектов, субъектов и виды государственной собственности;
— проанализировать управление государственной собственностью в России.
Методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу курсовой работы составили международные правовые акты, Конституция РФ , ГК РФ , конституционные и федеральные законы РФ, нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой курсовой работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы повышения эффективности государственной собственности.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Право собственности в аспекте института собственности государства представляет собой законодательно установленные правовые нормы, определяющие рамки возможных действий государства по присвоению, владению, пользованию и распоряжению совокупностью определенного круга имущества, включенного в гражданской оборот. Право собственности как субъективное право возникает у государства во всем многообразии проявления правомочий владения, пользования и распоряжения. Права принадлежат государству как собственнику непосредственно в силу закона независимо от правового основания возникновения права собственности.
Наличие большого объема государственной собственности Российской Федерации за ее пределами, а также все большая правовая, а также социально-политическая интеграция нашей страны в мировой пространство, придает важнейшее значение таким вопросам, как правовой статус собственника того или иного имущества, коллизия норм в международном частном праве либо гарантии прав собственника имущества, которое находится на территории какого-либо иностранного государства, правовые пределы иммунитета государственной собственности за рубежом, а также правовые рамки деятельности государственных органов Российской Федерации для обеспечения сохранности всей собственности страны, которая находится за границей.
Объектами права собственности государства признаются земельные участки, горные отводы, имущественные комплексы, предприятия (как промышленные, так и сферы услуг), здания, сооружения, оборудования, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, а также другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, равно как и результаты интеллектуальной деятельности.
Субъектами права государственной собственности выступают: «граждане РФ всех национальностей» как субъекты права пользования объектами собственности российского народа; граждане РФ как субъекты пользования объектами государственной собственности (собственности российского государства). Однако, по нашему мнению, в демократическом обществе и социально-ориентированном государстве субъектами права государственной собственности должны выступать отдельные личности.
Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления.
Законодательство о приватизации не содержит норм, регулирующих осуществление контрольных мероприятий, однако основы организации, в том числе цель и этапы контроля за ходом проведения приватизации, имеются в Концепции управления государственным имуществом и приватизации.
По нашему мнению, высокого уровня эффективности управления государственной и муниципальной собственностью в РФ, возможно, добиться только принятием определенной программы, регламентирующей управление и распоряжение муниципальной собственностью, где будут рассмотрены определенные способы и методы управления. Концепцию данного управления было бы рациональным разработать на основе опытов городов Российской Федерации. В этой концепции целесообразным было бы осветить все проблемы, пути их решения, установить определенные сроки, в которые необходимо будет уложиться. Основной целью должна стать разработка эффективного механизма управления государственной и муниципальной собственностью, а также контроль над исполнением всех мероприятий, направленных на повышение социально — экономического положения региона и страны в целом за счет рационального управления собственностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие, сущность и виды права государственной собственности
Российская Федерация насчитывает миллионы богатейших гектаров земли, благодаря которым обеспечивается развитие и благосостояние государства. Земельное законодательство стремительно развивается, и такой вопрос как разграничение и формирование земельных участков государственной собственности является актуальным в современной земельной политике.
Государственная собственность – это ключевая составляющая современной экономической системы, так как она охватывает достаточно большой объем различных объектов, которые являются основными инструментами для обеспечения устойчивого социально- экономического роста страны в целом . От рациональности и эффективности управления государственной собственности напрямую зависит общественно-экономическое развитие всего государства в целом. Необходимо помнить о том, что государственная собственность обеспечивает национальную безопасность страны, достижение общенациональных целей, а также удовлетворение общественных интересов и потребностей со стороны общества.
Государственная собственность — категория имущества, которым владеет государство в единственном лице, на правах совместной или долевой собственности.
Государственная собственность на протяжении долгих лет имеет большую значимость. Наглядным примером служит земельный строй СССР, направленный на национализацию земли, что означало отмену частной собственности и установление государственной, исключительной собственности Советского государства. Землей не могли распоряжаться ни отдельные граждане, ни кооперативные и иные общественные организации, все они являлись пользователями государственного единого земельного фонда. С изменением государственного устройства страны, проведением современной земельной реформы и принятием Конституции государственная собственность перестала быть единой формой землевладения. Земля и другие природные ресурсы, согласно статье 9 Конституции РФ, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .
Под государственным сектором чаще всего в научной литературе понимается часть национальной экономики, функционирующая под прямым управлением государства, являющаяся организационно-правовой формой государственной собственности. В предыдущей концепции управления государственным имуществом в РФ, принятой в 1999 году, было дано определение государственного сектора экономики как совокупности экономических отношений по использованию государственного имущества, которое закреплено за федеральными государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, за государственной казной РФ, а также имущественные права, вытекающие из участия РФ в коммерческих предприятиях и организациях. В новой Государственной программе Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327, нет вообще определения государственного сектора экономики, а то, что ранее относилось к государственному сектору экономики, рассматривается как федеральное имущество.
Право собственности в аспекте института собственности государства представляет собой законодательно установленные правовые нормы, определяющие рамки возможных действий государства по присвоению, владению, пользованию и распоряжению совокупностью определенного круга имущества, включенного в гражданской оборот. Право собственности как субъективное право возникает у государства во всем многообразии проявления правомочий владения, пользования и распоряжения. Права принадлежат государству как собственнику непосредственно в силу закона независимо от правового основания возникновения права собственности.
Государственная собственность – сложное комплексное и многоотраслевое хозяйство, поэтому крайне необходима четкая организация управления ею, а правовое обеспечение государственной собственности служит важным условием ее эффективного использования.
Как отмечает в своих научных исследованиях Г.В. Пушкарева, «об эффективности государственного управления можно говорить, если государственные органы вовремя обнаруживают проблемы и находят рациональные пути их решения». Управление государственной собственностью понимается как управление ее воспроизводством, использованием и трансформацией.
Анализируя подходы к определению понятия «государственная собственность», следует особенно отметить научное понимание, а именно: «Государственная собственность — это набор прав (владения, распоряжения, наследования эксплуатации и др.) принадлежащих государственным учреждениям (правительству и другим органам власти)». Государственная собственность — это совокупность всего материального и нематериального имущества, находящегося в распоряжении государства. Распоряжение этой собственностью осуществляется в интересах всего общества .
Государственная собственность доминирует в тех отраслях хозяйства, которые обладают приоритетным общеэкономическим значением. К ним относится:
1. непроизводственная сфера (образовательные и медицинские учреждения, предприятия ЖКХ);
2. транспортная инфраструктура (железные дороги, автомагистрали, портовые сооружения);
3. атомная, военная и аэрокосмическая отрасли;
4. новейшие наукоемкие производства.
Таким образом, право собственности в аспекте института собственности государства представляет собой законодательно установленные правовые нормы, определяющие рамки возможных действий государства по присвоению, владению, пользованию и распоряжению совокупностью определенного круга имущества, включенного в гражданской оборот. Право собственности как субъективное право возникает у государства во всем многообразии проявления правомочий владения, пользования и распоряжения. Права принадлежат государству как собственнику непосредственно в силу закона независимо от правового основания возникновения права собственности.